Юрий Родионов. От блокады до страны глухих

Элла Шольц
Кинофильм «Интервенция» объединил великолепный ансамбль русских актёров: В. Высоцкий, Р. Нифонтова, Е. Копелян, В. Татосов, В Золотухин, В. Гафт, О. Аросева… Сложной оказалась судьба картины. Так и не завершённая в 67-м году, она была закончена и вышла на экраны лишь 20 лет спустя. Между тем, этому фильму суждено было сыграть роковую роль в судьбе одного из снимавшихся в нём актёров…
В Юкках, представляющих собой на экране «благословенную Тавриду», снимали сцену, в которой «французы», одетые в ватные костюмы, выталкивали из канавы орудие. Работать приходилось, стоя по пояс в ледяной воде. Через два дня исполнитель роли капрала Селестена оказался на больничной койке с температурой 40. В больнице он провёл 4 месяца, но на этом мытарства не окончились – один из ведущих актёров ленинградского театра им. Пушкина (Александринки) Юрий Родионов стал терять слух…

Юрий Сергеевич Родионов родился в 1934 году в Ленинграде. Ребёнком он пережил страшные месяцы блокады: ел похлёбку из лебеды, тушил зажигалки и едва не стал жертвой каннибализма. Об этом времени, много лет спустя, актёр напишет воспоминания.
Послевоенные годы складывались нелегко. Отец погиб, мать болела, и нужно было заботиться о младшей сестре. Ещё учась в институте, Родионов женился на студентке, приехавшей в Ленинград из Сыктывкара. Родилась дочь – Марина. Однако, брак не продержался долго. Жена вернулась на малую родину вместе с дочерью, а Юрий Сергеевич остался в Ленинграде.
В 57-м году Родионов стал актёром Александринского театра. Вначале играл в эпизодах и массовке, позже пришли серьёзные роли, некоторые из которых останутся в истории театра навсегда: Илья Солнышкин (спектакль «Дальняя дорога»), Вязьмин («Все остается людям»), Лялин («Друзья и годы»), Герцог («Маленькие трагедии»), Лопахин («Вишневый сад»), Ниспанов («Справедливость - мое ремесло»), Пушкин («Болдинская осень»), Тиль («Легеда об Уленшпигеле», Александр Адуев  («Обыкновенная история»)…
С Пушкиным удивительным образом оказалась связана вся творческая жизнь Юрия Сергеевича. Первый раз воплотить образ великого поэта ему привелось ещё в начале карьеры на сцене родного театра. И вышло это, как нередко бывает, по воле его величества случая. Шли прогоны сборного спектакля-концерта «Город Славы». Пушкина репетировал Владимир Честноков, прекрасно игравший эту роль на сцене Театра имени Комиссаржевской. Но он заболел. Родионов вспоминал: «На меня надевают какой-то парик, гримируют. Я не помня себя пять спектаклей под фамилией народного артиста СССР Честнокова читал Александра Сергеевича: «Люблю тебя, Петра творенье...» И только потом в афише появится моя скромная фамилия…»
Позже, когда в 1969 году в театре решили ставить «Болдинскую осень», на роль Пушкина вновь был приглашён Честноков, но, как и в прошлый раз, ему  помешала болезнь, и Юрий Сергеевич заменил его. Эта роль стала самой знаменитой в карьере Родионова. Равных ему в ней не было. Сама же постановка вошла во все учебники по истории советского театра. Валерий Баринов, ныне актёр Малого театра, начинавший свой творческий путь на подмостках Александринки, вспоминает: «Я играл Белкина в спектакле «Болдинская осень». Замечательная была пьеса актера Юрия Свирина. Там по сюжету существовали и Пушкин, и Белкин. Чисто внешне, в гриме, я кстати был удивительно похож на Пушкина. Но Белкин был чисто человеческое, обыкновенное в Пушкине. Он хотел быть счастлив, покоен, хотел быть как все. Жить как все. И был Пушкин, который и хотел бы примириться в себе с этим Белкиным, но не мог — потому что был обречен быть Пушкиным, гением. Помню, мы с Юрием Родионовым, актером, исполнявшим роль Пушкина, целую ночь провели в пустой пушкинской квартире на Мойке, нам разрешили, чтобы почувствовать, так сказать, атмосферу. Это было что-то потрясающее, эмоциональный шок. Спектакль имел успех. Кстати, на гастролях в Москве мы играли его на сцене Малого театра…» 
Первой работой Юрия Родионова в кино стала легендарная картина «Человек-Амфибия». Сам актёр не снимался в ней, но озвучивал главного героя, роль которого исполнил В. Коренев. «По каким причинам нужно было озвучивать Ихтиандра, я могу только догадываться. Пригласили около полутора десятка актеров из Москвы. Среди них - великолепные асы дубляжа, а некоторые вообще уникумы, которые, не глядя на экран, могли отойти на пять шагов, развернуться и точно «всаживать» текст!» - вспоминал Юрий Сергеевич. (К слову, героиню А. Вертинской также озвучивала другая актриса.) Из-за большой загруженности в театре работать над озвучиванием Ихтиандра Родионову приходилось по ночам. Но на оплате это никак не отразилось. «Заплатили мне ужасно мало. Шестьдесят пять рублей, что ли. Я сказал, что этих денег и получать не стану. Не без участия влиятельных лиц театрального Ленинграда (обойдемся без имен) в одной из питерских газет появилась осуждающая статья: дескать, артист получает в театре зарплату, «халтурит» в свободное от основной работы время и еще недоволен…» - рассказывал Родионов в своём последнем интервью.
