Сувенир

Николай Шурик
            Последнее время из Саврани я уезжал на Киев автобусом в 11 часов. Он приходил в 17.30 , и до поезда, уходящего в 21 час, времени было более, чем достаточно. Однако, на этот раз обратные билеты были только на поезд, уходящий в шесть вечера с минутами, так что, даже незначительная задержка автобуса чревата была серьёзными последствиями. Были, конечно, два альтернативных варианта. Первый – автобус до Киева, идущий в четыре часа утра. Правда, чтобы на нем уехать, надо встать не позже 2.30, т.к. нужно разбудить лодочника и добраться до переправы. Преодолев водную преграду, следует еще тащиться по разбитой дороге полкилометра до шоссе. Если перед этим был праздник, то паромщик – тоже человек, и поднять его и довести до лодки – это уже проблема, да и далее «то берег левый может быть, то берег правый», и как-то причаливать он стал метров на пятьдесят ниже, чем надо. Конечно, не смертельно, но кусты не давали лодке дойти до берега, и метра полтора пришлось шлепать по воде, «ако посуху». Опробован был вариант «первый предварительный», при котором мы с тёщей вечером отправлялись в Саврань на машине с вещами, селились в гостиницу, где вставать уже можно было в половине четвёртого, благо, гостиница рядом с автостанцией. Первый раз всё было нормально, при второй попытке автобус не появился, по причине поломки. Далее, пару раз автобус не выходил на маршрут в связи с тем, что в наличии было только 2-4 пассажира.

              После такой «радости» надо было ждать до восьми утра, когда по расписанию шёл автобус до Измаила (ух, название какое, сразу проваливаемся в период противостояния России и Османской империи). Мягкий «Икарус» за 20 минут довозил нас до трассы Киев – Одесса, и тут уже можно было сесть на любой автобус, идущий до Киева. Правда, у этого – второго варианта тоже были минусы: автобусной остановки на трассе не было, так что приходилось стоять с вещами и под палящим солнцем, и под дождём, и под осенним пронзительным ветром. Это ожидание могло длиться и час, и более. Как-то раз, автобус Кишинёв – Киев элементарно меня «прокатил», - он был заполнен так, что пассажиры толпились не только в проходах, но и на площадках, а я был «в комплекте»: две тележки, широченный рюкзак и ещё две сумочки, каждая по восемь кг. И, все таки, надёжность этого варианта была явно более 0,95.

            Таким образом, именно второй вариант был принят мною на этот раз, тем более, что соседка Ирина ехала в воскресенье (9 мая) на рынок, так что мои проводы оказались для неё «по совместительству», а не специальным рейсом, что напрягало бы уже меня. Последний день перед отъездом выдался «проблемным», - ночью я мёрз, утром чувствовал себя не лучшим образом, немного поковырялся на огороде. Сосед смог уговорить пойти на день рождения его сына. Вечером в клубе должен был состояться праздничный концерт. Решил, что я всё успею, стал закрывать коробочками и баночками рассаду перцев и томатов, посаженную день назад.
 
            Солнце «распалилось» настолько, что впервые за эти дни я мог быть на улице в рубашке, а не в куртке. Рассада, между прочим, погрустнела и, раскинув «зеленые лапки», начала приваливаться к земле. Так что, без моего участия в её судьбе она могла бы за два таких дня ликвидироваться как класс, тем более без полива.

          Совсем я расклеился, сгреб в рот кучу таблеток, не принятых утром; легче не стало, пришлось приложиться к подушке. Мероприятие по поводу двухлетия соседского ребенка, запланированное на три часа, началось уже после четырех. Хорошо, что я сразу поставил себе бутылку лимонада. Наташа, мама именинника, была неумолима ко всем гостям, и попытки тех пропустить тост, либо уменьшить дозу, безжалостно пресекались с помощью графина с опалесцирующей жидкостью. Вообще, говорят, «первак», куда не попадает погон остатков, вполне приличная вещь, особенно, если выдержать его на жжёных костях. Увы, я оказался единственным, кто не оценил самогон класса «Люкс». Глянув на часы, побежал домой складываться, потом начал последнюю поливку, потом мойку посуды и банок из-под переложенного в пакеты варенья. Уже двадцать пятнадцать. Ладно, быстренько схожу на концерт, потом всё закончу, сложусь и посплю в тепле (специально протопил печку и нагрел воды).

