Сибирячка

Леонид Беспамятных
Пассажирский  поезд  остановился  на станции Ишим. В купе вошла женщина, мы познакомились. Вера Ивановна тут же достала баночку с ва-реньем, плюшки с маком, проводница  принесла  чай. За чаем пошел неспешный разговор о самом - самом: о видах на урожай, о погоде, о жизни в деревне, о политике. Вера Ивановна затронула тему       войны, стала рассказывать историю, которая случилась с ней много лет назад:               
«Все началось с курьеза. Мы со школьной подругой Ниной поздним вечером шли из  соседней  деревни,  там  в  клубе были танцы под баян. Остановились передохнуть у одинокой березы.               
- Нина! - сказала я. -  Ты  представляешь? У меня из головы  не  выхо-дит  тот  лейтенант. Я ведь  видела,  что  он  с  меня  глаз  не сводит… По-нять не могу, почему не подошел ко мне?  Парень - то, каких поискать!
- Глупая у тебя  голова, Вера! - сказала  подруга. - Завтра  сдавать эк-замен, а ты - про женихов…
- Нина! Обещаю, что если сдам физику, то доберусь до самой макуш-ки этой березы, -  изменила я тему разговора. - Не веришь?
- Ну, ты, Верка, даешь!  Береза - то вон какая высокая, веток от земли нет.  Конечно, не верю…
- Доберусь! Сибирячка ведь я! Вот, Нина, увидишь! Лишь бы экзамен сдать!
…Физику  я  сдала на  пятерку, это был  последний  экзамен  за  деся-тилетку.
Нина тут же напомнила мне о разговоре у березы. Деваться некуда: я сделала вид, что обиделась:
- В нашей семье не привыкли словами разбрасываться! Приходи зав-тра часа в три к березе.
- Что ж, посмотрим, -  усмехнулась Нина. На том и расстались.   
   Мой  план был прост - я надеялась  на  помощь  брата Кузи. Он ра-ботал на ферме, за ним лошадка была закреплена. Вернувшись домой, я тут же все ему рассказала, попросила помочь. 
- Запросто!  Помогу, раз надо! - уверенно пообещал Кузя.
В воскресенье  я  приоделась в спортивные шаровары, жду брата у березы.
После обеда  Кузя приехал, меня с телеги на березу подсадил, сам  тут же на ферму укатил.
Карабкалась я по веткам осторожно, на землю не смотрела, боялась, что голова закружится. Добравшись до вершины, огляделась. Вокруг было безлюдно, у реки паслось стадо коров. Давно подошло время дневной дойки, но никто  из  деревенских на тропинке почему - то не появлялся.
- Странно…  Никого нет, куда все подевались? - забеспокоилась я. 
Вдруг - откуда ни возьмись - легковушка выскочила на поляну. За ру-лем - военный. Я  сразу  узнала  его,  это  был тот самый лейтенант, кото-рого  увидела вчера в клубе на танцах.
- Эй, командир! - закричала я, раздвинув ветки. Лейтенант опешил, увидев меня.
- С ума сойти! - не поверил он. - Как  же  вы   забрались? Не страшно?
- Ничего страшного! - отвечаю ему. - Вот вырабатываю характер. С подругой вчера поспорили. Жду ее, а она чего - то замешкалась.
- Беда произошла! - сказал лейтенант. - Не до этого сейчас людям…
- Что случилось? - чувствуя неладное, спросила я.
- Только что Молотов выступил по радио. Война началась…
У меня закружилась голова, стала хвататься за ветки.
- Ой, мамочка! Как же так?
- Не паникуйте, я помогу! - крикнул он, сам уже ко мне ловко подни-мается, быстро оказался рядом.
- Иван! - представился лейтенант, покраснел, как маков цвет. - Изви-ните, а как ваше имя? 
- Вера.
- Хорошее имя. Пить будете? - не дожидаясь ответа, протянул фляжку. - Попейте, полегчает.
Я взяла фляжку и начала пить воду.
- Спасибо. Мне  стало легче. 
- Ну и хорошо, - сказал Иван, - не переживайте. Враг будет разбит, всего - то и делов…
- Куда ж это вы, Иван, направляетесь? - спросила я.