На озвучивание Юрия Родионова впоследствии приглашали не раз. В. Мотыль предложил актёру озвучить роль Абдуллы в «Белом солнце пустыни»:
- Давай попробуем озвучить абрека!
- Он такой здоровый мужик, а я такой маленький! – усомнился Юрий Сергеевич.
- Ну, Юра, ты же уже озвучивал в американском фильме большого мужика-героя!
Роль была озвучена, но позже Родионову казалось, что кто-то другой переозвучил ей. Своего голоса актёр не узнавал.
Первая заметная роль была сыграна Юрием Сергеевичем в кинофильме «Пока жив человек». Вообще же, кино не очень баловало актёра. Чаще всего роли были небольшими, эпизодическими. Так случилось поработать Родионову и с великим И.А. Пырьевым: в «Братьях Карамазовых» ему досталась маленькая роль защитника в суде. Это была первая работа Юрия Сергеевича после «Интервенции», съёмки в которой обернулись для него таким несчастьем.
Кстати, именно в те четыре больничных месяца Родионов познакомился со своей второй женой – молодая девушка, она пришла навестить его по поручению комсомола. К сожалению, и этот брак не стал удачным. «Вначале она была очень внимательна, предупредительна. Только я пропадал - целыми сутками пропадал - работал! Потом пропадать стала она, и отнюдь не по производственной необходимости…» - вспоминал Юрий Сергеевич.
1975-й год оказался самым насыщенным в кинематографической карьере актёра. В этом году он сыграл две наиболее известные свои роли: декабриста Муравьёва-Апостола в «Звезде пленительного счастья» и профессора Пьера Аронакса в «Капитане Немо».
- Кого хочешь сыграть? Может, Муравьева-Апостола? – спросил режиссёр В. Мотыль, приступая к съёмкам.
- Да я на него не похож! – возразил было Юрий Сергеевич.
- Ничего, сойдет... – последовал ответ.
Впоследствии Родионов рассказывал: «От сцены казни декабристов до сих пор холодок под рубашкой! Мы, пятеро приговоренных, взобрались на табуретки, накинули нам на головы мешки... А когда почувствовал на шее петлю - тут уж!.. Благо, что окружающие не видели наших лиц!»
Съёмки картины «Капитан Немо» по мотивам романа Жуля Верна проходили в разных местах: снимали в Одессе, в Белгород-Днестровском, в Крыму (в районе "Артека"), в севастопольском дельфинарии… Роль капитана Немо блистательно играл Владислав Дворжецкий. Кроме него, в фильме снимались такие замечательные актёры, как М. Кононов (слуга профессора Аронакса), М. Вертинская (жена профессора), В. Талашко (отважный гарпунер Ленд), В. Басов, А. Пороховщиков…
Удивительно, но и теперь этот фильм смотрится детьми на одном дыхании. В связи с 30-летием ленты, её показ состоялся в «Артеке». В. Талашко, присутствовавший на просмотре рассказывал в интервью одной из газет: «Никто не зевал, не дремал, как это случается на сеансах в "Золотой фильмотеке". И потом сказали, что мало, давайте еще. Я, к сожалению, имел возможность показать только одну серию из трех. Они были заворожены, смотрели, что называется, открыв рот. Давно не видел, чтобы картина прошлых лет так увлекала детей. Там же все далеко от современных технологий — все эффекты на смекалке наших специалистов. Я сам смотрел и удивлялся: "Господи, ну как это все можно было тогда снять в аквариуме, через стекло. Комбинированные, подводные съемки — все так лихо!". Это была наша первая попытка экранизировать "20 тысяч лье под водой" Жюля Верна. Я потом видел и французский фильм, и американский с Кирком Дугласом в роли Ленда. Мне наша картина больше нравится, она более зрелищная, хотя и отличалась скромным бюджетом даже для тех лет…»
В 90-е годы, как и многие его коллеги, Юрий Родионов, почти полностью потерявший слух, оказался за бортом новой жизни. Руководство родного театра, которому актёр отдал почти 40 лет, сыграв около 60 ролей, выпроводило его на пенсию, как только ему исполнилось 60, отказав в юбилейном бенефисном спектакле. Юрий Сергеевич не сопротивлялся. Промолчали и его коллеги. Между тем, администрация Александринки провела реформу начисления заработной платы. «Мне присвоили, мягко говоря, не самую высокую, двенадцатую категорию. Звания народного артиста словно и не было. Стали подсчитывать выходы на сцену. В итоге я получаю рублей - по нынешним деньгам - сорок пять, а молоденькие мальчишки, которые могли несколько раз выскочить на сцену, - по четыреста пятьдесят, по пятьсот… - рассказывал Родионов в 2003 году, - В прошлом году Гильдия актеров кино России здорово помогала. Каждый месяц - тысяча рублей! Я был так счастлив. А в этом году пенсионерам сертификата не дали. Дом кинематографистов давал по пятьдесят рублей в квартал, несмотря на инфляцию и повышение цен, потом стали давать по сто. Сейчас двести - в квартал! А что такое сегодня двести рублей?» 
Последние годы Юрий Родионов жил совсем один, почти отрезанный от мира. Словно бы вновь оказался он в блокаде. В стране глухих. В стране глухих к чужим бедам людей. Тем не менее, актёр продолжал работать: участвовал в работе Санкт-Петербургского общественного театра «Родом из блокады», выступал с концертными программами перед ветеранами и молодежью города. На концерты Юрий Сергеевич приходил одетым с иголочки, и никто из зрителей не мог представить, как трудно живётся любимому актёру. 11-го ноября 2003 года его не стало…