            После концерта я оказался дома близко к полуночи, попытался что-то поделать,- не получилось, поставил будильник на 5 утра, но долго не мог заснуть. Утром тоже всё делалось не так быстро, как хотелось бы, однако, вроде, почти всё успел. В семь прибежал Сашка – Иринин сын, у них будильник остановился, а мы договорились в 720 выезжать. Уже через две минуты после запланированного срока Ирин «Жигулёнок» бодро побежал по асфальтовой деревенской улице, потом затарахтел по брусчатке между деревнями, и, опять попав на асфальт, быстро проскочил мост через Южный Буг, являющийся границей Кировоградской и Одесской областей (ни таможни, ни пограничников, слава богу, на мосту не было)

          Вот и автовокзал, рынок рядом. Прощаемся мы тепло, но сверху начинает капать холодный дождь. Что и говорить, раз я начал писать об автобусе, на котором мне надо было ехать, понятно, что, ни за 15 минут до 8, ни в 8, ни в 815 , он так и не появился. Теперь остаётся маршрутка, что идёт в 1030 на Одессу, но пассажиры с билетами на Измаильский автобус имеют преимущественное право на место, а мест в маршрутке всегда меньше, чем в «Икарусе», даже если он заполнен лишь наполовину. Короче, шансов у меня нет. Остаётся тот самый одиннадцатичасовой, любая накладка с которым может обойтись мне очень дорого. (Для особо нервных сразу пишу, что я еду в том самом поезде, в котором планировал, т.е. «думайте сами, решайте сами» успел я, иль не успел). Если же он не придет, как и этот наинадёжнейший Измаилький? Вот тогда уже будет 95% гарантии того, что я не успею, и лишь 5% за то, что сразу найду попутку до трассы, сразу на трассе кто-то возьмёт меня до Умани (центра Южного общества (декабристов), возглавляемого Пестелем). Еще Умань знаменита Софиевским заповедником. Тут сплошной «шерше ля фам», - польский богатенький пан, влюблённый в красотку – украинку, посреди степи создал ландшафтный парк, где были озера, речка, водопад, скалистые кручи и затененные низинки. Красота неимоверная! Конечно, девушка, которую совершенно случайно звали Софьей, не устояла. Как будто кто – то из Вас устоял бы в такой ситуации. Так вот, именно там я сяду в маршрутку Умань – Киев, что идёт на час быстрее, чем автобус и лишь тогда я буду сидеть в пятом вагоне своего поезда и писать эти строки.

            Но, не будем надеяться на «авось», у меня ещё есть время, надо только спуститься к остановке около речки. Там любая машина, которая притормозит, чтобы взять попутчиком не длинноногую девушку с сумочкой, а унылого лохматого старого мужчину, за 15 минут домчит его до автобана Одесса – Киев. Кстати, помимо своих годов, этот мужик имеет и другие богатства: на нем мокрая бежевая куртка и джинсы с заляпанными и подвернутыми наружу штанинами, при нем - здоровая «кравчучка» (сумка – тележка), просто сумка и свёрток с вениками. Два из них Ира передает своему брату в Москву и один доставщику, как память о его дачной местности, все жители которой подрабатывают выращиванием проса и изготовлением веников.
Да, нужно скорее уйти с автовокзала, чтобы мы не встретились с Ириной, возвращающейся с рынка, иначе она станет пытаться отвезти меня до трассы. Это проблема для неё, а я как-то не очень люблю, чтобы из-за меня у кого-то были сложности, лучше уж я сам буду решать свои вопросы.

             Правда, всё это время у меня в голове была ещё одна мысль, и я не могу утверждать, что она совсем не оказывала влияние на мои действия. Дело в том, что сразу по приезду увидел я в одном из магазинов шоколадную (в фольге) гривну, что вполне могло служить маленьким, но приятным сувениром. Дело в том, что сейчас во время буйства рынка можно купить одну и ту же игрушку и в Москве и в деревушке под Вологдой. И в том, и в другом случае эта нарядная куколка с фарфоровым лицом и кистями рук будет произведена в Китае.

