Николай Гриценко. Загадка Гения. 7

Элла Шольц
Глава 7. Актёр на все времена

Меня всегда восхищал, и не только меня, гениальный артист Николай Олимпиевич Гриценко. Думаешь, вот перевоплощался-то, как это может быть? И все-таки мне кажется, что это был всегда он, хотя он был абсолютно разный. Великий артист, величайший артист. Пальчики оближешь! Мы говорим, американцы… Так вот, сначала Гриценко, а потом все остальные, с моей точки зрения...
Валентин Гафт, актёр

Когда не стало Николая Гриценко, в советских газетах появились некрологи. Довольно скудные по количеству строк и без портретов. Видимо, для официоза актёр представлялся не столь значимым, как «истинные» короли экрана и сцены, чьи портреты, по случаю кончины, к некрологам прилагались всенепременно…
«Любимцем народа он не был, - отмечает театральный критик Вера Максимова. - Он был другим актером - любимцем театрального люда. Самая высокая квалификация дается театральным людом. Театрального человека - актера, режиссера - обмануть нельзя. Сказать о Гриценко, что он чем-то отличается, это ничего не сказать. Будет мало сказать, что он единственный, что пустота, которая осталась после того, как он ушел, никогда в жизни не будет заполнена.
В каждом театре есть свой гамбургский счет, он гораздо выше оценок зрителя и, конечно, оценок критика. Актеры лучше всего знают, насколько хорош их партнер. В Вахтанговском театре нет ни одного человека из крупнейших актеров, из тех, кто с ним работал еще совершенно молодым, которые не сказали бы, что Гриценко - гений. Причем это не восторженное определение, это определение по справедливости».
«…хотя список сыгранных Николаем Олимпиевичем Гриценко ролей не исчисляется трёхзначными цифрами, зато каждый из созданных им образов – творение подлинного Мастера, - пишет в уже упомянутой статье Дарья Орлова. - Как умело огранённый талантливым ювелиром бриллиант, переливаются они богатством граней. И сияние их уже не один десяток лет радует зрителей».
Николай Гриценко был похоронен на Новодевичьем кладбище. Там же, рядом с братом, спустя десять лет, нашла последний приют Лилия Олимпиевна. Судьба её также сложилась несчастливо. После потери голоса она поступила в Московский драматический театр имени К.С.Станиславского, в котором проработала до 1957-го года. Музыкальность и поэтическая проникновенность дарования принесли ей успех и признание в ролях Инессы ("День чудесных обманов" Р.Б.Шеридана), Лауры ("С любовью не шутят" П.Кальдерона), Ларисы ("Бесприданница" А.Н.Островского), Нины ("Грибоедов" С.Ермолинского). С 1960-го года актриса работала в Московском драматическом театра имени А.С. Пушкина. Одной из её примечательных и своеобразных ролей 60-х годов была Тереза ("День рождения Терезы" Георгия Мдивани). Как режиссёр Гриценко поставила спектакль "Метель" Леонида Леонова, где сыграла роль Катерины. Лилия Олимпиевна была замужем за режиссёром Борисом Равенских, но этот брак вряд ли можно назвать счастливым. Равенских был из тех мастеров, которые, создавая тот или иной шедевр, были непременно влюблены в своих главных героинь. Известно, что у Бориса Ивановича был роман с актрисой Верой Васильевой, пишущей об этом в своих воспоминаниях. Васильева отмечает, что, несмотря на свою огромную любовь к Равенских, наверное, не выжила бы, если б стала его женой.
Лилия Гриценко снялась в нескольких десятках фильмов. Зрители запомнили и полюбили её в роли Натальи Сергеевны из замечательной картины «Верные друзья». В последние годы жизни актриса осталась в полном одиночестве, нигде не работала. Лишь изредка её видели во дворе: старая, седая женщина медленно доходила до памятника Эрнсту Тельману у метро "Аэропорт" и с ненавистью грозила ему клюкой…
