Из записных книжек. Ленинград

Майя Фурман
В этот раздел включены дневниковые записи автобиографического характера,первые литературные опыты.

1 января 1958 года 2 часа 33 минуты
Итак еще один новый год.Только что пришли.Смотрела в окно троллейбуса на город.Набережная затянута огнями.Зимний дворец уверенный,спокойный.Думала о том,что он был таким же в 1858г.,будет таким же в 2058г.На улице людно как днем.Ясно читается судьба всех проходящих.Вот пожилая женщина,она богато одета,но одна.Вот старик.Резкие глубокие морщины пересекают его усталое лицо.Это раздражительный человек,для которого несчастливая жизнь давно стала привычкой и он себя уже не чувствует несчастным.И сейчас,когда за каждым окном притаилось лихорадочное,отчаявшееся,хмельное веселье,он еще раздраженней.Мимо идут одинокие пьяные,идут обнявшиеся пьяные товарищи.Все они одиноки.На одиночество их обрек свой эгоизм,чужой эгоизм,обстоятельства.
Из окон долетают бешабашные разудалые народные песни,сквозь темноту сквозит украшенная разноцветными огнями елка,виден только ее мерцающий силуэт.
Молодые загадали самое желанное,а старые уже ничего не загадывают,они вспоминают или стараются заглушить воспоминания.
Высокая узкая комната.Длинные кружевные занавесы на высоких узких окнах.Мои сестрички танцуют под какой-то старомодный фокстрот.Их подвижное веселье скорее грусть,они хотели бы сейчас быть среди грома музыки,в объятиях любимых,и они не думают о том,с какой грустью будут вспоминать через двадцать лет себя молодых.каким сказочным далеким покажется им сегодняшний новогодний вечер.
Анастасия Петровна делает вид,что спит,когда мы приходим,а потом лениво поднимается.Мы пришли,но она все равно чувтвует себя одинокой,она хочет чтобы мы заговорили.Но мы не замечаем ее,и она сумрачно стелет нам постель,потом все-таки говорит сама,как сквозь сон.
-Вот посидели здесь с котом до 12 часов,потом радио проиграло,легла.
Я вдруг чувствую ее.
-А вы пойдете завтра в гости?
-Нет,куда же мне идти,-говорит она кротко.
-У вас же есть сестра вашей невестки.
-Нет.Они сами,наверное,куда-то пойдут.
-Ну вы завтра не забудьте их поздравить,-и вдруг у меня вырывается с жалостью:
-Вы скучали здесь.
Она как-то вся сжимается.-Чего скучала,я же говорю вам,сидела с котом.-Она быстро уходит на кухню.
У соседей гости уже прощаются,громкий смех,шум,возня.Мы сидим притихшие.
Все это больно режет сердце.

***
Я лежу в нашей маленькой комнате с жуткой головной болью.Эта боль,то острая,то тупая,совсем измучила за эти два дня мое бедное тело.Целый день пью пирамидон,но эти маленькие таблетки не могут снять обручи,сдавливающие мою голову.Я открываю глаза.За окном сгущаются синие сумерки,стоит 30-градусный мороз.Снег,сдуваемый с крыш ветром,на минуту повисает тягучим облаком,застилая мое окно.
Анастасия Петровна топит печь,ласково разговаривая с котей,и красноватые отблески огня скользят, пляшут, шарят по углам.
Я снова закрываю глаза.Острая боль идет иглой от затылка к вискам,расползается,натягивет кожу на лбу,и снова бронзовые переливы огня легко касаются стола,шкафа,занавесок.Кажется,что они разглаживают,умиротворяют боль,красные гибкие пламенные язычки,вы всегда одинаковые...

9 января 1958г.
Милая душа,явись мне наконец,согрей меня, разбуди или будет поздно.
Птица без крыльев.У меня нет сил подняться,а оставаться на земле тошно.

