поэзия 2010

Йонас Бальчунас
Йонас Бальчунас
поэзия
Вильнюс
2010
* * *
На свете всех кораблей
Мне бумажный кораблик милей.
Ему журчащий весенний ручей,
Что просторы великих морей.
Чую сердцем, в страну
Где персик волшебный цветёт
Только на нём доплыть
Я смогу.
* * *
Вижу в свете лучистом
В поле далёком и чистом.
Играет пастух на свирели.
Пастушки танцуют.
Танец этот я зарисую
И младенца, что в колыбели.
* * *
Напевал ветер осенний мотив.
Ночью пронёсся по весям.
Он выбелил мост,
Воды реки остудил.
Будто песне его
Не хватило печали, тоски,
Он иней навеял и мне на виски.
* * *
Дом на холме.
Отблеск зарницы в окне.
Прозрачны осенние тени.
За окном домашний уют.
Воспоминанья нахлынули вдруг.
Вспять уводит дорога.
Обернулся, вниз глянул с холма,
Лишь тумана вдали пелена.
Бесцельно, как прежде века,
Воды тяжёлые катит река.
* * *
Почти всё названо давно.
А что не названо,
Молчит поныне.
Когда-нибудь наименований
Завершится круг.
Они сольются воедино вдруг.
И лишь останется одно,
Не называемо оно.
* * *
Жизнь для поэта трудна вдвойне:
От непогоды и стужи
Тело укрыть, как укрывают все.
Только душе нагой одежд
Не отыскать нигде.
* * *
Камень – любому памятник.
Сквозь толпу пробираюсь.
Осторожно ступаю
По камням мостовой.
Ведь я не знаю,
Кто ляжет рядом со мной.
* * *
О ясный день!
Ты прошёл незаметно.
Вот и вечер – сказитель элегий.
Я в пути в этот час.
Внемлю напеву флейты далёкой.
Уж луч последний заката погас.
Драгоценность утра хранящий
Чёрный бархат ночи прекрасен.
* * *
Вспомнилось детство,
Как мелочь звенела в кармане.
Иль у старушек в платочке
Завязана на узелок.
Жидкость в гранёном стакане.
Сигареты во тьме уголёк.
* * *
Коварный и алчный
         мне попался сосед.
От него натерпелся
         много я бед.
Позарился он на мой
         скромный надел.
Только я не печалюсь.
Мне древний поэт в наследство
         оставил мудрый совет:
Воевать с дураками –
         не ко времени песня.
В жизни спокойной
         тоже есть своя прелесть.
* * *
Безветрие, что безмолвие.
Так схожи они,
В погожие зимние дни.
Под куполом чистого неба
И древо, и сверкающий
Снег на ветвях.
Будто ветер, как древний аскет,
Дал молчанья обет.
* * *
Всего так много, много.
Через всё проходит дорога.
И, встретив однажды
Проходящее "я",
Содрогнёшься от мысли
Вечности бытия.
* * *
Я долго блуждал.
Не помню, как оказался я в той стороне.
Вижу лишайник на старой стене.
По ступеням на башню поднялся,
Чтоб взглянуть с высоты
На пространство, где нет суеты.
Бескрайни лесные просторы.
Горы темнеют вдали.
Уж в сумерках краски тускнеют,
Тучи за горы ушли.
Смотрю, как медленно месяц восходит,
В раздумье стою.
Приметы времени, где же они?
С собою ветра унесли.
Только древняя в сердце тоска,
Будто забытый рисунок
Где-то в хранилище
Пролежал там века.
* * *
Я долго блуждал.
Не помню, как оказался я в той стороне.
Вижу лишайник на старой стене.
По ступеням на башню поднялся,
Чтоб взглянуть с высоты
На пространство, где нет суеты.
Бескрайни лесные просторы.
Горы темнеют вдали.
Уж в сумерках краски тускнеют,
Тучи за горы ушли.
Смотрю, как медленно месяц восходит,
В раздумье стою.
Приметы времени, где же они?
С собою ветра унесли.