- На  разьезд. Надо  встретить  командира, а  я, как  назло, заблудился. Поезд  прибывает через час. Дорогу на разьезд знаете?
- Знаю. Я до развилки дорогу покажу, оттуда  недалеко, километра три всего.
- Понял. Попробуем спускаться? - заторопился он.
… Сели в машину, поехали. Недалеко от развилки он вырулил на большую поляну.
- Подождите, Вера, чуток!
Смотрю - с букетом  полевых цветов возвращается.
- Возьмите, Вера. Вы такая же красивая, как эти цветы. Честное слово!
- Спасибо! - отвечаю, а у самой щеки огнем полыхнули.
- Вера, - сказал он, не отрывая от  меня  глаз, -  думаю, что наша встреча - это сама судьба!
- А я вас сразу узнала, - прервала я его. - В клубе хотела пригласить  на вальс, но вы внезапно ушли.
- Служба, вызвали в часть, - сказал он. Затем грустно улыбнулся и до-бавил:
- Ничего, Вера, у нас все впереди. Скажу прямо: мне вы сразу очень понравились, так как не похожи ни на одну девушку, которых я встречал раньше.
Не верите? Честное слово!
- Откуда мне знать? - тихо ответила я.
- Да, пожалуй! – согласился  Иван, посмотрел на часы. -  Однако, мне пора. Давайте, Вера, еще раз встретимся здесь. Мне политрука встречать вечером с поезда, я пораньше из части выеду».
Тут Вера Ивановна замолчала.
- Ну и что было потом? - поинтересовался я. - Вы встретились?
Вера Ивановна  горестно вздохнула:
«Какое там! На  поверку  все  вышло иначе. Я пришла вечером, про-ждала его до полуночи, но... напрасно. Утром  до  меня дошла новость, что их воинская  часть ночью убыла на фронт.  Беда  еще  в  том, что  я не знала  его  фамилии, как  и он моей. Деваться некуда: осталось надеяться только на чудо.
Отца и брата  сразу же призвали в армию, а мы с мамой переехали жить к  ее родственникам в Омск. Я закончила курсы медицинских сестер, работала в госпитале, с 1942 года - в санитарном поезде, который форми-ровался в Омске.
Повидала  я тогда всякого, не забыть. Война  для меня закончилась в Польше.  После войны вышла замуж за фронтовика, родила дочь. Но муж мало прожил,  умер от ранений. Вот такая у меня  судьба.
- Но жизнь - интересная штука, всякое бывает. Позавчера  включила вечером телевизор, а там идет программа «От всей души». Дай, думаю, посмотрю любимую передачу. Телеведущая Валентина Леонтьева  бесе-довала с седовласым, высоким мужчиной.
- Вера  такая  хорошая! - рассказывал мужчина. - Загляденье! Как ее встретил, с той  поры  кроме  нее, никого мне на свете не надо было! Я не знаю, где она живет сейчас, как у нее сложилась судьба, жива ли еще?  Но я всю жизнь искал мою Верочку…
- Подумать только! Я схватилась за голову. Неужели? Вперилась в те-левизор. Иван? Точно, это он!
А мужчина  все  рассказывал: о встрече  с  девушкой в начале войны, о своей непростой судьбе…
Передача закончилась, я заплакала. Но потом взяла себя в руки, ре-шила  срочно ехать в Москву. Дочке тут же все рассказала, но она катего-рически стала возражать против поездки:
- Мама, остепенись, не смеши людей! В конце концов, напиши пись-мо на телевидение.
Я была в  отчаянии и не знала, что предпринять. Не  спала ночь - всё про него думала. Одним словом, все же решилась срочно ехать в столицу, своего Ваню искать. Так я и оказалась в этом  поезде». Вера Ивановна за-кончила свой рассказ.
…Поезд в Москву прибыл рано утром.  Я посадил Веру Ивановну на такси. Прощаясь, обменялись адресами, на том и расстались. А спустя па-ру месяцев получил  почтовую  открытку  из Ишима.  Вера Ивановна по-здравляла меня с наступающим 1980 годом,  также сообщала, что Ивана нашла, что все, мол, у них теперь в порядке.