беседы о деньгах. 4, 5 части

Валерий Чернышов
Несколько дней мы не виделись, не созванивались с Азой, но потом она сама позвонила мне, пригласив пройтись по набережной, поговорить. Спустя час мы шли с ней вдоль реки. Погода была прохладная, дул ветер, люди прогуливались вдоль реки.
- я все думала, нарушила наше молчание Аза. Знаешь, сказала она, я не скажу, что я целыми днями думаю над этим вопросом, но иногда думаю об этом. Будущее кажется таким непонятным и призрачным, что думать о деньгах кажется чем-то таким, о чем думать не хочется.
Верно, Аза, и мне иногда думать на эту тему не хочется, потом, что кажется суетой. Кажется, что мы вообще должны жить сегодня, и не думать о завтра. Как говорится - будет день - будет пища. Ведь в тоже время, есть и другая поговорка, чтобы завтра пить молоко, пей сегодня воду. Ведь опять, я бы сейчас не жил так, как я живу, если бы раньше предусматривал и рассчитывал те же деньги.
- Да, Валер я хотела сказать, что я не переживаю по этому поводу, но стала тоже думать, а что же надежно, где гарантия, что действительно образование и недвижимость не дают безусловного роста и надежности, в чем же тогда она, надежность. Навстречу нам прошли двое парней лет двадцати пяти, и кушали еду, доставая ее из пакетиков с надписями макдональдс. Они смеялись и громко говорили на английском языке.

- а какие версии у тебя, Аза, мне интересно.
- получается, надо в банк положить и просто смотреть, как сложные проценты растут, увеличиваясь с каждым годом. Она сказала это, посмотрев на меня, и во взгляде почувствовался вопрос - угадала, что ты имел в виду. Ты именно на это намекал не несколько встреч, к этому вел…
 Наверное, сказал я, банки дело хорошее. Давай вместе подумаем, стоит ли туда на проценты откладывать. Что хорошего в том, что ты вкладываешь в банк, давай соберем положительные стороны. Существуют банковские школы, люди долго учатся, чтобы попасть на работу в банк. Там сильный отсев людей, потому, что многие хотят работать в солидном банке. А это значит, что попадают люди лучшие, самые умные.
Банки, в отличие от человека, меня, тебя, дольше изучают все, что связано с финансовыми рисками, ведь это целая наука, которую надо постигать долгое время.

Банки, это солидные организации, которые работают сотни лет. Ты специалист в своей области, я в своей, каждый в чем-то своем, а в банках работают специалисты в своей сфере, в сфере денег. Значит, им можно довериться. Они знают что-то такое, чего не знаем мы с тобой, секреты денег, закономерности.

Если у человека в банке есть деньги, это можно даже увидеть по тому, как он идет по улице. У того, кто имеет счет в банке и не какое-то количество денег, он идет уверенно, спокойно, вальяжно. А у кого этого нет, он идет по улице, дергаясь, оглядываясь, немного согнувшись, и только думает, где бы заработать денег.

Многие люди всю жизнь откладывали в банк деньги, а потом жили на них, это правда.

- то есть, ты хочешь сказать, что банки дело хорошее, попыталась резюмировать Аза,
- конечно, хорошее, сказал я, можно я тебя обниму, иначе ты замерзнешь,
- хитрец, сказала она, но руку не убрала,
- но с другой стороны, сказал я, я бы ни за что не стал рассчитывать на банк в плане долгосрочной финансовой перспективы,
- это еще почему, удивлено спросила Аза,
Я немного помолчал, собираясь с мыслями.
Давай размыслим здраво, скажи, почему тебе банк кажется надежным. Когда заходишь в банк, почему там так солидно, мрамор, дерево благородных пород. Почему от банка пахнет деньгами,
- ну как почему, это же банк, солидная организация, ведь нельзя же, чтобы зайдя в банк, там был один стол, сидела секретарь, и пишущая машинка, сказала Аза.
- верно, а зачем… почему, скажем, английскому лорду не надо показывать солидность, а банку надо,
- ну как это почему, лорду не надо, чтобы мы несли ему деньги, у него все в порядке уже давно,
- а зачем банку, чтобы мы несли ему деньги, разве у него не в порядке,
- чтобы как можно больше шли туда, а не в другой банк или организацию,
- а что будет, ели люди не будут нести туда деньги,
- банк на этом живет, на привлечении многих клиентов,
- то есть банку надо что-то тебе показать, убедить в солидности,
- конечно,
- значит, для банка это очень важно, а почему, Аза. Что будет, если банку перестанут верить, и будут сомневаться в нем
-деньги будут забирать оттуда,
- и что тогда,
- банк обанкротится,
- почему, ведь это же солидная организация,
- я слышала об этом, что если все люди заберут оттуда деньги, банк банкрот,
- а почему,
- ты как следователь, почему да почему, улыбнулась Аза. Мы шли дальше, даже не торопясь скорее искать ответы на эти вопросы.

