Возвращение

Йонас Бальчунас
Йонас Бальчунас
ВОЗВРАЩЕНИЕ
поэзия
Вильнюс
2008
2
УДК 888.2 – 1
Ба 218
Бальчунас Й.
Возвращение: поэзия. Вильнюс 2008 170 с. Отпечатано в АО «PUNTUKAS», Saltoni;ki; g. 29/3, 2677 Vilnius
ISBN 978-9955-800-77-4
© Бальчунас Й., Вильнюс 2008
3
В простом безмолвии жизни
Непостижимое поле чудес.
И гармония будет пищей
Одинокому журавлю небес.
Сыкун Ту
(837-908)
4
* * *
Язык невелик.
Невелика слов кучка.
Хеопса из них не сложить.
Да это, возможно,
И к лучшему.
5
* * *
Бледный огонь.
Тень на стене.
Я возвратился к себе.
Келья тесна,
Но места хватает всегда
В одиночестве.
6
* * *
Окно наверху.
Ни в полоску,
Ни в клеточку,
Ни Малевич –
Черный квадрат.
Белый отшельник
В горах.
Плывут облака
В закатного солнца
Лучах.
7
* * *
Натянуты струны души
Над пропастью между вершин-
Открыты всем непогодам.
И отзвуком грустных мелодий.
Пытаются что-то сказать.
8
* * *
Шарманщик,
Не крути колесо.
Дай сердцу покой.
Без роздыха
Дует и дует.
Ветра не вынести вой.
9
* * *
Годы чередою
Идут и идут.
В пустынных местах
Все время копали.
Пауки паутину
Прядут и прядут
Как издревле пряли.
10
* * *
Постой, лучник,
Не тяни тетиву,
Не правь стрелу
В сердце болью.
Не вижу чаши я дна -
Еще не напился вволю.
11
* * *
Давно не смотрел
В зеркало я.
Недавно взглянул.
Себя не узнал.
Только сутры слова
Смог прочитать.
Их печать на лице.
12
* * *
Сирень расцветала
За окном.
Фиолетовый вечер
Ворвался в мой дом.
Ее аромат
Как вынести мне.
Смолкли шаги
В сумрачной мгле.
13
* * *
Если душа
До лет сорока
Не сложила стиха.
Долгие лета –
Всего лишь строка.
Как бы длинны
Они не казались.
14
* * *
Чистый лист.
Не коснулось перо.
Родителей нет у него.
Их встречи не было вечером.
Не было ночи.
Осталось лишь
Утро одно.
15
* * *
Росчерк пера. И заря
Самоцветом зажглась над водой.
Легко устремиться птицей туда.
Легко коснуться крылом волны.
Легко проснуться без чувства вины.
И снова заснуть белым
Листом в тетради.
16
* * *
Для рыб стихия - океан.
Для меня стихия - слово.
Прекрасен утренний дурман.
И пью его я снова.
17
* * *
Горная лоза.
Ты вся в цвету.
И сердцу так легко
Отдаться.
Верна ты естеству.
И так не хочется
С тобою расставаться.
18
* * *
Несколько слов
У основания.
Взбираюсь тропой.
Выше – молчание.
19
* * *
Светлеет восток.
Ночных скитаний
Закончен путь.
Луна спит на холме.
Только не знаю где,
Ложе устроить мне.
20
* * *
Кто в этом мире не странник?
На распутье камень,
Поросший мхом.
Ветхий днями молчальник,
Уснувший вещим сном.
21
* * *
Дорог так много в никуда
Мостит без устали стремленье.
Поэта вы избавьте от руля
И бешеных колес вращенья.
22
* * *
Приход – уход.
Промеж местоимение.
Узкий проход.
В иные ведет
Измерения.
23
* * *
Ни пост.
Ни воздержание.
Зимний сон.
Он пуст.
Без содержания.
24
* * *
Над заснеженной крышей
Неба синь из-за туч
Проглянула.
Только дым из трубы
Серым тучам сродни.
25
* * *
Ну что сказать
Про то, про это?
Кругом снега.
Куда девалось лето?
В стакан граненого стекла.
И вот нутро уже согрето.
26
* * *
Вот огурец.
Без всяких прений
Природа – мать
Ряд внесла ограничений.
По форме и по цвету
Плод созрел.
Готов к ответу.
27
* * *
Мятежное море клокочет.
Белый корабль уже далеко.
С ним уходит мой друг.
Дунул колючий ветер в лицо.
Пронзителен чайки крик.
28
* * *
Фикус
В окошке полная луна.
Тень фикуса длинна.
По скатерти сползает прочь.
Один я коротая ночь.
Близится рассвет.
Фикуса расцвет.
29
* * *
Берег лазурный.
Никогда не бывал.
Мне не встретить Сократа.
Да и чтоб он сказал.
Что знает лишь то,
Что не знает.
Встречу ль кого, кто
К этому что-то добавит.
Кто знает?
30
* * *
Среди тысячи книг
Отыскать
В бездне слов,
Как пройти лабиринт
Стольких умов.
31
* * *
На окраине.
У развалин.
В заброшенный
Сад заглянул.
Мысли разбрелись
Незаметно.
Как их собрать,
В город вернуться.
32
* * *
Хорошо сидеть у стены
После долгой хоть бы оглядеться.
Есть во что впялить глаза
Иль обо что опереться.
33
* * *
Тучки какие!
Цветные.
И место каждой
Под стать.
Та, что повыше,
Совсем прохудилась.
Другая вниз
Готова упасть.
34
* * *
Я на поляне.
Она среди звезд.
За облаками не видно
Девичьих грез.
Жду, когда вновь засияешь.
И порою ночной отыскать
мне осенний цветок.
35
* * *
Куда я попал –
Так много зеленого цвета.
Издалека протяжный гудок
Оставляет меня среди лета.
36
* * *
Закатные меркнут огни.
Сумерки на дорогу легли.
В глуши безлюдна она.
Лишь деревьев нагих череда.
Будто тушью кто-то
Начертал вдоль пути письмена.
37
* * *
Ветер гнал облака.
Склонилась низко сосна.
К камню тропа привела.
На распутье стоял.
Ворон пролетел, прокричал.
Будто он знал
Где я не бывал,
Где меня ждут,
Куда странника тропы ведут.
38
* * *
Лоза от бремени устала.
Как сосцы сочны плоды.
