Охота по-королевски

Юрий Берг
Авторы: Бэлла Иордан, Юрий Берг
(материал приводится в небольшом сокращении)

Немного о короле
 
В Германии есть много знаменитых исторических мест, но то, о котором пойдёт сегодняшний рассказ, знаменито по-особенному: оно связано с именем последнего баварского короля Людвига Второго.
Король-мечтатель Людвиг Баварский был самой трагической фигурой XIX столетия. Его называли немецким Гамлетом. Он был красив, статен и обладал некоторыми странностями характера, не свойственными особам царских кровей: монарх мало занимался государственными делами, предпочитая им занятия высокими искусствами – музыкой, поэзией, архитектурой и живописью. Недаром баварцы прозвали своего сюзерена «сказочным королем». Как все богато одарённые натуры, сказочный король предпочитал мечтательное уединение, созерцание природы. По этим причинам король и построил на острове Херренинзель (господский остров) посредине озера Кимзее, именуемого ещё и «Баварским морем», один из своих дворцов – знаменитый Херренкимзее (Herrenchiemsee), точную, но слегка уменьшенную копию парижского Версаля. Визиты «сказочного короля» в Херренкимзее были непродолжительными, за исключением осеннего посещения замка в 1885 году, когда Людвиг II провел в своем Версале только лишь девять дней, но его неизменное присутствие ощутимо в этих местах и до сегодняшнего дня.
Именно здесь, у стен дворца и в его живописных окрестностях, в память о последнем баварском короле нынешние потомки «королевских подданных» каждый год, во вторую субботу октября, проводят величественное и прекрасное спортивно-охотничье шоу – Большую Королевскую Охоту, демонстрирующую нерушимый синтез человека, животных и природы.
 
Над всей Баварией дождь
 
...День десятого октября нынешнего года не предвещал хорошей погоды. С самого раннего утра над всей Баварией висели тёмные дождевые облака, грозя ежеминутно пролиться на землю холодным осенним дождём, а интернет-сводка вообще обещала грозу.
Наверное, в небесной канцелярии услышали наши молитвы, так что первые капли дождя упали на землю как раз в тот момент, когда была закончена церемония финала.
...Дорогой читатель, вы были когда-нибудь на охоте? Многие из вас ответят утвердительно, тем более что на исконно казахских землях во все времена охота была не просто увлечением, а жизненной необходимостью. Правда, во все времена охота в Европе несколько отличалась от той, которая исторически сложилась в степях и горах Азии. В Германии охотятся только группами, в короткий сезон. Охотнику-одиночке нельзя взять гончую и запросто пойти погонять зайцев. И, конечно, охота на зверя со стаями гончих здесь запрещена законом. Но охотники-гончатники организуются в специальные клубы, где работа с гончей стаей поручается нескольким мастерам-выжлятникам, и каждый год проводят охоты, подобные сегодняшней.
Инициатором создания и бессменным президентом Баварского общества псовой охоты является господин Тони Видеман (Toni Wiedemann), а патроном – Леопольд, принц Баварский (Luitpold).
 
Ритуал парфорсной охоты
 
Традиция псовой конной охоты пришла в Баварию после возвращения в родные пенаты курфюрста Макса Эмануила Баварского, воспитывавшегося во Франции при дворе Людовика XIV. Типично немецкая форма псовой охоты развилась в конце 19-го начале 20-х веков. У французов были заимствованны элементы особого церемониала – классической французской псовой охоты на оленей с лошади «Chasse a courre» и особые сигналы, подаваемые рожком.
Ритуал исторически сложился чрезвычайно эффектным. Персонал и все охотники обязательно должны быть одеты в красные фраки, черные бархатные жокейские фуражки, белые лосиные панталоны и высокие лакированные ботфорты с гремящими шпорами. В руках у наездников – арапники или стеки, а в кожаных чехлах седла – небольшие прямые медные трубы. В них изредка пронзительно трубят, подавая сигнал отставшим или для сбора. В снаряжение лошади входят непременное английское седло и уздечка с мундштуком, а также кожаные ногавки, защищающие ноги лошади от колена до бабки. В Германии, к примеру, в период расцвета Вюртембергского герцогства в конце XVII- начале XVIII века охота приобрела такой высокий общественный статус, что в 1702 году герцог Эберхард Людвиг учредил даже специальный охотничий орден Святого Губерта.
 
