3. Толстая Соловьиха обещает секс в награду

Начало здесь: http://www.proza.ru/2010/05/30/896
Самое-самое начало здесь: http://www.proza.ru/2010/05/30/607
А ниже продолжение.

Ну и вот. Манипулирование Кота Вороном оказалось удачным, и Ворон кинулся защищать Соловья. Соловья с большой буквы, которого в это время, пока Кота и Лягушки рядом не было, уже стали клевать другие соловьи, соловьи с маленькой буквы. Хотя нет, там еще одна Соловьиха есть, "толстая" и, возможно, сексапильная, которая манипулирует своим соловьем с маленькой буквы. А черти куда-то делись, что ли. Непонятно, почему вдруг соловьи стали действовать не под управлением чертей, а сами по себе и манипулируя друг другом.

Раньше черти друг с другом конкурировали, стараясь выделиться пением своего персонального соловья. А тут уже и соловьи сами по себе ревниво следят за тем, кому сколько достается внимания. И некоторые успели найти себе пару.   

"[..] толстая Соловьиха, заметив, что на этого  и кот, и лягушка и  Леший внимание обращали, стала дуться и придираться к нему. А когда ей шепнули, что этот Соловей был вообще первым в лесу, так она послала другого Соловья, чтобы тот с Зеленым (так его стали называть с легко лапы  лягушки)  разобрался.
- Не бойся, у него ни одного черта нет рядом, ты с ним легко справишься."

А, того, первого, бывшего единственного, соловья называют уже Зеленым Соловьем. А черти перестали контролировать каждое действие своего соловья и каждый звук, издаваемый им, и выполняют только функцию защитников-покровителей.

Зеленый Соловей сидел грустил, что он в одиночестве. Странный соловей! Он ведь только что от расстройства упал с дуба, а расстроился именно от того, что он не в одиночестве, а от обилия других соловьев, в которых он сразу же услышал конкурентов. А теперь сидит жалуется на одиночество! Вместо того чтобы подружиться - пусть не удалось с Лягушкой и с Котом, так "хотя бы" (кавычки мои - это я иронизирую) с своими собратьями соловьями соловьихами.

Враждебный, посланный Соловьихой-манипуляторшей соловей "полетел на ту самую ветку, где в одиночестве видел наш Певец и грустил, жаловался на жизнь. Как маленький ураган налетел задира  да с ходу и стал клевать его, зная, что Соловьиха следит за ним, и если ей что-то не понравится, то останется он в одиночестве и эту лунную  ночь и не только эту."

Интересно раскрыты в этой сказке также и отношения полов. Секс не как выражение любви, не для продолжения рода (ну это-то понятно, ведь речь идет не о птичках соловьях из отряда воробьиных семейства мухоловковых, а о сказочных соловьях, представляющих нас, людей, человека социального), не для получения удовольствия, а как средство "добиться своего". У Кота свои манипуляторские средства, у Соловьихи свои.

Но тут показался Ворон, и персональный черт соловья-агрессора - тут как тут. Помешал тому клевать Зеленого Соловья. И непонятно, почему черт так отреагировал на появление Ворона, ведь он не мог знать, что Ворон летит в лес и в качества ангела-хранителя Зеленого Соловья. При этом черт ("Полосатый") сделал вид, что это не он только что позволял клевать Зеленого, пока не увидел Ворона, а сделал вид, что он следит за поведением своего подопечного и что он не понимает его мотивов.

"Но не долго старался,  снизу уже черт к нему бежал, тот, который за него отвечал, но сверху разглядел он огромного ворона.
[..]
- Ты чего, - спросил у него Полосатый, - бей своих, чтобы чужие боялись?"

Подумала я, кстати, почему бы этому черту не договориться с персональным чертом толстой Соловьихи о взаимных удовлетворениях сексуальных потребностей вверенных им соловьев.

"Соловей молчал и пыжился, Соловьиха повернулось к нему задом, можно было не надеяться на страстную ночь – невезуха со всех сторон, черт ругается самими нехорошими словами, может бросить. Тогда он таким же беззащитным и совсем одиноким окажется."

Бедные, бедные соловьи в этом ужасном лесу, где все друг друга топят, стараются обойти, обмануть, где даже родная Соловьиха поворачивается своим соловьиным задом в знак того, что не будет "страстной" ночи. Какая, кстати, может быть "страстная ночь" в подобных обстоятельствах? По-моему, никакой не может быть. Ведь здесь все стараются только победить в конкуренции, добиться своего и взять верх. А средства - обман и манипулирование.

Даже черт-защитник - и тот только притворяется, боится почему-то Ворона и притворяется выполняющим свои обязанности защитника, тогда как ему, оказывается, на своего соловья плевать.