И мысль в безвременьи витала.
Она мне чашу наполняла.
Воспевать не устаю хмельной.
Ее, что хмель родит
Нам в юдоли земной.
39
* * *
Вдвоем среди буйства цветения.
Короткой весенней порой.
Майский обрушился ливень.
Прохладой сменился зной.
Грозные тучи раздвинулись.
Небо зияет дырой.
В нее провалилось мгновение.
Мерцает далекой звездой.
40
* * *
Этой весной так белы
деревья в саду, у реки.
Безудержны вешние воды.
Ветер вольный гуляет.
По воде цветов лепестки.
С грустью я их провожаю.
Скоротечно цветенье, увы,
Как и все под луной.
Только хочется мне
В сердце вселить покой.
41
* * *
Суровый край.
Бездонна неба синь.
Белеют облака, как снег.
И изумрудна ель на берегах
Могучих рек.
И троп дремучих темь
Не исходить вовек.
Из диких трав постель.
Там уготован мне ночлег.
42
* * *
Весь вечер терзаем сомненьем.
Тревожный закончился сон.
Луч утра - зари пробужденье -
В пустынном ненастье он.
Белый иней - пути откровенье
Дорогою, что устремлен.
И радостно мне отозвался
Вдали колокольчика звон.
43
* * *
Клен, знает ли он,
Что покраснел.
Не от стыда. Просто пора.
Все прозрачней его одеянье.
Стая птиц опустилась в пути.
С краем далеким свидание.
Время торопит. Уж ветви пусты.
У каждой поры крылья свои.
Встречи и расставания.
44
* * *
Я по полю к лесу –
Навстречу мне старец.
Согбен, борода комовата.
- Куда, отрок, так лихо
Шагаешь, - он мне говорит.
- Ты леса не знаешь.
Я тоже, когда-то, был юн,
Полон сил, предан
Жизни скитаний.
Сполна утолил
Жажду исканий.
- То судьбы повеленье.
Желанно его наставления,-
Подумалось мне, -
Услышать ответ.
А старца уж нет.
45
* * *
На склоне лет, где день
И ночь сошлись.
Здесь нет календарей.
В течении реки
Не отыскать былого.
Смех и плач в беззвучии
Слились.
Волной рождаясь
В океане снова.
46
* * *
Сколько бедных людей!
Видно в прошлых жизнях
Они задолжали.
Уплатили долги.
Новых еще не набрали.
47
* * *
Всё есть, как есть.
Всего не счесть.
Нет нужды
Вперед бежать.
Назад не надо
Возвращаться.
Осталось лишь
Чуток присесть.
Во всем спокойно
Разобраться.
48
* * *
Дни ночи сменяют
Чередою образов, снов.
Чего тебе надобно старче
От облаков?
Не лучше ль вдвоем
За беседой нам выпить вина.
Седым облакам
Не будет конца никогда.
49
* * *
Не то чтоб невезуч
Или упрям.
В стихах, не в прозе.
Иль на роду мне
По шипам.
О! Если б к розе!
И если б не туман,
Не на морозе.
Спокойно б почивал
На лаврах в позе.
50
* * *
У переправы старая
Ива стонала.
В сумерках волн
Не приметить.
Холодный ветер
Под одежду забрался.
В этот ненастный
Вечер.
51
* * *
Не отвожу глаз от цветка.
Жук ползет и ползет.
В пыльце брюшко и бок.
Взмах крыльев – взлетел.
Ему вслед я долго смотрел.
Сколько буду я ждать?
Ждать и мечтать.
52
* * *
Дом на пустыре.
Ель с кленом
В моем окне.
Над ними липа в цвету.
Тень хороша в жару.
Улетели мысли вдаль…
Как домой возвратиться?
Если б не дерева три,
За что зацепиться?
53
* * *
Куда исчез ручей,
И камень у ручья,
И воробей с жасминного
Куста?
Средь пластиковых роз
И виртуальных грез
Не задохнуться б мне.
54
* * *
Ночной порой
Под сенью деревьев.
Наслаждался игрой
Между светом и тенью.
Лунная дева
Меня навестила.
Очаровала. Заворожила.
Наверно в нее я влюбился –
Один, без вина,
Чего б веселился.
55
* * *
Луна, облака, деревья
В лицо глядели.
Ночь тиха и бесстрастна.
Ветер, только
Ветер страдалец,
Свою песню прятал.
В прохладу лунного
Света.
В листьях серебрились
Мелодии звуки.
Слышался голос
Знакомый.
Тихий напев
Лет далеких.
56
* * *
Синие дали
В песнях воспеты.
Жар лета.
Страсти огонь.
Зной пустыни.
Далекий мираж
И близкий оазис.
В синеву твоих
Глаз окунулся.
Ее до конца
Не изведать.
Тайны не разгадать.
57
* * *
С крыш вниз
Золотились стены.
Клена багрянцем
Укрылись ступени.
Последняя зелень,
Здесь за углом.
Молчали качели.
Пальцы леденели
Над письмом.
58
* * *
Серое небо.
Березы и снег.
Талые воды.
Вороний след.
Ветхий домишко.
В окошке свет.
Образ забытый.
Прошло столько лет.
59
* * *
Закатного солнца блики
На замшелой стене.
Будто в стаю собрались птицы,
Скрылись в сумрачной мгле.
Ветер листья с деревьев срывает,
Уносит прочь.
Блекнут краски воспоминаний,
Опустились в холодную ночь.
Свет загорелся в окошке.
Знакомый мелькнул силуэт.
Всего лишь мгновенье,
Ушедшего дня затерявшийся след.
К ней не спешу возвращаться,
Хотя некуда больше идти.
Иль настала пора нам расстаться?
Страсть не заменит любви.
60
* * *
В последний день февраля
Снег падал с высот.
Словно встретить желал,
Что в новогоднюю ночь потерял.
Я по улице брел.
Время двигалось вспять.
Сквозь вечерний туман
Этих мест не узнать.
В силуэтах домов
Прячут сумерки сон
Той далекой поры,
Когда снился мне он.
Вспыхнул свет фонарей.
Растопить он не смог
Застывших слез на лице
У девчонки, что встретилась мне.
61
* * *
Дни унылы, темны,
Тучи небо заволокли.
Ветер в эти края не спешит.
Мелкий дождь моросит.
Запоздала нынче весна.
Распускаться деревьям пора.
