Как я брала автограф у космонавта

Лина Дей
(записки провинциального библиотекаря)

Никогда не брала автографов у знаменитостей, потому что считаю глупостью хранить дома фотографии посторонних людей. Но случилось так, что однажды автограф мне захотелось взять, правда, не для себя лично. В марте 1997г. в наш город приехал с визитом от компартии космонавт Виталий Севастьянов. Дело было перед выборами президента и целые бригады от всех партий разъезжали по стране, агитируя голосовать за своих лидеров. Наш город находится на территории Амурской области, которая в те годы носила славу так называемого «Красного острова», и, конечно же, коммунистическая партия не посчиталась с расстоянием, надеясь собрать максимум голосов в наших краях.

Встреча космонавта с жителями города проходила в кинотеатре, рядом с которым в то время была расположена библиотека, в которой я работала. Узнав о приезде известного всем человека, я с утра уже ни о чём другом не могла думать, так как задумала взять у космонавта автограф, чтобы оставить о нём память для наших читателей. Тем более, что приезд живой легенды в наше захолустье – событие из ряда вон, и неизвестно, повторится ли ещё что-то подобное.
Ещё сомневаясь, всё-таки порылась в книгах и выбрала подходящую, автора Л.Лебедева «Сыны голубой планеты». Найдя на нужной странице статью о Виталии Севастьянове с его фотографией, я стала настраивать себя на поступок, который мне в силу моей излишней скромности совершить было трудно, но отступать уже не хотелось.
Зато душу грела мысль, что в библиотеке будет книга с автографом известного человека. Понятно, что книга эта приобретёт совершенно иную ценность.
Весь день я крутилась у окон и вот, наконец, увидела, как кортеж, состоящий из «Волг» подошёл к центральной площади. Из автомобилей вышли люди и направились к кинотеатру. Там уже находилась публика, собранная для встречи. Всё время, пока космонавт общался с людьми, меня одолевали противоречивые мысли: то я уверенно иду за автографом, то мне кажется это глупой затеей. Одна лишь мысль успокаивала, что я хочу сделать это не для себя лично.
Наконец встреча закончилась и из кинотеатра стали выходить люди. Набросив на себя куртку и пытаясь немного унять колотившееся сердце, схватив книгу, я бросилась в кинотеатр. Стоя в фойе и пережидая выходивший народ, подумала было уже, что пропустила космонавта. Но нет, вот, наконец, показался и он со своей свитой. Невысокого роста, худощавый, совершенно седой человек, немного постаревший по сравнению со своим фотографическим изображением.
Я бросилась к нему со всех ног, боясь, что не успею. Потом уже подумала, что не надо было мне так торопиться, мало ли, что могли подумать и предпринять его телохранители, но я боялась, что мне не дадут приблизиться к Виталию Ивановичу. Севастьянов, увидев, что к нему со всех ног бежит какая-то сумасшедшая, резко остановился, побледнел и отшатнулся.
-Виталий Иванович, здравствуйте! Я из библиотеки, распишитесь, пожалуйста, в этой книге!
Космонавт пришёл в себя, ответил на моё приветствие и взял ручку. Взяв книгу на открытой странице, поставил размашистую роспись и попытался вернуть книгу мне.
-Виталий Иванович, но ведь этого мало, - взмолилась я, напишите ещё что-нибудь. Видимо, ошарашенному моим набегом человеку трудно было сосредоточиться, он никак не мог решить, что же написать.
-Напишите своё пожелание нашим читателям – подсказала я.
Космонавт опять взял книгу и написал: «Желаю успехов и удачи», поставил дату и отдал её мне. Горячо поблагодарив его, я побежала обратно, окрылённая успехом. Коллеги поудивлялись на меня, обозвали «авантюристкой», разглядывая автограф. А я, немного поостыв, представила, что могло быть со мной, если бы люди, сопровождавшие космонавта, действовали немного порасторопнее…
Вот такая история. Многое изменилось с тех пор, как произошла эта встреча. Нет в живых уже и Виталия Ивановича, а у меня осталось воспоминание о коротеньком общении с человеком, известном всему миру. Книга с его подписью стоит в библиотеке на полке, и теперь, после смерти космонавта, стала настоящей библиотечной реликвией.