14 января 1958г.
Одна.Я вдруг оглянулась и увидала,что вокруг меня очерчен магический круг.Я понимаю,что мне не переступить его черты.Каждый день я иду домой и жду чего-то,жду того,что изменит мою жизнь,осветит ее ярким светом.Открываю глаза,ничего нет.
Ах,счастье,счастье,где ты мое счастье.
Ах злая судьба,отдай мне мое.

24 января
Моя жизнь составляется из мимолетных,схваченных на лету впечатлений.

6 феврала 1958 г.
Я слушала Пиковую даму.Эта музыка ударяется в мое сердце и выбивает из нее чистый звук,добирается до глубины и вырывает на поверхность мое собственное,чего ничто не касается,чистое,истинное,мое настоящее я.Но оно проглядывает только на одну минуту и сейчас же прячется,ныряет в глубину.
Любовь!По-моему,это слово неправильно понимают.Я слушала оперу и поняла,что она у меня есть.Я поняла как сильно люблю свою младшую сестру,я ее так люблю,что не мыслю без нее жизни,без нее жизнь теряет запах,вкус,цвет.Страсть озаряет жизнь багровым,кроваво-красным заревом.Любовь же нежный,бледно-голубой прозрачный свет,она не греет,она только мерцает,переливается серебристым сиянием.
Я это поняла,когда слушала Пиковую даму.Я вспомнила,в каком она была восторге,когда пела графиня и как я тогда была счастлива,потому что она все время кричала,что не хочет идти на Пиковую даму,что она ей не нравится.Но теперь она была полна тем же чувством что и я.Да,ни разу она не осталась равнодушной к тому,к чему я была неравнодушна.И я знаю,что что бы с нами ни было,как бы далеко мы не ушли друг от друга,мы вернемся друг к другу,мы всегда будем вместе,потому что этот ее свет,это свет моей жизни,а как отрадно вернуться
из чужого света,в который я ринусь,к своему,родному.

***
только любовь,которая приходит через понимание,только общение душ освещает ночь между двумя безднами-рождением и смертью.Ромен Роллан

***
Вот сегодня уже вторник.Сижу на лекции и смотрю на бледное выцветшее небо,но в моей душе переливаются россыпи звезд и огней.Я люблю воду и огни.Они светят задумчиво и таинственно,и за каждым из них спрятан целый мир напряженного ожидания,а зыбкая темнота,смыкающаяся за ними предостерегающе подымает палец.
Смотрел ли ты когда-нибудь издали,как город погружается в сумерки.как один за другим вспыхивают вечерние огни и начинают мерцать расцвеченные квадраты окон.За каждым из них притаилась судьба,она глядит сквозь стекла глазами-светлячками.
В одном окне красным веселым зайчиком прыгает счастье,а в другом лампа скорбно закатила глаза под потолок.В третьем какая-то тень движется по стене.Она темнеет,становится объемной,вот застыла и уставилась на меня сквозь занавеску.
А где мое окошко,которое из них?Ах,вот оно,только свет еще не зажжен.

***
Желание высказаться-свойство благородной натуры(Бальзак)

***
Могу я смело раскрыть крылья
и мчусь вверх,к звездным мирам,
я не боюсь хрустального свода,
когда я рассекаю голубой простор эфира
оставив глубоко внизу этот земной шар
и все царящие в нем низкие побуждения(Дж.Бруно)

***
Если я только однажды живу на свете,нужно торопиться все услышать,все увидеть,ничего не пропустить,а то отстучит твое время и больше никогда не повторится.