Набухших почек еще не видать,
Всюду зыбкая хлябь.
Пробираюсь к дому один.
Вестей не жду.
С ног счищаю налипшую грязь.
Разжечь огонь спешу.
62
* * *
Не убивай медведя
Федя!
Убил медведя Федя.
Сошлись соседи.
Герой наш Федя!
И слопали медведя.
Взялись за Федю.
Замест медведя –
В лес сбежал
Герой наш Федя.
63
* * *
Не легко пророчества
Встречать,
Лицом к лицу
Чумное время.
Под красным саваном,
У трупа зверя,
Пирушки созерцать.
64
* * *
Блеклые тучки собрались в кучу.
В сумерках сникли.
Дома и домишки слиплись
Серой массой безликой.
В заезжей гостинице холодно, пусто.
Сижу у окна. Не то, чтобы гнусно.
Хлопнула дверь.
Чей-то голос в тьму крикнул.
Заунывная песнь оборвалась. Стихла.
Только маятник на стене
Несмолкаемо тикал.
65
* * *
Из трубы лениво выползал дымок.
Собака рявкнула, и в закуток.
Погост вдали светился сотнями свечей.
И никаких тебе страстей.
Последний месяц осени настал.
Изрядно я устал.
Возвращаюсь вечером домой.
Ночь впереди. Усну.
И Бог со мной.
66
* * *
По слякоти осенней хмури
Брела толпа, головы понурив.
Сойдя с пути,
Пыталась отыскать дорогу,
Уйти от непогоды
На другую половину года.
К уюту и теплу,
Где все в цвету,
Где птичьи трели,
Жизнь беззаботна.
В самом деле:
На кой сносить лишения, невзгоды
И все превратности погоды.
Прознав такое,
Зима Костлявою рукою,
В пику вожакам
Погнала толпу к святым местам.
67
* * *
В пустынных местах
Мне привычно бывать.
В место глухое забрел.
Это место когда-то
Называлось завод.
Здесь люди сновали
Взад и вперед.
Кипела работа.
Жизнь била ключом.
И было все лихо.
Все нипочем.
Вот только беда –
В бренном мире живем.
Крутанула машина времен
Каких-нибудь пол-оборота.
Все стихло.
И слышно, как ржа,
Доедает большие ворота.
68
* * *
Хитрость на ложе.
Несут осторожно
Сильных тел не дрогнет рука.
Следом тащится глупость.
Устала безбожно.
Поступь ее тяжела.
Словно хозяин жестокий
Навьючил осла.
Бедняги за грузом не видно,
Явно чужого добра.
69
* * *
Лицо небрито и уныло.
Из репродуктора чернила.
В квартире холодно и сыро.
Дитя соседское вопило.
Ночью мышь стащила
Кусочек сыра.
На завтрак приберег.
70
* * *
Мне награда:
Камень, мох
Да ограда.
С головою зарывшись
В слова.
Не видеть, не слышать –
Отрада.
Нынче какие здесь
Времена?
71
* * *
Дождь моросит,
По проспекту иду.
Сомненья душу терзают
Снова и снова.
Будто по дремучему лесу бреду.
Я замолкаю.
Хищников троп я не знаю.
72
* * *
Сиди внутри.
Не вылезай наружу.
Там ветер в стужу.
Мороз крепчает
С каждым днем.
Ан нет. Добычи
Захотелось.
Медвежатины
К столу.
Храбрец. С рогатиной
И на медведя.
В лесу дремучем
Зверья полно.
И Молодцы по тропам
Уж давно не бродят.
Лукавые расселись
На суках. Хитры.
Суков не пилят.
В мехах. Им нипочем
И ветер в стужу.
Мороз крепчает
С каждым днем.
73
* * *
Вени книжек не читал.
Только слыхивал.
Он пристрастие питал.
Мной не много выпито.
Не в упрек ему сказал.
Я, из трезвой гнусности,
Прямиком бы на вокзал, -
И не надо мучиться.
В Петушки бы сам скатал.
Сразу, как получится.
74
* * *
Мой друг. Куда исчез?
Где прозябаешь?
Иль прячешься за чередою
Дней унылых?
Вдали от сборищ –
Толп постылых.
Я всю округу обошел.
Я опечален.
А может ты уже блажен?
И в землях Музы обитаешь.
Ее неповторимый облик зришь.
Ежели так, я рад.
Хотя признаюсь.
Тебя мне не хватает.
75
* * *
Тусклый вечер в окне.
На столе из открытой банки
Как-то странно глазели рыбки.
Да еще полстакана.
Не спеша повторяю.
Глядь - сердобольный ангел
Тихо слезу роняет.
76
* * *
Чтоб как медведь
Мне дерево найти,
А в нем дупло, чтоб влезть
И в спячку лечь.
И чтоб не тревожили
Ни ветер – бурелом,
Ни страсть охотника,
Ни зимний гром.
77
* * *
Иди по боли, как
По канату.
Вниз не смотри,
В пропасть печали,
Чтоб не увидеть
Отчаянья дна.
Сделай последний шаг
На волю по боли,
Как по канату.
И небо поддержит тебя.
78
* * *
Почуяв нить – паук спешит.
В объятьях держит кокон.
Так в наслажденье
Входит боль, как в дверь.
Здесь нету окон.
Нет пола, стен и потолка.
Ее в пределы
Не вместить стиха.
Слова возносятся с листа.
Парят безмолвные над бездной.
79
* * *
Другой лишь зеркало,
В краю зеркал кривых –
Владений обольщенья.
Свое увидев отраженье,
Дивиться ль стоит
Невезенью.
В плену страстей земных
Метаморфоз не избежать
Общенья.
Средь бабочек иных
Порхает однодневкою
Везенье.
80
* * *
Зима с дороги обычной
Свернула.
Снега нет и в помине.
Запахло весной в январе.
На пригорке пригрело.
Лучами наполнилось
Сердце пустое.
Прочь улетели печаль
И тоска.
Случиться однажды
Может такое.
С обычной дороги
Свернешь не спеша.
81
* * *
Любил посещать
Театр абсурда.
И так пристрастился.
В нем я прижился.
Но так и остался чужой.
В страсти своей усомнился.
Пора возвращаться домой.
82
* * *
Не удел.
На потолок глядел.
Он бел.
Там только мел.
И мне чего-то не хватает.
Взглянул в окно –
А там белым-бело.