Только древняя в сердце тоска,
Будто забытый рисунок
Где-то в хранилище
Пролежал там века.
* * *
Ночь. Тёмно-синее небо.
В сумрак смотрю.
Стою без движенья.
Снег на застылых
Деревьев ветвях.
Рядом нет никого.
Словно предан забвенью.
Запутавшись
В собственных мыслей сетях.
* * *
Богатство не ищет
          богатства.
Жаждет его нищета.
Невинность в начале
          порочна.
Не изведав конца
          до конца.
* * *
Осень в великолепии своём.
Но опадает лист, в след за листом.
И, словно пожелтевшие страницы книжки,
Листает ветер память о былом.
Прошлое он ворошить
Готов хоть вечность.
Мук при том не ведая сердечных.
Для него забава, всё игра.
Так не лучше ль
Наслаждаться разноцветьем,
Когда приходит осени пора.
* * *
Жизнь лишь тоненький слой
Между небом – землёй.
Так и тушь на бумаге.
Только трёхмерность здесь не нужна,
Чтоб обо всём поведать сполна.
* * *
О друг моих дум!
Где ты теперь – одинокий скиталец?
Чего ты лишился?
Что потерял?
Даже не вспомнишь,
Когда и на что променял.
На чужбине, в далёких краях.
В неустанных скитаньях,
Что отыскал?
На судьбу ты не ропщешь,
что она на откуп ветрам отдана
* * *
Одному выстилай дорогу зелёными.
Другой голубою тропой норовит.
Не сложно науку познать не мудрёную,
ночью любая дорога чернит.
* * *
Я знал, что будет мне,
Что кот наплакал.
Иль, что собака потеряла,
Когда бедняга мимо пробегала
Великих перемен.
Так и случилось.
Ничего не получил взамен.
Всё крысы растащили.
У них другой веществ обмен.
* * *
О превращеньях бабочку я расспрошу.
Птиц перелётных о краях далёких.
О тебе, кого мне расспросить?
Небеса молчат бесстрастием глубоким.
Однажды ты на тучу белую взошла.
Исчезла. Больше не вернулась.
С тех пор напрасно тучи белые идут.
Твоего напрасно жду я возвращенья.
Скажи, где мне тебя найти, скажи?
Отыскать скитальцу утешенья.
Твой образ в одинокой памяти живёт.
Разлука в грусть меня ввергает.
И кажется: то бабочкой ты пропорхнешь,
То птицей клич подашь,
Что в край далекий улетает.
* * *
Как после долгой хвори,
Спешу испить я запахи весны до дна
И позабыть о прошлых скорбях,
Пусть унесет их вешняя вода.
Возвращаюсь по проселочной дороге.
В родных местах был так давно.
Среди проталин на пригорках,
Уже подснежников полно.
* * *
Ночлежка для нищих бомжей
У водоема, пристанище где лебедей.
Нынче такие вот страсти.
Не сомневаюсь, кое-кто из этих
Несчастных людей, в жизни прошлой
Был богат, был у власти.
* * *
К чему мне эти причитанья
И страстные мольбы?
В годину испытаний
Ждать подачек от судьбы.
Так нищий ждет смиренно подаянья.
Он хоть порою слышит звон монет.
Безответны лишь пустые ожиданья.
В них даже доли смысла нет.
* * *
Я пасынок рассудку.
Для него изгой.
Так и скитаюсь.
Отыскать пытаюсь
Дом родной.
Мудрецы же уверяют:
Истина повсюду.
В том не вини рассудок свой.
* * *
В лабирине блуждает, страдает душа.
Нить золотую променял на пустое я зря.
Нынче шарить по стенам одна маята.
В объятьях моих молчаливая тьма.
Годы проходят. Блужданьям не видно конца.
Лишь осталась надежда пробудиться от сна.
* * *
Люди творят беззаконие,
Множат печаль.
И на крылах Кали-Юги
Ветер уносит
Чёрные листья
В чёрную даль.
* * *
Систему зла
Природа не приемлет –
Зло её смертельный враг.
На поле брани
Животные, деревья.