***
ДО ТОГО,КАК ОНИ ПОПАЛИ В ГОРОД КАТТА-КУРГАН,они долго-долго ехали в открытых эшелонах и было очень мало еды и много совсем незнакомых людей,которые плакали,кричали,ссорились даже по ночам,редко молчали и часто пугались.Боялись долгих воющих сирен,возвещающих воздушную тревогу.Тогда поезд останавливался и люди как зайцы бросались в поле.Еще больше чем воздушных налетов люди боялись отстать от поезда.Пугались огней,которые двигались по лесу возле маленькой безымянной станции,у которой состав беженцев задержали на ночь,-а может,шпионов ищут?-и старались затаиться как можно тише,словно могли остаться незамеченными.
-Простыня!Уберите простыню,она же отсвечивает!Папироса!Потушите немедленно папиросу,нас же заметят с воздуха!-выкрикивал немолодой лысый мужчина,укутанный клетчатым пледом.Из-за этого пледа он всю дорогу ругался со воей изможденной женой, кричавшей,чтобы он отдал плед их 14-летнему сыну.
-Не надо,мама,не бей его,мне не холодно,-просил мальчик.
-Ему не холодно,а я болен,-говорил отец.
Младшая двухлетняя сестренка Кати заплакала,она уже давно была нездорова.На нее зашикали,замахали.
-Заставьте  замолчать,-кричал лысый,-задушите ребенка,он всех нас погубит!
-Очумели вы что ли?Как на самолетах могут услышать крик ребенка?У них ведь моторы шумят.
-Это же Гитлер,он хуже Гитлера,-причитала жена лысого.

Еды становилось все меньше.
В начале пути во время остановок на станциях можно было купить у крестьян картофель,вкусный,только что испеченный хлеб, сметану,яйца.Но чем дальше,тем меньше продуктов выносили крестьяне к поездам.За деньги продавать не хотели,меняли на вещи.
Ехала с нами веселая Мери с двумя детками в городских фетровых шляпках с дырочками.
В первую неделю пути Мери то и дело кормила своих деток,пела,хохотала,без умолку тараторила.А потом Мери замолчала.Дети просили есть,а она сидела и целыми днями плакала.А потом исчезла.Думали,может быть,она села в другой вагон,вскоре всех облетела весть:Мери отстала от поезда.Двух ее детей тоже сняли на какой-то станции и больше никто никогда не узнал,что стало с Мери и ее двумя детьми.

Молодая женщина из Кишинева,всю дорогу проклинавшая какого-то профессора,после одного из воздушных налетов помешалась.
Она спрыгнула с площадки вагона и разлеглась  между рельсами,раскинув свои толстые ноги и стала биться головой о шпалы.Вдали показался состав.В это время полем шла группа солдат.Они бросились к женщине,оттащили ее в сторону и уложили на зеленой траве.Один из них поддерживал руками ее запрокидывающуюся голову и прикладывал к разбитому виску смоченный водой белоснежный,наверное еще домашний,носовой платок.
Поезд тронулся без нее.
-Шпионка,наверное,-рассуждали беженцы,-сеет панику.

Однажды поезд вдруг остановился в степи.Никто не знал причины.То ли ждали воздушного налета.То ли машинист оказася предателем и сбежал.Тот самый машинист,который восьмые сутки  гнал с предельной скоростью железнодорожный состав,в котором ранее перевозили скот-увозил женщин,детей и стариков от войны,которая гналась за ними по пятам.
Наконец показался встречный поезд.Это был военный эшелон.Он был набит солдатами.Солдаты облепили окна и двери,сидели на плоских крышах.
-Миша!-кричала неистово Розалия Петровна.протягивая к ним руки,-Мишенька!-Она не имела никаких сведений о своем сыне с начала войны,заставшей его на польской границе.Иногда безумная радость озаряла ее лицо.
-Анна Ильинишна,вы слышите,я только что видела своего Мишу,он крикнул мне "мама" и помахал рукой,-рассказывала она матери Кати и всем своим соседям по площадке.
-Я только что видела своего сына,-обращалась она снова и снова ко всем подряд.
-Ну видала,а чему тут радоваться?-не выдержала наконец сидевшая рядом худая женщина,-их же на фронт погнали,может быть уже разбомбили по дороге.
Мать остолбенела,пораженная в самое сердце.Она долго молчала,а затем принялась уверять  всех в том,что ошиблась и приняла за своего сына кого-то другого,ведь он стоял в глубине вагона,а там было темно.На следующий день все начиналось сначала.
Она опять рассказывала.что видела сына,не замечая насмешливых взглядов соседки,опять выкрикивала "Миша!Миша!",завидя военный состав,-под хихиканье Веры,старшей Катиной сестры и еще двух взрослых девчонок,с которыми она подружилась в поезде.

