10. Оксана Якушко

Артём Киракосов
Опубликовано в газете `не проспи «НОВЫЙ ДЕНЬ»`.



Об Артёме Киракосове пишут...




Оксана ЯКУШКО
СЧАСТЬЕ ЖИТЬ



Счастье жить После фотовыставки Артема Киракосова я поняла: цвет может оглушить сильнее звука. Яркие, колоритные, насыщенные – так характеризуют работы московского художника. Сам автор считает, что цвет связан со звуком так же тесно, как звук со смыслом, и к такому выводу пришел не в одночасье.

 
Профессией Артем Киракосов овладевал сначала в лучшей советской студии во Дворце пионеров на Ленинских горах, потом — в Московском художественном училище, Суриковке. Всегда плыл против течения и писал, и жил так, как чувствовал. В 1988 году, на третий день после землетрясения в Спитаке, Артем, выпускник Суриковки, приехал в Армению в составе спасательного отряда. А после всего, что там увидел и пережил, утратил способность писать красками. Последняя работа Киракосова перед тем, как он «замолчал» на десять лет, — серия фотоплакатов «Землетрясение», ставшая его дипломным проектом.

Художник искал спасения в слове, и за годы, прожитые вне живописи, написал тысячи страниц текста – стихи, статьи, очерки на религиозные темы. Жизненный вектор художника изменился, когда в 1992 году он крестился; еще спустя два года, после 10 лет совместной жизни, он и его жена Елена обвенчались.

Не считая работы реставратором в музее «Абрамцево», в 90-х Артем живописью практически не занимался, но к своему сорокалетию решил написать 40 работ. Примерно тогда и возникла та неповторимая манера художника, о которой он сам говорит так: «Я использую все, что рисует, все, чем можно писать, все, что дает красящий след». Штрих-мазок Киракосова, его «пуантиль», — это и квант информации, и квант звука, мельчайшая частица общего: «Однажды я понял: чтобы выразить себя в картине, нужно просто смешать все краски — гуашь, акварель, темперу, тушь, масло… и в твою жизнь уже никто не сможет вмешаться». Как раз с новым этапом духовной жизни Артема Киракосова, его внутренним состоянием, основанным на ощущении радости, полноты счастья, и связан цикл работ «Счастье жить». Пять лет назад художник решил каждый год выставлять фотографии и картины, а за источником вдохновения поехал в Европу: во Францию, Германию, Швейцарию, Венгрию и Испанию. Впечатлениями, которые привез из путешествий, делится охотно: «Испания — страна обороны. И нападения. Практичность, коренастость, ни жалости, ни романтичности. Сила и власть. Жестокость, наверное. Испания поражает. Она — какой-то удивительный, странный кусок жизни. Всегда не такой, каким ты его представлял. Она утонченная, еще не открытая в своих пейзажах, пригорных видах, пустынях. В нежности далей. Она совершенно рафинированная в своей поликолористичности. Это арабский эстетизм и лирика цыганских прихотей. Она груба в своих белых покрасках глины, терракотовых, синих. И опять все обрамлено черным. Я не заметил темперамента. Корысть. Расчет. Алчность. Вероломство. Настырность. Не любят красоту, искусство. Но тянутся. Спонсируют».

Один из центральных образов этой фотовыставки – окно. Окон у Киракосова вообще много, и все разные. Кстати, по словам художника, его любимое занятие — заглядывать в них, причем «окном» может быть и книга – своеобразный лаз в чужие мысли. Самыми удачными из представленных работ Артем считает фотографию парижанки-полицейской и «Двоих на берегу любви». Себя же ассоциирует с единственным из стаи, взлетающей с севильского фонтана, черным голубем. Эту работу (на фото) называет лучшей.

21.08 12:42 № 91 (511) 2006