Ну, а люди?
Кто с кем, кто как.
* * *
Не люблю демократов заморских.
Как впрочем своих.
Пусть вырос я на советской помойке.
Она была чище этих двоих.
* * *
Нынче культура,
Что свинья на откорм,
Постоянно жиреет.
И знамя с двухгорбой
Литерой «эм»
Гордо над миром реет.
Верю - осознанье вреда
От культуры такой
Несомненно созреет.
Время придет.
С ним инстинкт естества.
И пища её похиреет.
* * *
Полевые цветы –
Дети безмолвной любви.
С далёких небес
Вы на землю пришли.
Заселили горы, долины, поля.
И, когда нарождались леса,
Здесь царство своё
Основали тогда.
Имя его красота.
И поныне ей вы верны,
Дети безмолвной любви.
* * *
Трясогузка

Трясогузка – птичка
По тебе я скучаю зимой.
Видать прячешься ты
За старой горой.
Хвостиком – маятником
Славно махаешь.
Так зиму из года времён вычитаешь.
И, когда приходит пора,
Незаметно ты исчезаешь.
И незаметно, как – бы сами собой,
Исчезают летние грёзы и сны.
Лишь вещих птиц на снегу
Повсюду следы.
А я всё брожу у подножья старой горы –
С этой, не с той стороны.
* * *
День прошёл.
Это много или мало?
О годе промолчу.
О временах его скажу:
Так осень невзначай настала.
Вдруг ветер засвистит.
И дождь и снег.
А листья всё летят, летят.
Куда не глянь – не сосчитать.
И как тут не понять?
Всё, что природа в долг даёт
И то, что много и что мало,
Обратно непременно заберёт.
Природе отдыхать пришла пора.
Она давать устала.
* * *
На заснеженных улицах
Жёлтый свет фонарей.
В январскую, ночь морозную,
Всё будто вымерло.
Ни котов, ни людей.
И только ветра порывы,
Над городом спящим,
Покой потревожат теней.
И тени о прошлом вздыхают.
В сновиденьях порой оживают
Вакханалией тёмных страстей.
* * *
Век доживать.
Год туда иль сюда.
Кукушка пусть помолчит.
Услуга её не нужна.
Всё идёт своим чередом.
И так было всегда.
И покой приятно вкушать
На исходе дня.
Ветер к ночи утих.
Луна словно иней бела.
Ночня птица порой прокричит.
И вновь тишина
* * *
Я помню, как ты уходил

О созерцатель! Текстов творец.
Где ты теперь? Одинокий скиталиц.
И тексты твои – эти чудные сны.
Что с ними сталось?
Я помню, как ты уходил.
И тихо дорога ложилась
Под листьев опавших покров.
И клёны повсюду краснели
Ярче весенних цветов.
* * *
Ночь холодна. Берега реки пустынны.
В потоке сознания мысли,
Как в половодье льдины,
Что выплывают из мрака
В свет фонаря на мосту,
Исчезнуть чтоб безвозвратно
В полуночную мглу.
Надо мной стылое небо.
Я неспешно иду. Мосты обветшалый,
Словно уставшее тело,
Повидавший не мало на своём веку.
А внизу, под ногами.
Катит без устали воды река.
И слышен мельницы старой
Скрип колеса.
Вдали загорелся огонь.
Дорога к селенью уходит.
И кажется явственный призрак,
Камень, что лежит у дороги.
Дерево рядом корнями в землю вросло.
Будто это уснувшие боги,
Время которых еще не пришло.
Среди туч проглянула луна.
И длинная тень на дорогу легла.
В скитаниях долгих я понял давно:
От печалей и скорбей невозможно уйти.
Разве выскажешь всё,
Что таится внутри.
* * *
Чистый ветер не веет.
Не ворошит твоих русых волос.
И ручей, как тогда не журчит,
У ног твоих пробегая.
И где та далёко река?
Куда он бежит и впадает.
Иль ты майских цветов не рвала?
Венок, что когда-то сплела
И доверчиво речке вручила.
С чистым сердцем ответа ждала.