Они не боялись ничего на свете,во время воздушных налетов отказывались прятаться,вызывая истерические припадки своих матерей, на станциях танцевали под гармонь с солдатами,а однажды совсем исчезли.
Это было у какого-то полустанка,во время воздушного налета.Сколько было отчаяния и слез.Наконец перед самым отправлением поезда девочки появились.Оказывается,они познакомились с зенитчиками из замаскированной в маленьком лесочке зенитной батареи и те пригласили их к себе смотреть воздушный бой.

Они все ехали и ехали.Переправились через Волгу,поля и леса сменились глинистыми степями.Никто не знал,когда и куда они приедут.Однажды ночью поезд замедлил ход и остановился у какого-то вокзала.Прошел человек,объявивший,что поезд дальше не пойдет.

Дождь все лил и лил.Катя смотрела на дождь сквозь узкую,заменявшую окно.щель в стене.Арыки переполнились желтой мутной водой.Размокшая глина под ногами,размокшие глиняные крыши кибиток.Валились глиняные ограды вокруг дворов.Не могло быть и речи о том,чтобы играть во дворе.
За стеной зашевелился ишак.Дети оживились, прислушались. Ишак, заикаясь, запричитал о чем-то своем громко и неторопливо.
Здешняя кошка тоже кричала как-то по-особенному.Она была рыжая,пышноусая,с такой хищной азиатской мордой,что Вера испугалась,не рыжая ли она(в кошачью масть, прим. публикатора).
Кошка однажды появилась на крыше.Она медленно обошла по крышам маленький внутренний дворик с растущим в центре единственным тутовым деревом,внимательно озирая детей,которые звали ее снизу,и только потом спустилась к гостеприимно предложенной жестянке с водой,в которую накрошили хлебца.Кошка поела,облизнулась,почистила свои львиные лапы и с громким мурлыканьем прыгнула вновь на крышу,так что никто не понял,осталась она довольна или нет.Через несколько дней рыжая появилась опять на крыше,и Катя принесла ей дохлую мышь,которых очень много было в сарае.С тех пор кошка стала часто приходить,хотя надолго не задерживалась,-и была прозвана Мраукой.

По вечерам,когда начинало темнеть,на мечети протяжно кричал мулла,потом матери зазывали детей домой ужинать:
-Иса-юю
-Майра-юю
-Захир-юю
-Хатча-юю