И ветер не смолкает.
83
* * *
Изморозь повсюду
На деревьях и на людях.
В разноцветном все
Шмутье.
Дети, елки, пожилые бабки
Встретить Новый год
Спешат.
В небо поднимают чучело
Дракона.
Столько широко раскрытых
Глаз горят
Любопытством круглых дат.
84
* * *
Дух праздника –
Такое существо…
Пришло и оживило.
И Новый год,
И елку воскресило.
Подарки раздавало.
Мистерий карнавала
Маски одевало.
Веселье разливало,
И всем хватало.
Само в стороночке
Стояло.
Взгрустнуло.
Улыбнулось,
О чем подумало оно.
85
* * *
Овеянный всеми
Ветрами.
Двухтысячный год
Навстречу нулями.
Вешних вод
На снегу зеркалами.
Просторы небес
Под ногами.
Неспешно бреду
С облаками.
Где-то, между веками.
86
* * *
Календарь на стене
Но сто лет вперед.
Здесь никто не живет.
Числа, дни и недели –
Открытые двери.
Я по улице вдоль.
Незнакомые лица.
В толпе затеряться,
Забыться.
И, вновь у двери
Очутиться.
87
* * *
Пустоты не исчерпать.
Этим схож с пустотой
Изобилия рог.
Их природу в себе
Совмещая,
Не насытишься впрок.
Так в поисках пищи
Блуждаешь.
В эдема сады не ходок.
В край вечного лета
Дороги не знает
Изменчивый рок.
88
* * *
Молчальник мох –
Спрятался в тени.
Ты от лучей
Полуденного солнца.
К пристанищу моему
Ползешь, ползешь.
Спешишь найти приют
У изголовья.
Мой сон ты не тревожишь.
Ты не роптал, когда
Я рядом поселился,
Плененный музыкой
Реки.
89
* * *
Этой страстью я жил,
Прятал от глаз.
Её облик холил и лелеял.
Она как змея,
Что с древа сползла,
Обвилась вокруг шеи.
Тихо шипя, мне шептала она:
- Откуда смятенье?
Я неотступна как тень.
Обличье мое лишь круг наважденья.
Это как сон.
Безнадежно влюблен ты в порожденья
Пылкой игры своего воображенья.
Как с моста, в реку смотреть
Без конца,
Воды уносит теченье.
Так в объятьях с другой
Не утолить жажды влеченья.
Только одна тебе я верна.
Со мной не разделить искушенья.
В разбитое зеркало как не гляди,
Одно множится в нем отраженье.
90
* * *
Идеал пленил. Покоя не давал.
Изваять его из камня возжелал.
И мне б достойный материал.
Увы. На ровном месте проживал.
В степи мой глаз искал.
И горизонт вставал
Грядою черных скал.
Романтики на грош,
Свою берешь и поскакал.
Уж дома невтерпеж.
И вот коня загнал. Он пал.
Один идешь.
Все ближе черных скал оскал.
И нету сил. Упал.
А небосвод молчал.
Вдруг голос зазвучал.
И рухнул черных скал оскал.
Он больше не вставал.
91
* * *
На стих Рильке
В сумерках на высокую гору взобравшись,
Еще можно узреть край светила,
Где след остывал прошедшего дня.
Где кончались дороги большие и малые,
Что всуе лукавили
Нам счастья в пути пожелав
В этом значащем мире.
И, что нас оно не покинет,
Как картинка вчерашнего дня.
Мгновенье, и его уже нет.
И, протянув руку, ты не скажешь, - вот!
Остается лишь память,
Кривая верность рутине
Да еще ночь.
Ночь. И ты противишься приливу
Темных стенаний.
Гонишь их прочь, очищая
Пространство для чуда и дорогу,
По которой оно непременно придет.
Известна ли она влюбленным,
Взаимно таящих свой жребий?
Иль может с вершины,
Где воздух пуст и прозрачен
Она одинокому сердцу видна.
92
* * *
Обращение к Себастьяну Бранту
Мудрец ты, Себастьян.
Уплыл в далекие края
И был таков, сойдя на берег.
И я готов во след тебе.
Только мне не по себе.
Штормит. Бардак на корабле.
Морские чудища во зле огнем рыгают.
Пьян капитан.
В плену созвездий роковых он пребывает.
Улисс – искусный мореход давно в загоне.
Кто у руля, вестимо все в законе.
Нос корабля тельцом златым увенчан.
Так издревле глупец с безумием обвенчан.
А тут еще Мальстрим – зловещее теченье.
Как скал подводных избежать?
Сирен чарующего пенья?
И как спасения снискать в пучинах наважденья?
Себя провиденью вручив, молю я Господа
Терпенья мне и сил.
93
* * *
Юнцы – глупцы.
Из гнезда выпадают птенцы.
И в этом им кто-то
Порой помогает,
Будто места под солнцем
На всех не хватает.
А может дело не в этом?
Быть не просто поэтом:
Взять посох в руки,
Преодолев боль разлуки,
Добраться до самой оси.
Вокруг которой вертятся
Образы, звуки и те,
Кто из гнезда выпадает
И кому места под солнцем
Так не хватает.
94
* * *
Домишко из бревен.
Покосившихся стен
Ряд неровен.
Час отзвучал.
Начало начал
Стекла и металла.
До небес вознеслась,
Домина сверкала
Словно алмаз.
Мне ж нет крыши
Желаннее той,
Где сердце отыщет
Покой.
95
* * *
Ночи нет и в помине.
Солнца косые лучи
В каплях росы на паутине.
Беспечна душа мотылька.
Неведомо коварство ей паука.
Враз и трепещет. Сеть так крепка.
Поспешила на помощь рука.
Спасению я рад, только жаль паука.
По сравнению с коварством людским,
Он - дитя.
96
* * *
Время не ждет.
И нечего ждать.
Ожиданье как тот вокзал,
На котором ты не бывал.
Не отойдут для тебя поезда.
Не вернутся тем паче обратно.
У ожиданья дороги ведь нет,
Даже тропинки невзрачной.
97
* * *
От хожденья долгого
По человечьим тропам
Широкой колеи
Не жаловал я скопом.
Преодолев соблазн,
Стать мизантропом,
На мир смотрю
Я телескопом.
98
* * *
Как словес сочетаний
Премудрость познать,
Каждый сам волен решать.