Иль мне это только приснилось?
Теперь ожиданьем полна
Ты стоишь одна у окна.
Опечалилась и загрустила.
 Долгий вечер и ночь впереди.
Я не трону раздумья твои.
В тишине чуток постою
И, молча, дверь за собой затворю.
* * *
В голове мыслей не густо.
Порой и вовсе в ней пусто.
И как говорил Заратустра,
Ежели идешь путем узким,
Не наберай барахла.
И дорога будет легка.
Будто притча эта про то,
Как пройти сквозь иголки ушк;.
* * *
В книжке столбики слов,
Строки старых стихов,
Словно ступени в вечность.
И любая строка, как у креста,
Перекладиной поперечной.
* * *
После жатвы великой,
Попрятались в норах зверюшки.
Багровое солнце ушло на покой.
Над норами нынче повсюду хоромы.
И некуда деться. Пора уходить.
Где ты чистое поле?
Дай на тебя наглядеться.
О печалях мне позабыть.
* * *
В городе оттепель, слякоть, туман.
За спичками лезет рука в карман.
Хочется мне огонька простого.
Избыток когда одного,
Всегда недостаток другого.
* * *
Как – то царь отдыхал
На морском берегу.
Взял, да бутыль откупорил.
О том рассказать,
Что джин натворил,
Мне словарный запас
Не позволил.
* * *
У вьюги белого цвета так много.
Он с мраком смешался.
Не различить. Где ночь, где дорога.
И ты блуждаешь не где-то в степи,
Недалече родного порога.
И хоть стой и кричи.
Так следы заметает прошлого вьюга.
И ты теряешь себя в пути,
Чтоб снова найти
Словно забытого друга.
И не спросить кто ты,
Куда и откуда.
Падает снег.
Холодом дышит округа.
* * *
Не отвергай. Не отвергай её.
Она твоя нога вторая.
Далеко не уйдёшь на одной костыляя.
Не отвергай. А ты всё ещё ждёшь,
Предаваясь унынью,
Когда отрастут долгожданные крылья.
Не отвергай и прими.
И пролетят незаметно серые дни.
* * *
Я вернулся домой.
Уж отцвели в вазе хрустальной тюльпаны.
На скатерть легли лепестки.
Отцвели и опали.
В доме пустом оставаясь одни.
И мне ничего не осталось,
Как вернуть цветенью долги.
Беру краски и кисти лёгким движеньем,
На холст наношу мазки.
Теперь я спокоен.
Не опадут лепестли.
* * *
Плещутся утки в пруду.
С бликами солнца играют.
Их радости нет предела.
Я же пытаюсь понять-
Радость моя куда делась?
Уж солнце клонится к лесу.
Рыбаки собрали;сь на другом берегу.
Каждый живёт своим интересом,
И, как прежде, рыбы куплю я к вину.
* * *
Старые стены храма всё теже.
С Наполеоном и прежде.
Был его красотой
Полководец великий повержен.
Мой город, мой маленький остров.
Мне ты единственной твердью.
Куда я был сослан по причине
Не сказать чтобы скверной.
В хрониках судеб о том,
Где-то есть запись наверно.
* * *
Где те птицы, что когда-то нам пели?
И вишни давно уж созрели
В том далёком цветущем саду.
Где те люди, что по улице этой ходили?
По которой я нынче иду.
И эти грустные мысли, молча с собой уношу.
Как время с собою уносит,
К чему приктоснётся своею рукой.
В сердце тоска никак не уймётся.
И я спешу на свиданье с тобой.
* * *
Падает снег.
Холоден.
Ко всему безразличен.
Всё собой покрывая,
Совершенно безличен.
Как безличны
Короткие зимние дни.
Словно снежинки,
Что на ладонь мне легли.
* * *
Облака и низкие тучи.
О нет! Совсем не могучи.
Просто бегут, кружатся
Звуки такие.
И ветер у самого края,
Деревья нагие.
Шорох листьев опавших,
Стаю вспугнёт воробьиную.
И в миг, та уносится прочь,
Порывами ветра гонимая.