Катина мама работала в маленькой досчатой "Фотографии" в парке,а дома дети были с тетей Броней.Детей было четверо-шестилетняя Катя,маленькая Леночка,десятиклассница Вера и Тамарочка Ленинградская,двоюродная сестричка.Мама,гостившая перед самой войной в Ленинграде,привезла Тамарочку,старшую дочку своего брата, к себе на поправку,там ее и застала война.Это было послушное и кроткое девятилетнее создание с большими серо-зелеными глазами.
Перед вечером маленький сын хозяйки Ваяя с лысой головой,покрытой тюбетейкой,в калошах на босых рахитичных ногах,подходил к окну и просил:
-тамая нон би,-что означало:"Тамара,дай хлебушка".
Они умерли оба,и маленький Ваяя,и Тамарочка.
Вая умер раньше.Как-то раз весной хозяева поехали на несколько дней на бахчу,а когда вернулись,Ваи с ними не было.
-А где Вая?-спросила тетя Броня.
-Умер Вая,заболел и умер,-был ответ.
Когда сняли блокаду Ленинграда,в Ката-Курган приехала мама Тамарочки и ее сестра Галя.
Тамарочка стала жить со своими.Но прожила она с ними только три месяца.
Как-то раз прибежала тетя Лиза и сказала,что Тамарочка заболела менингитом. Бегали доставать какие-то лекарства.Через день она умерла.
Катя разглядывала Тамарочку в гробу и ничего не чувствуя, размазывала по лицу слезы.
Галя же напротив.Она провела блокадную зиму в Ленинграде и считала себя почти героиней,которую не удивишь обыкновенной смертью сестры,она повидала немало смерти.
Галя демонстративно затеяла с какой-то девчонкой игру в чур-чур-чура,пока заплаканная соседка тетя Тоня не цыкнула на нее.
Тамарочку похоронили на старом кладбище за городом,откуда по ночам доносился вой шакалов.На могилке соорудили маленький прямоугольный памятник с надписью,которую,наверное,смыл первый дождь.
Смерть была везде.У соседей умер 16-летний сын,молчаливый мальчик,он сидел у ворот каждый день и все думал,думал.Как-то в солнечный не очень жаркий полдень вынесли без крику из соседских ворот синий закрытый гроб.И с тех пор больше никогда не сидел у ворот задумчивый человек шестнадцати лет,словно уехал куда-то.В том же дворе умерла молоденькая жена рябого,Аня,от чего-то непонятного,о чем взрослые говорили неясно,а  расспросы детей резко обрывали "что в разговоры взрослых встреваете?"
За  глиняной стеной дворика,где жила Катя с сестрами,матерью и теткой,была детская больница.Оттуда пахло хлоркой.Часто по ночам,когда во дворике укладывались спать(в кибитке спать было невозможно из-за духоты),лежали в темноте,жуя теплые спеченные на солнце коричневые вишни,сладкий бархатистый урюк,желтый и белый,-из-за стены вдруг раздавался пронзительный безответный женский крик.И снова становилось тихо,так тихо,что можно было расслышать как с веток тут-дерева срываются и шмякаются на землю спелые душистые ягоды.

У сестры Веры были каникулы.Она целыми днями сидела в кибитке,оберегалась от солнца.Под вечер,когда жара спадала,она начинала готовиться к выходу, раздевшись до нижнего белья,она тщательно мылась розовым туалетным мылом,кусочек которого бережно хранился у нее в чемодане,завернутый в носовой платок.Мыла лицо и шею,затем надевала черное крепжоржетовое платьес короткими пышными рукавчиками,взбивала локоны и докрасна накусав перед зеркалом полные губы,отправлялась на танцы со своей закадычной подругой Маней.
Обе они были бесконечно заняты танцплощадками,военными,проводами,а больше всего на свете презрительно сощуренными серыми глазами и матросской походочкой несравненного Шурки Королькова,ему был двадцать один год,на фронт его не взяли,кажется,из-за близорукости.Он неподражаемо выбивал чечетку и пел частушки:
Эх раз што ли
подмигнуть Коле
а если Коля не полюбит
не найдем што ли

Ты не плачь не плачь красотка
сербияночка моя
я приеду из Кавказа
выйдешь замуж за меня
Кто бы из подруг не приходил к Вере,только слышалось:Шурик,ах Шурик.Когда Шурик заболел сыпным тифом,Вера вместе с другими его поклонницами понесла ему в больницу передачу.
-Он лежит на животе как раненый лев,-с восторгом сообщила она Кате.
Вера имела привычку всеми переживаниями делиться с Катей,хотя та,не умея ценить доверие старшей сестры,иногда неблагодарно предавала ее.
Но лишь много лет спустя уже взрослая Катя узнала,что был вечер, когда Шурка протанцевал с Верой два танца,а потом где-то за стадионом называл ее "малышкой".На другой вечер,когда Вера пришла на танцы,он попросту не заметил ее.
Время было военное и Вера долго не грустила.Прежде всего она решила стать блондинкой.Достала какого-то снадобья и перекрасилась.Волосы получились с красным оттенком,Вера проревела всю ночь,утром долго рассматривала себя в зеркало,а через несколько дней и совсем повеселела.Очередной поклонник,младший лейтенант  Сергей Тамуркин,с одобрением отозвался о ее волосах,сказав что они имеют цвет "битого кирпича".
С Тамуркиным Вера познакомилась через неделю после того,как уехал на фронт Миша.Он был солдат,еще совсем мальчик,с толстыми губами,хорошо рисовал.От него еще долго приходили письма с клятвами в верности и безграничной любви,на которые Вера не отвечала,потому что появился высокий синеглазый черноволосый лейтенант Тамуркин.
"Вера,прости,что я снова пишу и пишу.Ты,наверное,давно вышла замуж,но знай,что у тебя есть друг,который с радостью отдаст за тебя жизнь",-писал Миша.
Через много лет после войны Вера решила разыскать своего верного обожателя и узнала,что он погиб в ночном бою при освобождении Минска.