Эдемских садов плоды поедая,
Не стану скрывать:
На всю попсовую рать
Мне .......................
99
* * *
Вороны – черные йоги –
О чем-то галдят.
Погост у дороги.
В синей дымке теряется путь.
Ему заповедали боги
Странника ноги
И дорожную пыль.
100
* * *
Нам грешным невдомек,
Что рок не Бог.
Пощада не его урок.
Так многочисленны знаменья.
Не набирай печали впрок.
Ведь рок воздаст, ему отмщенье.
101
* * *
Дорога к дому бежала.
Предместьем путь завершала.
За поворотом откос.
Смотрю на закат:
Из желтых и черных полос.
Словно осиное жало,
Поверх телебашня торчала.
102
* * *
Откуда мне знать,
Что происходит?
Дни проходят сами собой.
С древних стен
Веков наслоения сходят.
Обнажен первозданный рисунок.
Одиноко стою изумленный.
103
* * *
Год необычным венцом.
Распустились цветы под Стрельцом.
Переступая порог,
Вестники дунули в рог.
Эхом вторил Козерог.
Из источников горных испей –
Так завещал Водолей.
104
* * *
Если сам не будильник,
будильник рядом.
Установлен на время,
которое надо.
Если сам не робот,
робот рядом.
Работу сделает ту,
что надо.
Если сам не поэт,
поэт рядом.
Всегда под рукою –
перо и бумага.
Если сам не один,
другой рядом.
Стих прочтешь тому,
кому надо.
105
* * *
Разве так просто
Быть благодарным:
Старому клену на склоне,
Холодному ветру,
Листьям опавшим –
Которые тот разбросал
Под белый покров.
Свинцовому небу и тучам,
Стряхнувшим багряную пыль
В скорбном экстазе.
Забвенью – где сходятся
Небыль и быль.
106
* * *
Были молодость и советская власть.
Обе пожили всласть.
Молодость, власть, что нынче жируют,
Кто у времени, кто у народа воруют.
Всего лишь выбор живущих
И участь всех предыдущих.
107
* * *
Исполины – дубы -
С богами дружны.
Устремились в лазурную высь.
Тайному замыслу Неба вникая,
Стихии им не страшны.
Алчность страшна людская.
108
* * *
Однажды я спросил у Цзы:
Плыву, мол, по реке судьбы,
Хотя она и не Янцзы –
Как быть? Ответил Цзы:
Вестимо не Янцзы.
Ручей.
О том судить мне нет нужды.
Одно скажу – себя найди.
109
* * *
Знаки, слова наносит рука.
Вся в знаках сама.
Не всякий судьба.
На берегу. Идешь по песку.
Тянется след.
Набежала волна – его уже нет.
Лишь в душе, если не камень она,
Жизни след болью ляжет
Порой на года. Станет судьбой.
Его смоет какая вода?
110
* * *
Что Гея планета,
В форму шара одета,
Древние знали.
Не сомневаюсь.
И вот тебе на,
Как плоское блюдо она!
И люда у блюда тьма.
111
* * *
Цветок о жизни знает больше
Любого академика в стократ.
О том поведать лишь не может,
Хранит ключи от жизни врат.
112
* * *
Коровья лепешка
Священна, чиста.
Откуда столько чинуш,
Недостойных дерьма?
113
* * *
Будни большого города
Недвижимость хапают.
Глотают смог.
В гроб ложатся вдоль.
Живут поперек.
114
* * *
Уныл и скучен маскарад,
Святых и ангелов,
Где маски нарасхват.
Мне что – спешу смотреть закат.
Короче дни. Уж скоро листопад.
Душе и то отрада -
Багряный осени наряд.
115
* * *
Смотрю на деревья, на лес.
Странное чувство.
В чащу залез.
Сбежал невзначай
От мнимых чудес.
В мир совершенно иной.
Окружили добрые духи:
Откуда пришелец?
Кто он такой?
116
* * *
Не пуст парк деревьями,
Опавшей листвой.
Кто ж в холодную,
Ночь осеннюю –
Любоваться будет Луной?
117
* * *
Тайны времени нет.
Что значит тысяча лет?
Читаю стихи Ли Бо.
Он ближе чем мой сосед.
118
* * *
Пустынное озеро.
Стою на краю.
Вдали одинокая ель.
Оба стоим,
Захмелели.
Чарующ блеск Луны.
119
* * *
Шорох листьев опавших.
Все чернее за озером лес.
Одинокое облако тлеет
У самого края небес.
120
* * *
Ночь с фонарями, тенями.
Пустынная улица. Лужи.
Предрассветная тишина.
Слышно как с крыши
Запоздалая каплет вода.
121
* * *
Когда-то здесь жили евреи.
Давно укатили в Израиль.
На улочке, та, что левее,
Живет одинокая Рая.
122
* * *
Синее небо,
Сквозь зимних деревьев вязь.
На ветвях нет снега.
Стынет дорожная грязь.
Тусклое солнце низко горит.
Набежавшая тучка
Затмила вмиг.
123
* * *
Пейзажи из облаков –
Нерукотворных холстов.
Долго они не живут,
Постоянно меняясь.
Как пейзаж за окном,
Который ты созерцаешь.
Едешь куда-то,
Но об этом не знаешь.
124
* * *
Деревья на круче.
Полнится парк опавшей листвой.
В сердце горечь разлуки.
Мы расстались с тобой.
Склонилось солнце к закату.
Моя тень по пятам.
Загрустила со мной.
Нет рядом другой.
Лишь желтые листья
Под ногами шуршат.
Слетелись к ночлегу.
Вороны истошно кричат.
125
* * *
Луна свет разлила.
Краски дня смешала со тьмой.
Прячет в тумане над спящей рекой.
На отмель взойдет, явит свой взор.
К отрогам спешит у синих гор.
Все дальше и дальше плывет на восток.
К вершинам, реки где исток.
126
* * *
Добрый дух, я тебе благодарен
За то, что спрятал древности краски.
От скверны так уберег.
Они незримы для серой рутины.
Хотя их полно у обочин дорог.
127
* * *
Сосны вечнозеленые –
Вы крепки, величавы, как встарь.
Породнились корнями со скалами.
Древности дар сберегли.
О потаенных сокровищах
Шепчетесь там, наверху.
В этот шепот влюбленный,
По заросшим тропам брожу.
Здесь ветер живых вдохновений.