"[..] ворон уселся на ветку повыше.
- Что это с тобой случаются какие-то  беды все время?
- Это соловьи мне завидуют, - напыжился спасенный.
- А ты лучше поешь, чем они? – поинтересовался ворон.
Он не слышал этого соловья, да и все они были для него на один голос.
- Не знаю, может и не лучше, но ты и так петь не умеешь, - огрызнулся соловей.
Ворон понял, почему кот Баюн сам ушел, а его туда отправил, случай безнадежный. Такое отношение к тому, кто к тебе добр,  только от наивности и глупости соловьиной бывает.
- Но ты стар и мудр, - сказал он сам себе, - соловей не виноват, что он таким уродился, а сильный должен защищать слабого.
Долго уговаривал себя ворон, но уговориться никак не мог. Только когда вспомнил, что коту слово давал, тогда немного успокоился, решил, что придется исполнять обещанное, с Баюном лучше не спорить, он глупому соловью простит, а мудрому ворону никогда, сколько раз повторял, что кому больше дано, с того больше и спросится."

Да. Тут что-то совсем непонятное. Соловью не нужна помощь Ворона. Соловей несимпатичный. Ни Ворону, ни читателю. Ворон не разбирается в соловьином пении. Но Кот, видите ли, своим манипулированием заставил Ворона дать слово защищать Соловья (о чем Соловей и Кота тоже не просил). И это называется "мудрый ворон"? Скорее уж глупый и трусливый ворон, который непонятно почему вынужден подчиняться Коту.

"С тех пор, как только петь соловьи начинали, все видели Ворона рядом с нашим Зеленым – так прозвали соловья в лесу.
И никакая Соловьиха уже не посылала своего друга, чтобы с тем рассчитаться, хотя им очень этого хотелось. Подружиться с остальными соловей так и не смог – характер у него сложный оказался."

А за что рассчитаться-то?

И в чем сложность характера? Глупый и заносчивый - но это же не сложный характер.

Но бог Велес задержал Ворона в замке.

"Как только заметили Соловьи, что ворона нет на месте, так и бросились все вместе на одного. Не любили они его все время, а  он ничего не сделал, чтобы полюбили."

А что он должен был делать-то, чтобы его полюбили? Ему, кстати, и Кот давал свои подлые советы никому не верить, кругом враги и завистники. А потом Ворон сидел рядом, отпугивал других соловьев. Кстати, это ведь Ворон, который охотно поддерживал ссоры между собратьями, ведь это ворон, которого "хлебом не корми, только дай кого-то защитить, особенно от своих собратьев".

"Кот и Велес вышли на поляну, когда Ворон подобрал тело Соловья и пронзительно каркнул от обиды и досады.
- Зачем ты это сделал? –спросил кот у Велеса.
- Да рано или  поздно это должно было случиться, мы с тобой давали  ему шанс  и не один, чтобы  стать своим среди своих, он им не воспользовался,  думал Ворон его всегда  будет охранять, словно у того больше никаких дел нет, как только со спесивым соловьем носиться."

Но ни один из этих шансов не был показан в сказке. К тому же, повторю, Соловей ни разу не просил охранять его и носиться с ним. А уж если Велес весь такой справедливый, так нашел бы этому Соловью такого же черта Полосатого, как у всех других соловьев.

Но в сказке виноватыми остались соловьи. И даже пословица "С волками жить - по-волчьи выть" переделана так, чтобы понятно стало читателям, что соловьи (артисты, художники, поэты) чрезвычайно опасны, без надзора и без укора их оставлять никак нельзя, и страшнее соловья зверя нет.

"Черти наказали зачинщиков драки, а потом жизнь пошла своим чередом, а потом  все облегченно вздохнули -  с соловьями живи – по-соловьиному пой – придумали пословицу черти. И только черный ворон, когда начинали петь соловьи, вдруг прилетал и садился на ветку дуба.
Он оставался немым укором этим сладкоголосым  певцам, которые казались белыми и пушистыми только на первый взгляд."

А какими они казались на второй взгляд, не рассказано. И хорошо, что не рассказано. Страшно даже себе и представить, что там может твориться, среди этих соловьев, когда даже с первого взгляда: Толстая Соловьиха завидует Зеленому Соловью, потому что ей рассказали, что он был первым в лесу (вопрос Велесу: и какой же у него был шанс стать не первым? удрать из леса, пока не затоптали?), еще до всех других соловьев, и настраивает Толстая Соловьиха всех других соловьев против него, обещая им страстную ночь, и не одну, после того как соловей будет убит. Так что да, лучше на первом взгляде и остановиться, второго не надо. 

Но если задуматься побольше о логике повествования, то становится понятно, что злодеи - это не те, на кого старательно указывает нам автор, а другие. Как герои сказки манипулируют друг другом, так и автор манипулирует читателем, навязывая ему вывод: злодеи - это соловьи, это они уничтожили самого первого соловья, и самый первый соловей сам виноват. Кроме этого вывода автор на протяжении всей сказки навязывает читателю философию кота Баюна, и вся сказка должна служить иллюстрацией его философии и как бы доказательством его правоты.

Окончание здесь: http://www.proza.ru/2010/05/30/1253 

Примечание. Это разбор сказки Любови Сушко «Глупый Соловей и мудрый Ворон. Грустная сказка» http://www.proza.ru/2010/05/29/316 Цитаты все оттуда.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.