Катя лежит больная.Видно,пришел ее черед.Ничего особенного у нее не болит,только вокруг головы днем и ночью кружит маленький поезд,и она такая слабая,что ей ни за что не добежать до тутовника во дворе,под которым она и Галя собирали сладкие белые ягоды,такие мягкие,что до рта их целыми не донести.А ведь осенью ей уже идти в школу.
Как-то Галя пришла под окно кибитки,которую мама сняла у хозяев специально для больной Кати,и рассказывает:
-А у меня уже портфель есть и тетрадь в линейку.
-Я тоже пойду в школу,-говорит Катя с надеждой.
-Ты очень больна,-сказала Галя Ленинградская и убежала играть.
-Что же делать,что же делать,-повторяла мама,прислушиваясь к донесшемуся из-за больничной ограды  женскому крику.
Крик повторялся ежедневно по нескольку раз в день,-словно кричало одно и то же существо.
Мама понесла ставшую совсем легенькой Катю в больницу,навстречу им из больницы вынесли детский трупик,и мама,прижав Катю к себе,пошла назад.
У нее была тяжелая форма дизентерии,от которой умирало до 95% заболевших детей.
-Не волнуйся,мамочка,я выздоровею,-шептала Катя.
-Я все равно выздоровею,-уговаривала она сама себя.
Ночь падала, как падают в воду черные косы юной узбечки,наклонившейся над арыком.

***
-Ах,это ты!Ну заходи,заходи.
-Здравствуйте,тетя Лиза.Галя уже дома?
-Ребята еще не пришли,а ты поправилась.Пальто здесь сними.
В дверях показался мой дядя,маленький лысый подвижный человечек.
-А,явилась!Вот я сейчас дам тебе пидуху.
Она засмеялась немного принужденно и поцеловала дядю в серую от щетины старческую щеку.
-А внучка дома?
-Ну а где же ей быть...Только мы ее недавно постригли.
-Ну,ну.
Они прошли в просторную комнату,обитую голубыми обоями в больших белых букетах.

***
Один бог знает,как мало мне хотелось посещать этих людей,хотя они мои родственники.
В последнее время в обиход вошли такие противные слова как торшер,шифоньер,сервант,тахта.Тетушка произносит их со смаком,а я терпеть не могу ни вышитых подушечек,ни пианино в белом чехле,на котором никто не играл.Откровенно говоря не выношу и тетушку.Она наверняка думает,что я завидую.Ведь у ее дочери,моей ровесницы,уже есть муж и годовалый ребенок.

***
Дорогая мамусенька!Получили наконец твое письмецо и были ему несказанно рады,потому что в последнее время весточек из местечка никаких(начало ненаписанного письма, прим. публикатора).

