Николай Лапаев Два общества в одном

Индрик
Николай Лапаев Два общества в одном

Рассмотрим общество со стороны двух категорий - государство и народ. Процесс социобиогенеза ведет к развитию таких естественных форм объединения человека, как род, племя, народ. На этом этапе естественный ход развития человечества переходит к следующей - исторической - стадии развития, где уже действуют не естественные биологические, а исторические причины развития.
В связи с увеличившейся плотностью населения и увеличившейся производительностью появилась возможность эксплуатировать целые массы людей в определенной местности. Своеобразные предприниматели - организованная группа (банда рэкетиров) брала под свой контроль с помощью физического насилия определенную местность со всеми населяющими ее мало организованными людьми, превращала всех этих людей практически в рабочий «скот», который трудился, кормя и себя, и новоявленных «пастухов». Рэкетиры либо просто собирали дань, либо еще и производили организацию труда нового «скота». Для эксплуатации подданного населения эта малочисленная шайка «предпринимателей» создавала организацию, в которой главенствующая роль отводилась представителям этой шайки (в последующем превратившимися в элиту общества), а в роли служащих выступали привлеченные представители населения.
Государство зарождается самопроизвольно. При любом ослаблении основной власти быстро возникают новые очаги примитивной власти - банды, которые рэкетируют местное населения.
Народ и государство - вот две категории, которыми исчерпывается такое понятие, как «общество». Общество -это система «народ-государство». Фактически в каждом обществе параллельно существуют два: одно - это простой народ, а второе - это элита, власть, государство. И они сосуществуют во многом параллельно, каждое из них живет своей жизнью. Народ живет и развивается по логике биологического развития, живет сам по себе. Государство - как бы надстройка над народом, сооруженная не по воле народа, а по своим законам. Эти надстройки сооружаются и живут сами по себе, по своей внутренней логике, изменяя себя или изменяясь по воле обстоятельств. При этом эти надстройки сталкиваются друг с другом, одна может ликвидировать или поглотить другую (хотя бы частично), или они обьнди-няются. Один народ может находиться в разных государствах, или в одном государстве может находиться несколько народов. И границы могут изменяться. Конечно, народ и государство сталкиваются в обществе, между ними идет постоянная борьба: народ борется за свою свободу, которую отнимает государство, и хочет минимизировать количество продукта, отнимаемого государством, у государства - противоположные интересы.
История начинается с возникновения государств. История - это борьба государств между собой за народы. При этом побеждает сильнейшее (отбор государств). Двигатель прогресса в истории - война государств. Историческое развитие в результате борьбы государств приводит к следствию - государство вынуждено в целях этой борьбы давать все больше свободы народу, все больше маскироваться под «народное», «демократическое» государство. Но интересы государства так и остаются другими, чем интересы народа. И при снятии внешних и внутренних угроз государство может «забыть» свои обещания. Тогда государство возвращается к своей феодальной сути, перерождается из «народного» в исходную форму. Долгосрочный тренд мировой истории - все большее привлечение народа государством к своему управлению. Квинтэссенция человеческой цивилизации - развитые демократические надстройки над государством.
Каждый служащий государства, каждый его представитель обладает частью полномочий государства, а получение мзды с народа есть основная цель государства и его главное полномочие, и каждый служащий может воспользоваться своим положением в личных целях, для коррупции - один и тот же - взять с народа. Коррупция - одно из проявлений сущности государства. И никак это проявление никуда не деть и не спрятать, и не ликвидировать, ведь не может же государство ликвидировать само себя. Коррупция -родимое пятно государства.
Российское государство возникло «стандартным» образом - путем захвата власти шайкой разбойников-варягов над восточными славянами. Наше государство построено по принципу личной преданности, чрезвычайно забюрократизировано, деспотично относится к народу. Личность человека оценена в ничтожную величину, и контролируется каждый шаг человека. Государство ради государства.
Большевики в попытке реализовать утопию Маркса перешли к прямому государственному управлению в экономике. Фактически они осуществили возврат к крепостническим формам, чего только и следовало ожидать от государственного участия в чем бы то ни было, ведь государство и есть феодальная система. Маркс ошибочно выстроил схему смены формаций, так как государство (сиречь феодализм) - это из сферы политики, а рынок, капитализм и даже рабство - из сферы экономики, и все это существует всегда и параллельно, а не по очереди.
В «социалистической», а точнее -крепостнической - системе и родились многие явления, которые сегодня развились и составляют значительную часть нынешней коррупции.
Теперешнее состояние государства российского является продолжением ситуации, когда при приватизации волки всех мастей и калибров стали рвать тело усопшего «народного» государства. И вся теперешняя сложившаяся система на этом встала и на этом стоит (за счет коррупции).
Коррумпированный аппарат - малоэффективен, а государство все же вынуждено выполнять свои функции, поэтому приходится все время наращивать аппарат. Отделы организации под названием «государство» растут и делятся в геометрической прогрессии. Рост госаппарата - одно из следствий коррупции. В свою очередь такой рост приводит к еще большему росту коррупции. Получается замкнутый круг.