             А вот отечественный сувенир, особенно специфический, сейчас найти трудно. А тут - сразу три зайца: недорого (совсем дёшево), так что отпадают разговоры типа: «Ой, я не могу принять такой подарок»; съедобно, что немаловажно (съел и с плеч долой); а главное – с символикой места, где я был, и, следовательно, откуда привет. Конечно, из Киева раньше везли «Киевский торт»; из Луганска - конфеты «Курочка ряба» или что ещё; из Литвы – янтарные поделки; из Латвии – подсвечники, кожаные тисненые кошельки и «Рижский бальзам»; из Эстонии - что-то разноцветное, вязаное и яркое. …Сейчас всё это (кроме Луганских конфет) Вы можете найти в любом приличном супермаркете. Короче, денежно – сувенирно - шоколадная идея фикс ворочалась в моей голове, и я уже сбегал на рынок, но в кондитерских ларьках мне твёрдо сказали,  что здесь я могу не искать, и только в магазинах можно найти такие медальки.

           Короче, тянусь я по дороге со своим скарбом под дождём, заглядывая во все продовольственные магазины, находящиеся справа и слева. Уже во втором магазине милая молоденькая кассирша на мой вопрос достала из-под прилавка (как в добрые советские времена) литровую банку, до половины заполненную блестящими кружками. «Тут есть и одна и две, какую Вам давать?». Что ж, я не гордый, беру по две монеты, укладываясь в полгривны. Даже отсутствие очков не помешало мне насторожиться, – на обороте вместо трезубца была какая-то арфа. В шесть глаз (девушка в очках) разобрались, что это ЕВРО. Она поковырялась в банке в поисках монеты, удовлетворяющей меня, но не смогла найти, также не нашла она мне металлической гривны. Так как касса уже отщелкнула чек, принимать обратно ненужные мне «монеты» девушка отказалась, мотивируя тем, что продовольственные товары возврату и обмену не подлежат, если не установлен факт несоответствия их требованиям ТУ.

             Мне пришлось сдаться, тем более, из-за такой смешной суммы устраивать базар просто несолидно. Я схватил свои «Евры» и выскочил на улицу, памятуя, что впереди ещё пара магазинов, и вообще, пора двигаться к основной цели – своевременному попаданию в Киев. Увы, в остальных магазинах не было ни шоколадных гривен, ни таковых же Евро, которые не звенели в кармане моей куртки.
Всё, вперёд, вперёд, вот и та остановка, после которой уже нет развилок, и дорога ведёт туда, куда надо. Только сейчас до меня дошло, что, заглядывая в магазины, я мог бы купить полиэтиленовый пакет или сумку, чтобы защитить себя и свой багаж от H2O (вода по-химически), продолжающей сыпаться сверху. Как я и предполагал, уже вторую девушку, пришедшую позже меня, увозит машина, меня же полностью игнорируют или делают рукой утешающий жест – «Я здесь», или «На заправку», или «Сразу обратно». Большой радости от такого общения я не испытывал, т.к. машины проходили без остановок, а я так безостановочно и оставался на остановке. Но «терпение и труд - всё перетрут», пришёл и мой звёздный час, и подвернувший «Жигуль» с одним водителем притормозил рядом. Понятно, что машинам, забитым под завязку, которых было большинство, я даже и не вскидывал приветственно – просительно свою руку. Мокрая тележка с грязными колёсами была уложена на заднее сиденье, хоть я и противился этому. Ну, всё, захлопываю облегчённо дверцу. Мы трогаемся, спрашиваю, что (сколько) я ему буду обязан, и опускаю руку в карман. Не успевает он ещё ответить, как я судорожно лезу во второй карман и, не обнаружив там своего видавшего виды кошелька, похоже, издаю странный звук, заставивший его резко затормозить. Бегом возвращаюсь на остановку, дважды её обегаю, – увы! А в кошельке не только деньги на эту дорогу, но и на автобус до Киева, и на следующую поездку. Относительно следующей поездки чертовски обидно, но что поделаешь? Хуже другое, как мне теперь добраться до Киева?

            Паспорт, вместе с железнодорожным билетом в кошелек не умещались, посему, место им было в нагрудном кармане куртки. Под обложкой паспорта прячется загашник, - бумажка с архангельским Петром I (500 руб.), но кто её возьмет? Нужно быстро двигаться на рынок, там «менялы» всегда дежурят. Побитой собакой возвращаюсь к машине, объясняю ситуацию, извиняюсь, вытаскиваю вещи (от колёс на сиденье остались заметные следы) и двигаюсь под дождем обратно. Одна из немногих луж по дороге оказывается между мной и встречной крутой машиной, идущей со скоростью побольше, чем 20 км/ч. У неё тоже встречная, так что машина прижимается ко мне поближе, и 30% содержимого лужи окатывает меня с ног до головы, так что, я теперь мокрый не только сверху, но еще снизу и сбоку. И не только мокрый, - содержимое лужи существенно отличается от дистиллированной воды, которая, высыхая, не оставляет следов даже на стеклянной лабораторной посуде. И в таком виде я возвращаюсь в посёлок. Навстречу в сопровождении оркестра идёт колонна людей с флагом и цветами, через 20 минут у памятника начнётся митинг. Я жмусь на тротуаре в сторонку и поворачиваюсь своей декоративно обрызганной стороной к стене дома, чтобы не портить людям настроение своим видом, тем более, сейчас вышло солнце, и в посёлке на асфальте луж нет, к тому же колонну сопровождает милиция, так что им не грозит приобрести мой вид.

