4. Белый и пушистый серый кардинал

Самое-самое начало здесь: http://www.proza.ru/2010/05/30/607
Продолжение: http://www.proza.ru/2010/05/30/896
Продолжение продолжения: http://www.proza.ru/2010/05/30/1115
А ниже окончание.

Люба Сушко рассказала мне в комментариях, что эту сказку она сочинила для своего восьмилетнего племянника, когда он поссорился с друзьями на школьном дворе, а Люба заступилась за него и навела порядок среди детей, а ее брат, отец мальчика, потом ей выговаривал, что не нужно ей было вмешиваться, что мальчик должен уметь сам налаживать отношения с сверстниками. И тогда сочинилась эта сказка.

А другим источником вдохновения (это я уже чуть-чуть иронизирую, но только чуть-чуть, потому что приятно мне иметь отношение к источникам вдохновения) послужила моя "Басня о кукушке, петухе, соловье и рейтинге". В басне важную роль в конфликтах играл не ворон, а ворона. В моей басне каждая ворона хочет быть соловьем - первым и единственным, Зеленым Соловьем из Любиной сказки. И вороны же в моей басне затевают скандалы и гонят и клюют всех птиц, осмеливающихся петь. Под тем предлогом, что те поют недостаточно качественно и из-за них не слышно и не видно соловья и вообще непонятно, где он. Из-за других птиц, занимающих место, положенное Соловью, не видно и не заметно, мол, Соловья.

Попробовала прочитать сказку Любы Сушко как вариант моей басни, но не получилось у меня. Ворон этот тогда получается совсем лишний. Кто-то, кем манипулируют, что ли? Песни его не интересуют, но какой-то Соловей нуждается в защите, самый заносчивый, одинокий и озлобленный (не верящий никому, даже своему единомышленнику Коту), по словам того же манипулятора Кота, тоже не любящего пение. И Ворон защищает Соловья, который и не просил защищать себя. Ведь он не просил о защите ни Ворона, ни Кота. Пение соловьев Ворона не интересует, и судить о пении своего Соловья Ворон и не может, и не хочет. Зачем же он тогда охраняет Соловья? Единственное предположение - чтобы индульгировать и повышать чувство собственной важности за счет "охраняемого" им Соловья. Но не пристало это Ворону. Все же в сказках это мудрая птица. Да и в этой сказке, хоть он ведет себя как важный глупец (и невоспитанный хам), поддавшийся на манипуляции Кота, но изображен Ворон как положительный персонаж.

А если читать сказку как сказку для воспитания племянника, то получается ничуть не лучше. Ребенка запугивать, настраивать на то, что никому нельзя верить, с другими ребятами нельзя дружить, и тетя Люба не всегда ведь может оказаться на месте, чтобы защитить. И что, ребенку вдалбливается, что ли, что он без тети Любиной защиты ни шагу сделать не может? И что нужно непонятно как заслужить любовь других детей, любыми средствами, иначе затопчут? Получается еще хуже.   

И только уже после того, как подробно разобрала я сказку, то поняла, что сказка о манипуляторе Коте. Кот не любит птиц как класс: "ворчал кот, ему не нравилось, когда много птиц собиралось, только проблемы с ними лишние". И Кот мечтал о том, как "рано или поздно, он за это поплатится" - Соловей поплатится за то, что сразу понял, что представляет собой Кот и назвал Кота хитрым и коварным. Вот Кот и устроил расправу над Соловьем, но не своми лапами, а чужими клювами и копытами, и наказал заодно всех соловьев сразу: теперь все знают, что соловьи - это не сладкоголосые певчие птицы, а отвратительные убийцы, завистники и манипуляторы, которых нельзя оставлять без контроля ни на минуту. Зато Кот остался весь "белым и пушистым" и ни в чем не виноватым. И даже богу Велесу он сделал упрек: "Зачем ты это сделал?" - как будто сам ну ни сном, ни духом.   

Сейчас подумала еще раз о морали сказки, если она вариант моей басни. Смысл басни получается прямо-таки жуткий. Вроде бы каждый отдельно взятый соловей должен следить за шансом, который дает ему Велес, чтобы подружиться со всеми другими соловьями; и он должен верить каждому лживому Коту - или даже не верить, но делать вид, что верит; он должен с радостью принимать покровительство каждой Лягушки... Да когда же тогда он будет петь?

И вспомнила я сейчас, что написала мне Любовь Сушко в своей рецензии:

Рецензия на «Басня о кукушке, петухе, соловье и рейтинге» (Елена Гохнадель)

Елена!
Все так, только вороны могут оказаться не там, где Вы их ищете, желаю, чтобы не было мучительно больно, потом, когда соловьи маски сбросят на маскараде и воронами окажутся. Маскарад он для того и существует, чтобы прятаться и вводить в заблуждение толпу., особенно наивных и доверчивых.
Кстати, хорошие детективы на том и строятся, что до самого конца непонятно, кто же злодей, а им оказывается вдруг бабушка одуванчик, такая белая и пушистая на первый взгляд
Любовь

Любовь Сушко   28.05.2010 05:06

Вот и сказка ее оказалась, как очень хороший детектив, даже не с двойным, а с тройным дном. Сначала читатель думает, что виноваты соловьи:

"... с соловьями живи – по-соловьиному пой – придумали пословицу черти. И только черный ворон, когда начинали петь соловьи, вдруг прилетал и садился на ветку дуба.
Он оставался немым укором этим сладкоголосым  певцам, которые казались белыми и пушистыми только на первый взгляд."

Кажется, вот они, эти классические злодеи, уже разоблаченные, и еще раз подчеркивается, что они белые и пушистые на первый взгляд. Но если читатель прочитает сказку внимательнее и задумается, то поймет, что настоящий-то злодей - это Кот Баюн, белый и пушистый на вид, но действующий в полном согласии с своей философией:

"Соловьев много, но на них особенно не надейся, они тебе не помогут, каждый из них старается петь так, чтобы затмить всех – вон какая конкуренция. Пока ты поешь хуже всех или у тебя защитника нет, они на тебя обратят внимание - приласкают, но стоит только почувствовать, что конкурировать с ними можешь,  так и  подставят и сдадут сразу, а то и заклюют случайно, ненароком, да и снова распевать начнут."

"Кот ушел, ему надоело беседовать с тем, кто слышит только себя, и считает себя умнее кота  Баюна. Рано или поздно, он за это поплатится..."

Жуткая, вредная сказка. Для всех людей, во всех ситуациях. Просто пропаганда того, что никому нельзя верить и что ни на секунду нельзя терять бдительности - не то растопчут и скажут, что сам виноват. Самый зловредный, коварный и злой персонаж - Кот Баюн - показывается как тот, кто оказался во всем прав, и даже как добрый и мудрый! Ну совершенно перевернутый мир. В этом мире зло называется добром.

Примечание. Это разбор сказки Любови Сушко «Глупый Соловей и мудрый Ворон. Грустная сказка» http://www.proza.ru/2010/05/29/316 Цитаты все оттуда.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.