***
Было одиннадцать часов вечера.Редкие снежинки таяли в насыщенном влагой воздухе,еще не успев коснуться земли.Отделившись от толпы,высокий худой человек круто повернул за угол и стремительно зашагал вдоль набережной.Через некоторое время он остановился и начал снимать с себя одежду.Приближавшаяся немолодая женщина в поношенном пальто увидела,как человек в майке и трусах неловко перебросил ноги через чугунную решетку и камнем упал в черную ледяную воду.
Женщина еще не поняла,в чем дело,а шедший по другому берегу студент уже пытался выдернуть вбитый в камень крюк,приковывавший к берегу лодку.Крюк не поддавался,в это время по набережной прокатился дикий крик.
-Володька,Володька,-кричал кто-то из собравшейся у парапета толпы.Снизу раздался ответный крик,еще более ужасный.Человек,бросившийся вниз,уже не хотел умирать,но подняться на высокую гранитную стену,с которой он прыгнул,не было никакой возможности.
-Держись за лед!-кричали люди с берега.
Человек внизу услышал и поплыл в сторону смутно белевших в темноте льдин.Доплыв,он ухватился за одну из них руками,и снова закричал,но увидев приближавшуюся лодку,смолк.
-Как он туда свалился?-переговаривались люди на берегу.
-Сам прыгнул.
-Как сам?
-Разделся и прыгнул.А вон там кричит его брат.Они близнецы,здесь рядом живут.Сначала стояли на Невском и ругались,а потом этот побежал и прыгнул.

***
-Зачем тебе этот Эрмитаж?
Ты ищешь удовольствия.Имей его в своей квартире.
Мы встали.Поели.Я убрала квартиру.Сижу.Приятно.Потом мы с дядей Лазарем оделись.Прошлись.Туда.Потом обратно.

***
Здравствуйте дорогие мамочка и папочка!
Сегодня получили посылочку,котрой очень рады и очень вам благодарны.Мы уже соскучились за "вкусненьким".
Наша команда(шахматная)заняла 3-е место в Ленинграде и я получу роскошную грамоту, которую перешлю вам для удовлетворения вашей родительской гордости...
Мой костюм вышел на славу,он очень удобный, теплый,скромный и очень модный.
У меня новая прическа.Лоб СОВЕРШЕННО открыт!
У нас теперь ведутся ожесточенные дискуссии.Студенты требуют свободного расписания.Администраторы противятся.
Мы уж мечтаем очутиться в нашем теплом гнездышке с вами вместе.Очень за вами скучаем.
Нам очень повезло.У нас чудесная хозяйка.
Если вам нужны книжки или еще что-нибудь, напишите.Мы сразу вышлем.
Пишите нам почаще.
Мамуля, милая, засоли хотя бы один арбуз и один огурец.
Ну до свидания.Целую крепко 10000000000 раз.
До скорой встречи.Майя.
(неотправленное письмо, прим. публикатора)


