1. Глупый ли соловей? И если глупый, то почему?

Рецензия на «Глупый Соловей и мудрый Ворон. Грустная сказка» (Любовь Сушко) http://www.proza.ru/2010/05/29/316

Красивая сказка! Я ребенком такие очень любила, да и сейчас тоже люблю. Но она скорее про то, мне кажется, как соловей скурвился. Потому что хотел быть и оставаться первым и единственным.

На этом заканчивается моя рецензия, а сейчас хочу перечитать эту сказку внимательнее и написать более подробную рецензию. В кавычках цитаты из сказки Любови Сушко.

"На рассвете в дремучем лесу вдруг появился и запел Соловей.
[..]
Черти всполошились, побежали соловья послушать, Леший остановился, Водяной вынырнул из тихого омута – он там, у Омутника гостил, споры с ним бесконечные вел."

Начало сказки обалденное! Дремучий лес, населенный разными существами, и все слушают песню Соловья.

"Такое внимание Соловью было ну очень приятно."

Тут мы Соловья по-человечески понимаем. Внимание нам всем приятно.

"Только черти наши полосатые  быстро устали слушать одинокого соловья, и решили они других поискать."

И чертей тоже можно понять. Проведем аналогию: соловей - это артист, творец, писатель, художник, а черти - это публика.

Не можем мы не переставая слушать кого-то одного, иначе этот один - не артист и не писатель и не художник, а гуру, в том смысле, в каком предостерегают от гуру и от сект, иначе, мол, уйдешь от жизни, изолируешься, станешь зависимым от гуру, а это опасно.

И как бы ни хороши были песни Соловья, но есть у нас и наша жизнь, которую нужно жить. Так что даже если и не устали, то нужно и нам, и чертям отрываться от пенья Соловья и заниматься текучкой и другими своими собственными делами.

И еще - очень важное. Внимание нужно не только Соловью, внимание нужно всем, каждому из нас, и чертям тоже нужно внимание. И я думаю, что не надоел бы Соловей чертям так скоро, не устали бы они от него, если бы и Соловей обращал свое внимание на чертей. Чем они живут, что им интересно, этим чертям, что они чувствуют, думают, переживают, из-за чего дерутся и прочее. Тогда Соловей и пел бы по-другому, даже если бы и не ставил перед собой "творческой задачи" отразить в своей песне жизнь чертей. Его интерес к чертям и желание увидеть и понять их в любом случае изменило бы его пение. И поскольку Соловей талантлив, то пение его от этого бы не испортилось и стало интереснее для чертей.

Но психология чертей в сказке отличается от моей психологии и психологии моих чертей, и они решили поискать себе других соловьев, что тоже можно понять:

Больше соловьев, хороших разных!

Соловьи разные нужны,
Соловьи разные важны.

Тем более что:

"Говорил им  Велес, что никто не должен один оставаться. У любого духа, зверя, птицы всегда должна быть компания, чтобы им не скучно, не одиноко было."

Правильно говорил Велес! Ведь здесь, как в любой сказке, речь не о духах, зверях, птицах, а о нас, людях.

"Черти, правда, в том не были уверены, они прекрасно видели, что, как только соберутся больше трех, так у них и скандалы, и потасовки начинаются, то ругаются, то пинаются, а то и кусаются."

Ну да, и у нас, людей, тоже такое бывает, а почему - об этом много уже и говорили, и писали, и думали.

"И все им целую ораву надо, от одного Соловья скоро не будешь знать, куда деваться, а им хор целый подавай, надоело жить спокойно, - ворчал кот, ему не нравилось, когда много птиц собиралось, только проблемы с ними лишние."

Интересный кот-мизантроп! Соловьененавистник. Почему это у него проблемы лишние с птицами, когда их много? Характер не раскрыт! Но априори названо ворчание кота разумным советом.

"Но когда это черти слушали разумные советы. Нет,  полюбить – так богиню, проиграть –так миллион, если Соловьев – так целый лес.
И всегда так с чертями, они сначала что-то сделают, а потом думать начинают – такими уродились."

Ну да, не подумали они о том, что для этого Соловья общения не существует, петь с хором он ну никак не пожелает и что для него это будет конкуренция, почти война.

"Если вы думаете, что чертям  не удалось найти Соловьев, то заблуждаетесь [..]"

Читателю или слушателю - возможно, ребенку - внушается, что логично было бы, если бы Соловей был уникальным существом. Одним-единственным в своем роде.

Хотя сказка должна ведь отражать реально существующий мир, в котором жить ребенку. А реальность такова, что даже Соловей не один, даже самый-самый развоображулистый не один. И когда заметит он, что он не единственный и не "самый-самый", то для него это будет трагедией.

Возможно, что сказка эта и есть о драме (будем надеяться, не трагедии) ребенка, которому внушили, что он единственный и "самый-самый". Когда ребенок сталкивается с реальностью: не только не единственный, но и не самый-самый - это драма. И может тогда ребенок сделать вывод, что он должен стать самым-самым. И будет видеть в отношениях между людьми только конкуренцию. И будет каждого человека сравнивать с собой, кто выше, а кто ниже, кто лучше (поет), а кто хуже, кто появился в лесу первым, а кто его не смог обогнать. И будет ребенок каждому, кто обогнал его в чем-то, завидовать, а тех, кто отстал от него в чем-то, считать завистниками. Будет думать, что ему завидуют.    

"Расселись они все по деревьям – черти их туда посадили, снизу стали  им сигналы посылать, и запели, и засвистели  соловьи. Но пели они  сначала не очень стройно, черти–то договорились плохо и каждому  хотелось как-то выделиться,  своим соловьем перед другим похвалиться, но потом ничего, у них хорошо получилось, слаженно."

Интересная картина мира. Каждый соловей поет не сам по себе, а каждым соловьем управляет черт. Даже садятся эти соловьи туда, куда их управляющие ими черти посадят. И договариваются соловьи не друг с другом, как им петь слаженно, а черти, управляющие соловьями, договариваются друг с другом, а потом каждый отдельный черт объясняет каждому отдельному соловью, как тому петь. И только один-единственный соловей садится, где хочет, и поет так, как сам считает нужным.

И черти - сначала они стремились занять первое место в конкурентной борьбе и чем-то выделиться, а потом все же договорились и запели (кто? соловьи или все же черти?) хорошо и слаженно.

Тут у меня появилась такая мысль. Не полагает ли автор сказки, что общение, коммуникация, договоренности друг с другом, умение сообщать друг другу о своих желаниях и потребностях и учет желаний и потребностей другого - это все черти? Черти, которые "сначала что-то сделают, а потом думать начинают – такими уродились". А может быть, они что-то делают, а потом смотрят на результат своего действия или на реакцию других чертей - получают, так сказать, обратную связь, а потом продолжают действовать, учитывая полученную обратную связь, и главным образом, реакцию своих собратьев - чертей?

И только один соловей, Соловей, или первый Соловей, не имел своего персонального черта, который общался бы и договаривался за него с другими соловьями. Ведь в этой сказке все соловьи общались друг с другом только через посредников - чертей. Получается, что первому Соловью недоставало устройства для общения. 

Продолжение следует, здесь: http://www.proza.ru/2010/05/30/896


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.