Изначальная в них благодать.
Философский камень
Где еще могу отыскать?
128
* * *
Дух темно-синего неба:
По ветвям деревьев,
По стенам – опустился в окно,
В дом сновидений.
Стих ветер весенний.
Бледные тени нежно ласкают
Незнакомки лицо.
В сновидении
Снизошло вдохновенье.
Только недолго была
Взошедшей луна.
129
* * *
Зари далекие лучи
Лица коснулись.
И сны мои,
В мглу предрассветную вернулись.
О виденном во снах,
Я не печалюсь.
Сосновый ветер их навеял мне.
Лишь бабочке о том могу поведать.
Порхает что в моем окне.
130
* * *
Горы в закатных лучах.
Сияют вершины в снегах.
Здесь вольные веют ветра.
Вслед солнцу летят облака -
Незримых ангелов крылья.
На прощанье, сверкнув опереньем,
В золотом скрылись ущелье.
131
* * *
Шум морского прибоя.
Догорает закат.
Берег пустынный.
Да волн перекат.
В далеком безмолвии
Думы мои.
Далеки от меня,
Как прежде они.
132
* * *
Вчера ушло
И предано забвенью.
И завтра пробежит во след.
Будь счастлив
И живи мгновеньем.
А большего, поверь, здесь нет.
133
* * *
Пространство – путь.
Светило – время.
И собственная тень.
О, чтоб посильным было бремя!
И так хватает в жизни бед.
Одному по ней брести тебе поэт.
134
* * *
Тебе дарю весну.
Себе я осень оставляю.
Печаль осенних дум,
Мне ближе радостей весенних.
Ветра, скажи, холодные
Откуда веют?
И песнь свою, зачем
Печальную поют.
Листвой кленовой
Уж окрестности алеют.
Опавших листьев сколько – посмотри!
К тебе я в мыслях обращаюсь.
Твой след мне как найти?
Не скрасят горечи разлук:
Ни осени багрянец,
Ни цветущий луг.
135
* * *
Вей ветерок
Открой лицо навстречу ветру.
Пусть даже он, как ледяной поток.
Иль дышит жаром, как из пекла.
Так рок порой немилосерден и жесток.
Иль явит чудо, раскроет лепестки цветок.
И приносящий весть благую, повеет ветерок.
136
* * *
Смотрю на звезды, небосвод,
Где дней и лет размерен ход.
Где судеб тайная печать.
И слышу отзвуком опять:
Тик-так, тик-так по кругу.
А в круге все не так.
Только сердце бьется в такт.
Нет ему покоя.
И хочется все снова испытать,
С чистого листа начать.
137
* * *
Мой народ – клены, дубы
И сосны на взгорье,
Что в синей дымке видны.
Туда и иду.
Другой не желаю судьбы.
138
* * *
Не мудрено играть
Со смертью в поддавки.
И бесполезно в прятки.
Мне б на волшебной дудочке
Успеть сыграть.
И кануть в сказку без оглядки.
139
* * *
Маятник - лист
На паутинке повис.
Его ветер качает.
Захочет сорвет и унесет,
Куда пожелает.
Я в глубоком раздумье.
Собрался лечь.
Окно закрываю.
Утром увижу ль его?
О том ветер лишь знает.
140
* * *
Порою так хочется
Волком выть на луну.
Иль безумным
Забыться хохотом.
Иль рыдать и рыдать
В полуночную тьму.
141
* * *
Качаясь, склонились метелки травы на ветру.
В них капли росы блестят поутру.
От границы небес до земли сырой
Слезы их, лик умоют твой.
В Краю Чистой Росы
Чувствам предела нет.
Странник в тоске по дому,
Лишь забрезжит рассвет.
142
* * *
Сижу у окна.
Не спеша, древних текстов
Листаю страницы.
Лишь сойка порой
Под окно прилетит.
Душа благородна у птицы.
143
* * *
Горсть осенних дней в руке.
Горсть пожелтевших листьев.
В округе столько их,
На много хватит жизней.
144
* * *
Птица летит, крыльями машет.
Стихия и крылья в полете едины.
Рука неотделима от глаз.
Кисть прикоснулась к бумаге
И птица поймана враз.
Так мы ловим мгновенья.
Пусть радуют нас.
145
* * *
Смотрю я на тебя, ворона,
Сидишь на ветке ты высокой, Качаясь на ветру.
Жизнь городскую созерцая, Повидала на своем веку такого, Что ангелом на небо вознестись
Вот-вот готова.
146
* * *
Морозная ночь и луна.
К луне тянутся елей верхушки.
Тихо плывут облака.
Спит подо льдом речушка.
Только снег хрустит под ногами.
Я поспешаю домой.
Сам того не желая, Нарушил природы покой.
147
* * *
Ценителей доброго слога
Во все времена было немного.
И нынче та же цена и та же толпа, Что и тогда, возле распятого Бога.
148
* * *
На завтрак, ужин и обед
Ложь мажут на хлеб.
Все толще лжи слой,
В рот суют бутерброд свой.
Здоровью во вред и много бед.
От хлеба насущного одного
Их желудки отвыкли давно.
149
* * *
Когда незачем, некуда
Больше идти,
Зарастают все дороги, пути.
И древность седая
Тебя окружает.
Мифы, легенды вмиг оживают.
И в этом былинном краю
Хоть вечность скитаться могу.
150
* * *
Исподтишка, смерть глядит на гордеца.
Который перед зеркалом собой любуясь,
Готов стоять так без конца,
Порочной страсти повинуясь.
Глупец! Смерть возмущалась.
Обман и колдовство
Твой сон зеркальный.
Косой взмахну - рассыплешься,
Как шар хрустальный.
151
* * *
Ностальгия по демократии
Ведь были времена:
Овсом кормили лошадей.
И в реках было рыбы,
В лесах полно зверей.
Вот воробей – великий демократ.
Он будет сыт, спасен.Он рад.
Над кучей поднимался пар,
Но воробья в озноб бросало,
А не в жар.
Выклевывал он зернышки
Усердно из дерьма.
Проблема экологии
Ему была чужда.
Когда в округе лютая зима.
152
* * *
Мой друг в сердцах изрек -
«Как скучны метаморфозы».
Мне было невдомек.
О бренности миров
И мне известно тоже,
О пустоте, что глубоко внутри.
И с болью этой живешь и ты.