 На могиле брата и сестры установлено одно на двоих надгробие – скромная мраморная плита с фотографиями. Редко-редко появляются здесь свежие цветы – практически никто не навещает давно ушедших из жизни актёров.
Сегодня о Гриценко вспоминают очень мало. А, если вспоминают, то, большей частью, о его странностях. А, между тем, он — не просто величайший актёр 20-го века, но явление уникальное по масштабу и диапазону таланта, непревзойдённого до сей поры никем. Неразгаданная тайна гениальности. «У Вахтангова есть определение гениального актера, - говорит театровед Вера Максимова. - Он делает очень точное разграничение: чем гениальнее актер, тем больше в нем иррационального, таинственного и тем меньше в нем разума, расчета и всего остального.
Это было то вахтанговское сущностное обретение формы, через которое очень многое открывалось. Гриценко работал таинственно. Чем больше гениального, тем больше тайны в актере. Это про него. Вахтангов написал нам это, и мы до сих пор голову ломаем. Каким-то другим путем он шел, чем Станиславский. Мне иногда кажется, что мы забываем, что Вахтангов - это не просто следующая ступень за Станиславским, а это ступень высшая».
Сегодня имя Николая Гриценко практически забыто. Даже в родном театре Вахтангова не слишком беспокоятся о сохранении памяти о нём, с непонятной небрежностью относясь к своему достоянию. Даже студенты театральных училищ, молодые артисты, смотрящие в сторону запада и тамошних кумиров, не знают имени великого русского актёра, который должен был бы стать первым образцом мастерства для них. «Образец немыслимого таланта - Николай Гриценко. Но когда спрашиваю молодых актеров, те даже не слыхали о нем, - сетует Ольга Остроумова. - Джигарханяну задали вопрос: «А что все-таки останется после актера?» И он ответил: «Ничего. Я снимался с великим Меркурьевым, а молодежь не знает, кто это такой».
Критик Андрей Плахов в уже упомянутой нами статье справедливо отмечает: «В отличие от того же Михаила Ульянова, или Иннокентия Смоктуновского, или Олега Ефремова Николай Гриценко не стал выразителем идей и духа своего времени. Просто потому, что он был актером на все времена. (...) Однако на большом отрезке времени видно, что актер никому и ничего не уступил. Он был стайером, мастером длинных дистанций. Ему было наплевать на "актуальность" трактовки, и сегодня его техника впечатляет гораздо больше, чем усилия некоторых "горнистов времени"».
Режиссёр Евлахишвили с укоризной пишет в своих воспоминаниях: «Написано о нем (Гриценко – авт.) крайне мало. И мне кажется, святой долг всех, кто работал с ним бок о бок много лет, кто считался его другом, исправить эту несправедливость, написать о Гриценко, рассказать о нем и тем самым, возможно, приоткрыть неразгаданную тайну его таланта». Этот долг мы, как умели, старались исполнить при написании данной работы. Николай Олимпиевич Гриценко был актёром от Бога, актёром, каких не бывало прежде, нет и навряд ли будет в нашем мельчающем мире. Сегодня невероятно обесценились слова «великий» и «гениальный», эти эпитеты присваивают друг другу направо и налево. Николай Гриценко – это больше, чем великий и гениальный актёр. Это целая вселенная, непостижимая и необъятная, тайну которой не дано разгадать. И об этом следует помнить в первую очередь, вспоминая этого необыкновенного актёра.
