              В этом же виде, слегка подретушированном с помощью рук и носового платка, заглядываю в последние магазины, куда я обращался в поисках местной шоколадной валюты. Продавщицы меня узнают (не каждый день сумасшедшие мужики обращаются к ним с такими вопросами), но от идеи обронённого мной кошелька открещиваются руками и ногами. Вот и тот магазин, где я сделал такую желанную, но злополучную покупку. В последующие магазины мне уже бессмысленно заходить, - потеряй я кошелек там, здесь я бы не смог купить эти медальки, какого бы достоинства и национальности они не были.

             Не успел я открыть рот, чтобы задать свой дурацкий вопрос, как милая кассирша, расплатившись с очередным покупателем, улыбнулась и протянула мне кошелёк, также достав его из-под прилавка – стойки для кассы. Вот тут я потерял дар речи, затем почувствовал острый стыд, что я в таком виде. Конечно, мне, прежде чем идти сюда, наверняка стоило бы заскочить в ближайший «Бутик» и сообразить себе «прикид» от Кардена или Гуччи. Правда, сделать это я смог бы, лишь купив все шоколадные «еврики» и поменяв их по реальному курсу. Впрочем, 99,5% за то, что эти «кардены» и «гуччи» были сшиты где-нибудь рядом с Дерибасовской или в подвале одного из корейских общежитий в Москве.

              О чем мечтать, ведь, не получив ещё кошелька, я всё равно не смог бы потратить эти деньги таким вот способом (даже допуская фантастически – гипотетическую идею об обмене шоколадок с тиснением по реальному курсу, 115% от доллара). Невнятно поблагодарив, выскочил на улицу, - солнце светит, асфальт высох, так что не только Юрий Михайлович, который Лужков, умеет разгонять тучи на праздники.

            Снова автостанция. Дежурная, бывшая в курсе моих проблем, очень удивилась, увидев меня, - она специально отправила один из находящихся в отстое автобусов до трассы, чтобы разрядить обстановку. Я чертыхнулся, но, вспомнив, что тогда у меня не было бы ни сувенира, ни улыбок той кассирши, решил – что ни делается, всё к лучшему. Забежал снова на рынок, чтобы купить цветы и отнести в магазин (не покупать же коробку конфет, которыми они торгуют?) Увы, в продаже была только цветочная рассада, да три – четыре горшочка с бледными цветочками. Пусть, «хороша ложка к обеду», но лучше я появлюсь через месяц с чем-то приличным, нежели с этими не пойми что в нелепом горшке. Да и одёжка на мне будет другая, к которой не относятся правила, висящие в метро и автобусах: «Запрещается… 3.Проезжать в пачкающей одежде…».
 
             Успокоив себя таким образом, я вновь на остановке. Конечно, Одесская маршрутка меня не взяла – она была заполнена полностью, а все проходы были заставлены вещами в три яруса, так что пассажиры из левого ряда кресел не видели пассажиров правого ряда. Итак, остается только тот автобус, что идет впритык. Есть время, и я решил полюбоваться своими приобретениями. Под сунутым поспешно в карман кошельком нащупываю смятую фольгу, - оказалось, две из четырех моих медалек сломаны и высыпавшиеся из них куски перемешаны с русской мелочью, которую я не соизволил своевременно выложить. Несколько кусочков, что ещё оставались в фольге, я попробовал, - должен же я знать, ради чего были такие «разнообразия» в моей сегодняшней жизни. Да ничего особенного. Остальные куски, в том числе прилипшие изнутри к мокрому ещё карману, пришлось выбросить, при этом не нашлось ни одной даже вшивой собачонки, которая смогла бы их оценить. Оставшиеся «сокровища» поместил в коробочку из-под моих лекарств, что болтается в кармане вперемешку с десятикопеечными и рублёвыми монетами.