И о весне, которой жаждут все,
Скрывая от себя её
Под маской суеты, тщеты,
Получив взамен лишь белый кипарис
И воды Леты.
Уроки жизни печальны и трудны.
И скуки червь порою точит изнутри.
Но в том на превращеньях нет вины.
И скоротечны так они.
О нет! Метаморфозы не скучны.
О том и сон Чжуана - цзы.
153
* * *
Эпохи сменились и звезды сместились,
В извечном небес океане.
А ты плывешь на ладье,
Времен гонимой ветрами.
И так от века, странствуешь где – то,
В звездном тумане.
Смотрящий вперед, мне поведай:
Виден ли берег желанный?
Встречает ли кто на причале?
Иль бездна повсюду.
И будет в конце,
Что было когда-то в начале.
И бороздить океан суждено нам веками.
154
* * *
Неба весть, как острый меч,
Пронзила сердце.
Но у бездны смерти нет. Ей не нашлось там места.
И умирать приходим мы сюда.
И это всем давно известно.
155
* * *
О, женщина!
Ты юность мира и его цветенье.
От тебя ушел я далеко. Туда, где мира завершенье.
Туда, где сходятся пути,
Где нет потерь, лишь обретенье,
Где вечная любовь -
Там встретимся мы вновь,
Разлуки боль предав забвенью.
156
* * *
Как смерти боятся высокой травы,
Её косят повсюду, кромсают.
Будто спешат с ней судьбу разделить,
Бренное тело земли оголить.
И это культурой при том называют.
157
* * *
Ветер осень торопит,
Сон цветной завершая,
В багрянце порой прошумит,
Опавшей листвой поиграет,
Навеяв тоску, улетит.
158
* * *
Так немного надо земли.
Да и неба хватит кусочка.
Об остальном промолчу.
Кто не знает -
Жадность порочна.
159
Поэма о часах
Лежу я на диване.
На стенке тикают часы.
Смотрю на стрелки,
Незаметно засыпаю.
И вот я на дороге,
В какой – то там глуши.
Три женщины, три грации навстречу шли.
Одна из них, пожалуй, грация не очень.
Бесстыжие свои
На меня чего ты пялишь очи?
Та мне говорит:
– Не узнаешь? Я – стрелка часовая.
По сему и ростом ниже.
Вся солидная такая.
Основательна во всем, не тороплива.
Мне некуда спешить.
У меня один изъян порой многоречива.
Секундочка, младшая моя сестрица – дитя.
В ней много прыти.
Её удел ловить мгновенье.
А ты его поймай поди.
Так и мается бедняжка.
Бежит всё время впереди.
Минуточка сестрица – красна девица.
Расчетлива, умна. Порой коварна, как миледи.
160
С ней не шути! Случится всякое в пути.
И бдительность не помешает.
От века ходим мы по кругу.
Кругов несчетное число.
У каждого свой круг, свои часы, созвездий колесо.
И все в движении.
Куда не глянь: и вдаль и вширь.
Дорога эта столбовая,
С тех пор, как появилась всякая цифирь.
– Постой!, – Я вопрошаю.
Вдоль дороги лес густой.
Не видно ни души.
Да и выглядит она тропой.
– Не спеши!, – мне спутница в ответ, -
Это же твои часы.
Не те, что на стене висят.
Что глубоко внутри стучат.
Таким ты видишь мир.
Сам его творишь и в нем живешь.
Забрался в эту глушь.
И, вот теперь, ты вместе с нами по лесу идешь.
Так долго с нами встречи избегал.
В рутине модных представлений прозябал.
Не важно, что в начале, курица или яйцо,
Ежели времени ты заглянул в лицо.
Не устрашился бездны.
Сошел с дороги столбовой.
161
Где толчея и суетятся все.
Всё не так у времени на другом конце.
За поворотом колеса, случиться могут чудеса
И всякое такое. Лес то не простой.
Вот левее неприметная тропа,
Ведет к пристанищу чеширского кота.
Прочих персонажей, автором ты станешь сам.
За нимфами гоняясь, уподобишься богам.
Не мудрено игрой увлечься, соблазниться.
Дорогу к храму потерять и заблудиться.
Не скажу, тебе сколь щедрым будет небо.
Отыщешь ли себе приют здесь, у подножия горы,
Обители сияющего Феба.
Сопроводим тебя мы до двери.
Вот только за порог не ведаем мы хода.
Наш прародитель, старец Крон,
Нам этой тайны не открыл.
Её отыщешь у светил.
Передо мною встала вдруг стена.
В стене открыты настежь двери.
И солнца низкие лучи
Сквозь сумрак леса долетели.
Ошеломленный, я без движения стоял.
Как вновь знакомый голос зазвучал.
Вращеньем колеса, по обе стороны стены века,
Не раз стоял ты у двери,
Терзаемый сомненьем.
162
И мы свидетели тому,
Как за порог ты уходил,
Влекомый проведеньем.
О нет! За порог моя нога
Ни разу не ступала.
А ты получше память напряги.
Кто ты такой? Откуда и куда?
Возможно, ты меня поймешь тогда.
Я ближе подошел к двери
И выглянул наружу.
И, в тот же миг, меня отбросило назад
Порывом ветра.
Внезапно потемнело. Грянул гром.
Разверзлись небеса, и хлынул ливень.
Началась гроза.
И тут я вспомнил о диване.
Открыл глаза.