«Во имя спорта, во славу короля!»
 
...Торжественно звучат охотничьи валторны. Они зовут участников к Большой Королевской осенней охоте. На фоне замка короля Людвига II и сказочной панорамы Альп сегодня происходит одно из самых великолепных охотничьих событий Германии.
Шестьдесят пять всадников и амазонок из Германии и Австрии выстраиваются полукругом у стен древней кирхи. Следуя принятому порядку, местный пастор читает молитву и освящает всадников вместе с их лошадьми святой водой. Главный распорядитель парфорсной охоты, господин Ханс-Вольфганг Циглер (Hans-Wolfgang Ziegler) объявляет охоту открытой. Звучат слова клятвы: «Во имя спорта и короля!» Всадники занимают места на исходном рубеже, трижды звучит охотничий рог – и охота начинается!
 
Загон – занятие для настоящих мужчин
 
...Лавиной несутся всадники, неотступно следуя за распластавшейся в беге сворой собак. Лай, храп лошадей и топот копыт, красные фраки охотников и чёрные – амазонок, рождают чувство чудесного перемещения во времени на два века назад.
Остров имеет пересечённый рельеф, и всадникам предстоит пройти несколько этапов сложного и небезопасного пути. К их конно-спортивной подготовке предъявляются высокие требования: надо преодолеть двадцать километров охотничьих троп, луга со скошенной травой, взгорки и лесные просеки, тридцать пять природных и искусственно созданных преград, не отстать от своры, не потерять след «зверя».
Современная парфорсная охота, в отличие от бывших когда-то, бескровна – на самом деле зверя нет. Собачья свора идёт по ароматному следу – «запаху зверя», который оставляет на маршруте преследования егерь, на охотничьем жаргоне именуемый «лисой». Всё остальное – всерьёз. И травмы, которые изредка случаются на такой охоте, тоже самые настоящие.
Английские гончие Баварского общества псовой охоты считаются лучшими собаками, пригодными для охоты на лис, кабанов и оленей. Они обладают быстрым бегом и цепким держанием следа – бесценными качествами, генетически передающимися из поколения в поколение. Воспитывает свору «мастер». Десять трубачей из группы «Bien Aller de Baviere» трубят в валторны, приветствуя и сопровождая галопирующих участников охоты.
...Охотники стремительным галопом скачут за сорока английскими гончими, – «фоксгаундами», – породой, выведенной специально для псовой охоты и содержащейся в питомнике Баварского союза парфорсной охоты. Один этап охоты сменяет другой, преодолеваемые препятствия и задания для собак и охотников становятся всё сложнее и сложнее.
...Вот послышался собачий лай, и на берег канала, служившего в середине девятнадцатого века затоном для королевских лодок, вылетела собачья стая и закрутилась на месте, потеряв у воды след. Выехавшие из леса всадники отпускают поводья и лошади, тяжело поводя мокрыми боками, осторожно входят в воду. Собаки, вслед за вожаком, поднимая тучи брызг, бегут по мелководью. Выскочив на противоположный берег, они снова берут след и погоня продолжается...
Последний километровый бросок по широкой лесной просеке – и охотничья лава под аплодисменты многочисленных зрителей останавливается на лужайке у королевского дворца. Лица охотников сияют счастьем – богатый событиями охотничий день заканчивается. Главный распорядитель охоты благодарит всех участников за самоотверженность и высокое спортивное мастерство. Снова звучит: «Во имя спорта! Да здравствует король!» Наступает апофеоз действа: собакам даётся команда «можно!», и они гурьбой набрасываются на приготовленное для них угощение – телячьи внутренности, брошенные егерями в траву. Это поощрение псам за службу и нелёгкий труд.
Всадники спешиваются, наступает время раздачи наград – дубовых веток, прикрепляемых к шляпе охотника, а от мастера псарни – охотничьих розеток, повторяющих бело-голубую гамму баварского национального флага. На прощание – бокал шампанского. Охота закончилась, но не закончился праздник. Вечером будет дан бал: приглашаются дамы и кавалеры. По протоколу: дамы – в вечерних туалетах, мужчины – во фраках.
 
10 октября 2009 года, Бавария
 
*Материал опубликован в:
 
-Журнале "Rosenheimerjournal";
-Журнале "Контакт-шанс";
-Журнале "Tengri"
-Газете "Европа-экспресс";
-Журнале "WAY"