Не дожидаясь ответов, я стал продолжать,
- потому, что есть такое понятие, как оснащение собственным капиталом. Это по-умному если говорить, а попросту это сколько в общей куче денег имеется своих, то есть банка, а сколько занятых у нас с тобой. Эта информация не секретная, она открыта, только люди на нее не обращают внимания, потому, что банк не акцентирует на этом внимание, переводя все внимание на внешнюю сторону, то есть на внешнюю серьезность и надежность, на внешний вид.

А правда состоит в том, что эта сумма никогда насколько мне известно, не превышала 20 процентов, чаще всего это и 8, и 12 процентов. То есть, у банка есть своих денег только около десяти процентов из ста. Значит, если начинается недоверие, то любой банк на земле может стать банкротом за один день.
- я слышала это, но никогда не задумывалась на эту тему, сказала задумчиво Аза, только понимаешь… Как говорится - собака лает, а караван идет. Ты можешь говорить на банковскую систему что угодно, но она работала и работает сотни лет.
- я тоже не думал раньше об этом, спокойно сказал я. Я тоже не задумывался, потому, что банки переводят внимание человека, нас с тобой, на внешнюю аббревиатуру, и что самое поразительное, мы на нее покупаемся. Нас с тобой просчитывают как статистику, манипулируют нашими мыслями, но когда приходит момент истины, то все встает на свои места,
- что ты имеешь в виду - момент истины,
- вот возьмем пример. Я работал уже после потери всего в представительстве американской компании AIG, это самая крупная финансовая организация мира, на которой завязаны так или иначе все финансовые институты мира. Я продавал страховые полисы, накопительные и не накопительные. Нас убеждали и убедили, что там активов много нулей, миллиард вроде. Что компания работает уже в 150 странах мира, много людей там работает, и много рекламных брошюр. Компания работает уже около 90 лет, у нее много денег и так далее.
Однажды, я смотрел телевизор и увидел, что эта компания просит финансовой помощи у правительства, что она может рухнуть. И дело, Аза, не в том, что она выстоит или нет. Дело не  том, вытянут ее или нет, и не в том, что она стала слабее. А дело в том, что возникло подозрение, что она может не выстоять. Я даже не хочу слушать, что скажут специалисты аналитики, что скажет американское правительство, президент и все мировое сообщество вместе взятое. Меня больше не убеждают все слова мира в том, что можно с этой организацией связывать себя на 20-40 лет. Я не хочу видеть никакие формулы и пытаться предсказать ее будущее, я просто не верю ей и все.

За эти кризисные год в Америке разорилось около 70 банков. И ведь в эти банках миллионы людей держали свои деньги, рассчитывали на них, верили им. Считали, что поступают правильно, откладывая на будущее, выращивая эти семечки, даже цифры были на банковских распечатках. Не один банк, а больше 70!!! На каждом банке были красивые вывески, припудренные секретарши с гелевыми ногтями, менеджмент в галстуках, с белыми зубами и престижными машинами. Мне даже слышать не хочется, что дело в кризисе, и что такое бывает один раз за сто лет, Аза. Если человек может разориться один раз за всю жизнь, ему от этого легче… Если бы ты была долгосрочным кладчиком одного из этих банков, тебе стало бы легче, если бы тебе сказали, что это большая редкость… Ты бы сказала им на это
- ладно, ерунда, забыли. В какое окошко можно вложить следующую часть  зарплаты, я же должна думать о будущем.

У меня такое чувство, людей не просто дурят, а люди сами хотят быть обдуренными. Создаваясь, банки будто поставили заборчик своего банка, а потом делают все, чтобы этот заборчик увеличивать, чтобы внутри этого забора были и люди и города, и страны. Если один из заборов терпит крах, другой бак, поуспешнее, говорит
- сейчас, не волнуйтесь, мы поставим другой, который теперь уж точно не рухнет, давайте сюда все!
И что самое поразительное, люди идут туда, сначала подходя, держат деньги прижатыми к телу в кулачке, а потом осторожно выкладывая их в окошко банка. А потом расслабляются и уже до следующего раза спокойны, пока опять нас не откормят, чтобы еще раз пустить на мясо.

В Латвии был очень сильный банк, слово ‘’был’’ относится к словам ‘’самый сильный’’, а не к слову ‘’был банк’’. И в один день, в одну ночь, друг стало известно, что он был на грани своего существования. Его спасло правительство, но меня не интересует, по каким причинам его спасли. Я не понимаю, сколько банков должно разориться, чтобы мы начали играть в свою игру, а не в их. Поражает насколько нас легко просчитать, вычислить, предсказать. И после этого я видел рекламные плакаты этого банка с графиками нашей пенсии, если мы будем в него вкладывать свои средства на пенсию. Выгодные проценты, которые выгоднее других. Мне просто хочется сказать - садись, владелец банка, оценка отлично. Сказать как в школе, а не садись в тюрьму, ведь он никого не заставляет, он только приглашает к сотрудничеству.

Аза, я не претендую на научность и на глубокие вещи, на знания подробной информации. В том то и дело, что я смотрю на цветок издалека, и не пытаюсь разглядывать те формулы, которыми нас кормят. И не хочу сказать, то банк это плохо, у меня у самого сейчас мои крохотные накопления лежат в банке. Банки, это достаточно сильная система, но я не хочу даже думать, что банк это долгосрочное решение проблемы будущего моих финансов.