Краткий перечень спектаклей

Приезжайте в Звонковое
Когда поют жаворонки
Макар Дубрава
Олеко Дундич
Раки
Седая девушка
Человек с ружьём
На золотом дне
Шестой этаж
Город на заре
Идиот
Белые и чёрные
Маленькие трагедии
Стряпуха
Русский лес
Стряпуха замужем
Пьеса без названия
Живой труп
Принцесса Турандот
Правда и кривда
Виринея
Дион
Конармия
На всякого мудреца довольно простоты
День-деньской
Забыть своё прошлое
Память сердца
Шаги командора
Тысяча душ











Полная фильмография

1942 Машенька  ::  Коля
1946 Старинный водевиль  ::  Антон Петрович Фадеев  ::  главная роль гусар
1950 Кавалер Золотой звезды  ::  Артамашев
1951 Прощай, Америка! (не был завершен)  ::  Арманд Хауорд
начальник отдела информации американского посольства
1953 Вихри враждебные  ::  Шредер
1953 Судьба Марины  ::  Терентий Тихонович, агроном
1954 Большая семья  ::  завклубом Вениамин Семёнович
1954 Шведская спичка  ::  Псеков, управляющий Кляузова
1955 Дорога  ::  капитан
1957 Жилец (короткометражный)  ::  Халявкин
1957 Хождение по мукам. Сестры  ::  Вадим Петрович Рощин
1958 Хождение по мукам. Восемнадцатый год  ::  Рощин Вадим
1959 Фортуна
1959 Хождение по мукам. Хмурое утро  ::  Вадим Петрович Рощин
1961 Барьер неизвестности  ::  Лагин Вадим Семёнович
зам. главного конструктора
1961 Вольный ветер  ::  Георг Стэн
1963 Русский лес  ::  Грацианский
1963 Понедельник - день тяжелый  ::  Стряпков
1963 Крыса на подносе (короткометражный)
1964 Мать и мачеха  ::  Федор Антонович Журбенко,
          председатель   колхоза
1965 Человек без паспорта  ::  Измайлов Пётр Епифанович,
          агент иностранной разведки, бывший полицай
1966 Два года над пропастью  ::  полковник Миллер
1967 Места тут тихие  ::  Фисюк
1967 Анна Каренина  ::  Алексей Александрович Каренин  ::  главная роль
муж Анны, сановник, который живёт «без поспешности и без отдыха».
1968 Журавушка  ::  Маркелов Василий Куприяныч
председатель колхоза
1969 Семейное счастье (киноальманах)  ::  Ваксин, новелла "Нервы"
1969 Развязка  ::  Александр Петрович Терехов
учитель рисования
1969 Адъютант его превосходительства, Викентий Павлович Сперанский
1970 Счастье Анны
1971 Принцесса Турандот (телеспектакль), Тарталья, Великий канцлер
1971 Тысяча душ (телеспектакль)  ::  князь Иван
1971 На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)  ::  Мамаев 
1972 Веселые Жабокричи  ::  старшина Василь Миронович  ::  главная роль
1973 Черный принц  ::  Ананий Дмитриевич Мытников
старший товаровед
1973 Человек в штатском
1973 Таланты и поклонники  ::  князь Ираклий Саратоныч Дулебов
1973 Семнадцать мгновений весны  ::  немецкий генерал в вагоне
монолог о фанатизме
1973 Земля Санникова  ::  Трифон Степанович Перфильев
золотопромышленник
1973 Докер  ::  Иван Степанович
1974 Время ее сыновей  ::  Антон Гуляев
1974 Память сердца (телеспектакль)
1975 Конармия (телеспектакль)  ::  Степан Вытягайченко
1976 Стажер  ::  Александр Александрович
1976 Преступление  ::  Пётр Егорович
1976 Мартин Иден (телеспектакль)  ::  муж Гертруды
1976 Ну, публика! (телеспектакль)
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса  ::  Фридрих Дорнброк
1976 Два капитана  ::  Николай Антонович Татаринов  ::  главная роль
1976 В горах мое сердце  ::  Джаспер Мак-Грегор
1977 Враги  ::  Печенегов
Генерал в отставке, дядя Бардиных
1978 Отец Сергий  ::  князь
1978 Мятежная баррикада
1979 Ссыльный N11  ::  Варламцев










Список использованной литературы:

Ю.А. Смирнов-Несвицкий. Евгений Вахтангов. - Л.: Искусство, 1987.
Михаил Астангов. Статьи и воспоминания. - Л.: Искусство, 1971.
Звёзды московской сцены. Театр имени Евг. Вахтангова. - М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2001.
Ю.В. Яковлев. Альбом судьбы моей. - М.: Искусство, 1997.
Ю.В. Яковлев. Между прошлым и будущим. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
В.С. Лановой. Летят за днями дни... - М.: Алгоритм, 2004.
В.А. Этуш. И я там был... - М.: Олма-Пресс, 2002.
М.А. Ульянов. Работаю актером. М.: Искусство, 1989.
М.А. Ульянов. Приворотное зелье. М.: Алгоритм, 1999.
М.А. Ульянов. Реальность и мечта. М.: Вагриус, 2007.
В.Б. Смехов. Театр моей памяти. М.: Вагриус, 2002.
Р.Р. Нахапетов. Влюблённый. М.: Вагриус, 1999.
С.С. Евлахишвили. Беседы о режиссуре
В.А. Разумный. О современниках
Материалы телепрограммы "Острова" (ТК "Культура")
Материалы телепрограммы «Чтобы помнили»
Материалы периодических изданий.