163
СОДЕРЖАНИЕ
«Язык невелик…»................................... 4
«Бледный огонь…»................................. 5
«Окно наверху…»................................... 6
«Натянуты струны души…».................. 7
«Шарманщик…»..................................... 8
«Годы чередою…».................................. 9
«Постой лучник…»............................... 10
«Давно не смотрел…».......................... 11
«Сирень расцветала…»........................ 12
«Если душа…»...................................... 13
«Чистый лист…»................................... 14
«Росчерк пера, - и заря…».................... 15
«Для рыб стихия океан…»................... 16
«Горная лоза…».................................... 17
«Несколько слов…».............................. 18
«Светлеет восток…»............................. 19
«Кто в этом мире не странник?...»....... 20
«Дорог так много в никуда…»............. 21
«Приход – уход…»................................ 22
«Ни пост…»........................................... 23
«Над заснеженной крышей…»............ 24
«Ну что сказать…»................................ 25
164
«Вот огурец…»...................................... 26
«Мятежное море клокочет…»............. 27
«Фикус».................................................. 28
«Лазуревый берег…»............................ 29
«Среди тысячи книг…»........................ 30
«На окраине…»..................................... 31
«Хорошо сидеть у стены…»................ 32
«Тучки какие!...»................................... 33
«Я на поляне…».................................... 34
«Куда я попал –…»............................... 35
«Закатные меркнут огни…»................. 36
«Ветер гнал облака…».......................... 37
«Лоза от бремени устала…»................ 38
«Вдвоем среди буйства цветения…» .. 39
«Этой весной так белы…»................... 40
«Суровый край…»................................ 41
«Весь вечер терзаем сомненьем…».... 42
«Клен, знает ли он,…».......................... 43
«Я по полю к лесу –…»........................ 44
«На склоне лет, где день…»................. 45
«Сколько бедных людей!...»................ 46
«Всё есть, как есть…»........................... 47
«Дни ночи сменяют…»......................... 48
«Не то чтоб невезуч…»........................ 49
«У переправы старая…»....................... 50
165
«Не отвожу глаз от цветка…».............. 51
«Дом на пустыре…»............................. 52
«Куда исчез ручей,…».......................... 53
«Ночной порой…»................................ 54
«Луна, облака, деревья…»................... 55
«Синие дали…»..................................... 56
«С крыш вниз золотились стены…» ... 57
«Серое небо…»..................................... 58
«Закатного солнца блики…»................ 59
«В последний день февраля…»........... 60
«Дни унылы, темны,…»....................... 61
«Не убивай медведя…»........................ 62
«Не легко пророчества…».................... 63
«Блеклые тучки собрались в кучу.…» 64
«Из трубы лениво выползал дымок» .. 65
«По слякоти осенней хмури…»........... 66
«В пустынных местах…»..................... 67
«Хитрость на ложе.…»......................... 68
«Лицо небрито и уныло…».................. 69
«Мне награда:…».................................. 70
«Дождь моросит,…»............................. 71
«Сиди внутри…»................................... 72
«Вени книжек не читал…»................... 73
«Мой друг. Куда исчез?…».................. 74
«Тусклый вечер в окне…»................... 75
166
«Чтоб как медведь…»........................... 76
«Иди по боли, как…»............................ 77
«Почуяв нить – паук спешит…».......... 78
«Другой лишь зеркало,…»................... 79
«Зима с дороги обычной…»................. 80
«Любил посещать…»............................ 81
«Не удел…»........................................... 82
«Изморозь повсюду…»........................ 83
«Дух праздника – …»........................... 84
«Овеянный всеми ветрами…»............. 85
«Календарь на стене…»........................ 86
«Пустоты не исчерпать…»................... 87
«Молчальник мох –…»......................... 88
«Этой страстью я жил,»…................... 89
«Идеал пленил. Покоя не давал…»..... 90
«На стих Рильке…».............................. 91
«Обращение к Себастьяну Бранту…» 92
«Юнцы – глупцы…»............................. 93
«Домишко из бревен…»....................... 94
«Ночи нет и в помине…»..................... 95
«Время не ждет…»................................ 96
«От хожденья долгого…».................... 97
«Как словес сочетаний…».................... 98
«Вороны – черные йоги –…»............... 99
«Нам грешным невдомек,…»............ 100
167
«Дорога к дому бежала…»................. 101
«Откуда мне знать,…»........................ 102
«Год необычным венцом…».............. 103
«Если сам не будильник,…».............. 104
«Разве так просто…».......................... 105
«Были молодость и советская власть 106
«Исполины – дубы-…»....................... 107
«Однажды я спросил у Цзы:…»........ 108
«Знаки, слова наносит рука…».......... 109
«Что Гея планета,…».......................... 110
«Цветок о жизни знает больше…» .... 111
«Коровья лепешка…»......................... 112
«Будни большого города…»............... 113
«Уныл и скучен маскарад,…»............ 114
«Смотрю на деревья, на лес…»......... 115
«Не пуст парк деревьями,…»............. 116
«Тайны времени нет…»...................... 117
«Пустынное озеро…»......................... 118
«Шорох листьев опавших…»............ 119
«Ночь с фонарями, тенями…»........... 120
«Когда-то здесь жили евреи…»......... 121
«Синее небо,…».................................. 122
«Пейзажи из облаков –…»................. 123
«Деревья на круче…»......................... 124
«Луна свет разлила…»........................ 125
168
«Добрый дух, я тебе благодарен…» .. 126
«Сосны вечнозеленые –…»................ 127
«Дух темно-синего неба:…».............. 128
«Зари далекие лучи…»....................... 129
«Горы в закатных лучах…»............... 130
«Шум морского прибоя…»................ 131
«Вчера ушло…».................................. 132
«Пространство – путь…»................... 133
«Тебе дарю весну…».......................... 134
«Вей ветерок…»................................. 135
«Смотрю на звезды, небосвод,…»..... 136
«Мой народ – клены, дубы…»........... 137
«Не мудрено играть…»...................... 138
«Маятник- лист…».............................. 139
«Порою так хочется…»...................... 140
«Качаясь, склонились…»................... 141
«Сижу у окна…»................................. 142
«Горсть осенних дней в руке…»....... 143
«Птица летит, крыльями машет…» ... 144
«Смотрю я на тебя ворона,…»........... 145
«Морозная ночь и луна…»................. 146
«Ценителей доброго слога…»........... 147
«На завтрак, ужин и обед…»............. 148
«Когда незачем, некуда…»................ 149
«Исподтишка, смерть глядит»........... 150
169
«Ностальгия по демократии…»....... 151
«Мой друг в сердцах изрек, -…»....... 152
«Эпохи сменились и звезды»............. 153
«Неба весть, как острый меч,…»....... 154
«О женщина!…».................................. 155
«Как смерти боятся высокой травы». 156
« Ветер осень торопит …»................. 157
« Так немного надо земли…»............ 158
« Поэма о часах …».............................. 159
170
УДК 888.2 – 1
Ба 218
J. Bal;i;nas
Vozvra;;enije
poezija
Maketavo V.Sokolov
UDK 888.2 – 1
Ва 218
ISBN 978-9955-800-77-4
Spausdino AB «PUNTUKAS », Saltoni;ki; g. 29/3,
LT- 2677 Vilnius
Tira;as 500 egz.U;sakymas Nr.3431