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если коррупция - проявление первоначальной сути государства, а теперешнее государство являет собой основу, модифицированную демократическими надстройками, то основа стремится скинуть с себя эти надстройки как чуждые ее первосути и возвратиться к своей природе. Они сковывают ее злую душу, не дают ей развернуться. Соответственно тем, кто не хочет возврата к неприкрытому насилию, нужно противостоять природе государства, не давать развернуться коррупции. А как? Не пускать к власти лиц, имеющих природу, родственную первостроителям государства, то есть не отягощенных совестью   моральными  «предрассудками», склонными к насилию, жажде наживы любой ценой, не особо следующих законам, не уважающих других людей, считающих их ниже себя, склонных к лени, к отлыниванию от работы с переложением ее на других, не патриотов, считающих, что деньги не пахнут, презирающих коренные народы, - беспринципное, тупо хватающее, низко кланяющееся. Также постоянно выявлять лиц с такими данными, все-таки попавших во власть, и удалять их оттуда. Пресекать попытки разрушить, ущемить, сковать в работе (выхолостить содержание) демократических надстроек. Противостоять протогосударственным образованиям в их зарождении и развитии, приходе во власть или слиянии с властью (это могут быть гангстерские формирования, хорошо организованные группировки мелких этносов, группировки религиозных экстремистов, бюрократические кланы). Противостоять срастанию государственных органов с преступностью. И, наоборот, развивать воспитание и просвещение всего народа, как потенциального госслужащего. Стремиться к развитию демократических институтов общества.
Если коррупция - оборотная сторона государства, то чем меньше государства -тем меньше коррупции. Чем меньше надо регулировать, тем меньше надо регуляторов. Здесь есть золотая середина, оптимальный уровень, ниже которого получается анархия, не приводящая к хорошему. Для снижения расходов государства по содержанию госаппарата необходимо его сокращать, а это даст дополнительный кумулятивный эффект в снижении коррупции. Без резкого сокращения госаппарата снизить коррупцию трудно, кроме того, сокращение - повод к повышению дисциплины оставшихся. Сокращение - и одновременно чистка рядов.
Если государство принять за организм, то коррупция - это рак, а сейчас и с метастазами. И на последней стадии, когда уже химиотерапия и облучения -бесполезны. Только хирургия. Но раз это организм, то если отрезать важный орган, организм погибнет. Что делать? Нужно сначала параллельно вырастить новый орган, продублировать, передать функции новому, а потом старый негодный выкинуть. И ткани из выкинутого органа (отдельных людей) ни в коем случае нельзя использовать ни в какой части организма - государства, иначе все заразят снова. В черный список эту шваль никогда никуда не брать.
Дать больше свободы народу в плане самоуправляемости. В экономической жизни - сокращение монополий, переход к рынку. В политической - прямые выборы всего, что только можно избирать. Мировой опыт давно наработан. Элита условно разделяется на две партии, в качестве арбитра выбран народ. У этого арбитра испрашивается мнение по максимальному числу поводов, он избирает высших управленцев страны, региона, города, а уж те назначают подчиненных. У народа есть общественные организации, саморегулирующие многие аспекты его жизни. Информируют всех, находят слабые, подлежащие изменению места независимые СМИ.
Кого отбирать на госслужбу или кому запрещать? Система поручительства. Когда два-три других чиновника поручаются за назначаемого. Но если попался, то всех уволить с «волчьим» билетом. Опубликовывать список лиц, определенных в номенклатуру, и предлагать всем давать компромат на них.
Есть гласные и негласные законы. В принципе государство не нуждается в гласных - писаных - законах. Любая организация, любой коллектив от высшего до низшего звена во многом работает на традициях, обычаях, чаще негласных, имеются сформировавшиеся способы решения тех или иных проблем. Государство решает управленческие задачи, соответственно во всех его подразделениях сложились традиции, присущие любому коллективу, и традиции, способы решения управленческих задач. Когда-то эти традиции были заложены еще отцами-основателями, потом добавлялись. Даже сменив всех до одного сотрудников данного коллектива, но по очереди, а не сразу, можно не добиться отмирания плохих традиций, потому что оставшиеся «старики» обучат «молодых» всему хорошему и всему плохому. Часто добиться избавления от плохой традиции возможно только полной единовременной сменой всех до одного членов коллектива (и заменять их молодыми кадрами, имеющими более демократическое воспитание). Мировоззренческую платформу госслужащего надо закладывать с детских лет. Так как государство самая главная организация общества, то служба в этой организации должна быть и самой престижной, одной из самых высокооплачиваемых. Основной целью госслужбы в государствах с развитыми демократическими институтами должно быть служение народу. И каждый школьник должен мечтать служить народу.
Государство у нас традиционно сильное, даже чрезмерно. И сильное государство стремится поднять все и вся. Сейчас это государство стараются перестроить на европейский манер. Но в Европе кроме государства имеется общество, народ имеет демократическую власть. У нас же никогда общества не имелось. Было одно государство, а народ вообще никто никогда не спрашивал. Нужна структура, которая должна заниматься подбором и расстановкой кадров, определять оптимальный состав и численность структур. Эта структура должна заниматься строительством и контролем госаппарата профессионально. Такая структура нужна в нашей стране до тех пор, пока не перейдем к нормальному демократическому процессу, а именно - к смене основных кадровых позиций путем выборов. Тогда, как и положено, народ будет играть роль внешнего кадрового агентства, и надобность в специальном таком государственном органе отпадет.
Россия по национальному составу является европейской страной, а по государственному строю - азиатской, поэтому в общественном сознании постоянно бродит идея возврата к демократическим европейским ценностям. Этому как может препятствует государство. Но современное положение государства просто вынуждает его к модернизации, иначе велика опасность простой ликвидации государства. Но ввиду своей азиатской природы государство не может выйти за пределы этой природы и все крутится в каких-то бюрократических лабиринтах, не имея в себе силы выйти за свои же пропагандистские лозунги. Для движения в общем цивилизованном русле у государства должна появиться воля к жизни, которая сможет самоограничить его злую душу. Это трудная задача для государства. На ее решении надо сосредоточиться всему обществу. И вот это должно стать национальной идеей: построение подлинно демократического государства. А самой первоочередной проблемой на этом пути является создание общества без коррупции.

Николай ЛАПАЕВ, г. Миасс, Челябинской обл. Российская Философская Газета  май 2010 с.5