               Без пятнадцати одиннадцать – автобуса нет (обычно он приходит в 10.20- 10.30). Без пяти – то же самое. 11.00 – без изменения. Ничего, сейчас мои «золотовалютные запасы» позволят преодолеть эти пятнадцать километров с помощью таксиста, демонстративно открывшего дверцу своей машины в пяти метрах от ожидающих автобус пассажиров. Пусть даже, я заплачу за эту пятнадцатиминутную поездку столько же, сколько за шестичасовую до Киева. Но теперь у меня дрожи нет, я твёрдо стою на ногах. Раздается фырчание, и из-за угла появляется долгожданный автобус. Он заполнен битком, но треть вылезает, и он заполняется снова. И я был в числе этой заполняющей трети. Попав в автобус, ещё раз почувствовал себя даже не «белой» вороной, а грязно – серой. Я понимаю, что у людей праздники – кто в гости, кто из гостей, а у меня проза жизни – транспортные перевозки, но за одеждой всё равно надо следить. Конечно, удивительно, что у автобуса не лопнуло колесо, не полетел кардан, и даже ни одна легковушка не врезалась ему лоб в лоб. Так что, даже не интересно писать, что автобус пришел на 10 минут… нет, не позже, а раньше. Очереди на маршрутное такси до железнодорожного вокзала не было, я сел в неё, и она тут же тронулась. Так что, у меня даже образовалось время, чтобы позвонить домой. Линия всё время была перегружена, но я, уходя уже на посадку, оставил телефонистке записку с нужным текстом – она после 23 дозвонится.

             Наконец, совсем неправдоподобно, но факт есть факт, - билет у меня был на верхнее боковое место, а расположился я на первом нижнем. Во всем вагоне оставалось только три свободных места – моё, 52е, да эти два: первое, которое уже не было свободно, так как я его сразу занял, и второе – верхнее. Просто я знаю, что в пассажирских поездах частенько эти места проводники используют для хранения постельного белья и одеял. Так и получилось, во всяком случае, сейчас на «свободной» второй полке лежит один полный, другой полупустой мешок, из которого проводница выдавала белые пакеты в обмен на 60 рублей или 9 гривен.
 
            Вот и вся сувенирная история. Правда, по приезде выяснилось, что телефонистка не дозвонилась и не передала, что меня не надо встречать, посему, жена плохо спала, а сын приехал меня встречать, вместо того, чтобы готовиться к зачёту, и заработал «хвост» на осень. Что касается сувенира, то, на мой взгляд, если он будет передан с этим рассказиком, его (сувенир или рассказ?) забудут не скоро.

            Рассказик этот получился у меня длинноватым, но, что поделаешь, он у меня последний, тринадцатый, из цикла «Эх, дороги». Говорят, дороги жизни бесконечны, и ставить точку только из-за того, что получилось число 13, смешно. И всё-таки – ТОЧКА.

P. S.
Вообще-то, последняя дорога – это дорога на кладбище. Если судить по моим дорогам, и она будет не без фокусов. Даже с Маяковским получился казус, – у водителя не было зеркала заднего вида, поэтому, он поехал с такой скоростью, что оторвался от колонны похоронной процессии и прибыл на кладбище один, так что, понимаете…
Что же будет у меня? Полетит карданный вал, отвалится колесо, заглохнет мотор?
Что гадать, - посмотрим, говорят, действительность частенько превосходят вымыслы. Может, мой «ящик» перепутают, и перед укладкой уже «во сыру землю», окажется там вместо меня какая-то бабулька или пацан, разбившийся на мотоцикле? Хотя, с бабкой номер не пройдет, у тех последнее убежище всегда с крестом, это у меня полное отсутствие христианства. Ладно, не будем оскорблять чувства верующих. Всё-таки, кремация – более удобная вещь – приехал, взял баночку, вазочку с пеплом -  и вся любовь. И нет проблем с оградой, которая ржавеет; с памятником, что начинает перекашиваться, когда садится земля, с травой – бурьяном, что порой закрывает все.

P. P. S.
Самое смешное в этой истории произошло через пару часов после приезда домой. Пошел я за хлебом в магазинчик, что располагается метрах в тридцати от дома (прямо под моими окнами). Расплатившись уже, обратил внимание на стеклянную банку, стоявшую на полке с конфетами. Там оказались кружки из фольги (о содержимом догадайтесь сами с трех раз) достоинством в один и два ЕВРО. Вот тебе и сувенир!

12-13 мая 2004 г.