***
Я ВСЕ ШЛА И ШЛА ПО ЛЕСУ,прыгая с кочки на кочку,цепляясь за сучья.Ветви хлестали меня по лицу,ноги проваливались в трясину.Порой я видела,что под камнем,на который ступала моя нога,свернулась змея,из чащи выглядывали дикие звери.Я бежала,пока силы не оставляли меня,падала и лежала,стараясь не шевелиться,на впившихся в мое тело колючих репейниках.Я лежала без движения.Глубокая сквозная чернота леса двигалась,жила и мягко тянула меня куда-то.И тогда я поднималась и опять брела сквозь лес.И опять кружила и кружила на одном месте. Обессиленная,я прислонялась к стволу дерева и глядела на прямую дорогу,которая проходила совсем рядом.
Бесконечной чередой шли по ней одинокие путники.Они возникали как черные точки на желтом от солнца горизонте и,по мере приближения,все росли и росли.
Все шли в одном направлении.У каждого была нелегкая поклажа за спиной.Те,у кого ноша была особенно тяжела,тащили ее за собой волоком,поднимая такое облако пыли,что другие путники,закашлявшись,косились на них,но молчали,понимая,настанет миг,когда устанут и они.
Я глядела на них,скрытая чащей и думала о своей,оставленной на дороге поклаже.Я ушла совсем недалеко от нее, оказалось,что и без нее двигаться не так-то легко.
А не вернуться ли туда,на утоптанную миллионами ног дорогу,и подняв свою поклажу,пойти вслед за другими.Ведь солнце уже спряталось за лесом.Скоро ночь,сырость проникает до самых костей,докучливая мошкара вьется над болотом.А люди,идущие по дороге,разожгут на ночь костер,будут греться, шутить,смеяться.И я уже не понимала,как могла их оставить и отказаться идти вместе с ними.
Почему же я это сделала,недоумевала я.Неужели причиной было то,что они не могли дать мне ответа куда идут.А я все допытывалась и мешала им.Как-то раз я обратилась к проходившему мимо путнику.
-Куда ты идешь?-спросила я его.
-Я иду,-ответил он,с нарочитой медлительностью опуская на землю свою поклажу.-Вот иду,несу свою поклажу.
-Но куда ты идешь?Разве тебе это безразлично?
-Куда?Туда куда все.
-А куда идут все?
-Идут и все,-отвечал он,уже разозлившись.-Ты устала,бегая по лесу,у тебя ничего нет,вот тебе и досадно.А у меня солидная поклажа.Ох как тяжело,чуть руку себе не оторвал,-сказал он,притворно вздохнул и,взвалив себе на плечи мешок,с достоинством двинулся дальше.
А я осталась на месте и еще долго смотрела ему вслед.

***
ГЛАЗА ДЕМОНА
Люди любят легенды.Они хранят легенды и бережно передают их из поколения в поколение.Но как-то раз появился на земле человек,который сказал,что все зло от легенд.Вот что он рассказал.
Однажды в горах поднялась буря.Она бушевала три дня и три ночи.Горы сотрясались от грома,молнии скрещивались как мечи,на мгновение озаряли землю,и снова все погружалось во мрак.Вдруг раздался такой чудовищный грохот,что люди упали на землю и начали каяться во всех содеянных грехах, думая,что рушится весь мир.
Но буря утихла,небо просветлело,запели птицы.Когда утром люди вышли из своих жилищ,они увидели на краю земли,там где некогда возвышалась гряда островерхих гор,одни руины.Среди обломков рухнувших скал светились два огромных неподвижных глаза,и даже свет дня не мог затмить их свечения.
-Это поверженный демон,-говорили люди и в страхе отворачивались,-нельзя смотреть ему в глаза.Горе тому кто встретится с его каменным взглядом-его навсегда покинет мужество,будь это даже самый отважный человек.Он уже никогда не возьмет в руки оружие и не отомстит врагу,и не поможет в беде ближнему,и люди станут презирать его,и все живое оставит его.
Но нашелся один человек,который не поверил старой легенде.
-Зачм вы жметесь тут наверху как ласточки?-говорил он,-зачем пашете сохой твердую скалу,когда внизу богатые плодородные земли.
-Ты бы лучше помолчал,-говорили ему,опасливо озираясь.Но эти слова только еще больше распаляли его.
-Я сам спущусь вниз и принесу вам глаза демона.
И он пошел в ту сторону,куда уже давно люди перестали и ходить и ездить.Это был очень смелый юноша,и ничто не могло остановить его-ни дикое завывание ветра,ни горные обвалы,ни усталость,ни боль израненных ног.
И вот он поднялся на гору,с вершины которой светились глаза демона.Он увидел два гладких камня,в которых отражался свет солнца и звезд.Схватив камни,он помчался вниз,так быстро,что горы кружились вокруг него.
-Вот смотрите,что вы принимали за глаза дьявола.-и он бросил к ногам людей два гладких камешка.
Вокруг него ликовали люди,они собирали свои пожитки,чтобы спуститься вниз на плодородную равнину,сажать виноградники и пасти скот.А он обернулся на восток и обмер.На краю земли светились каменные глаза демона,которых кроме него уже никто не видел.
Люди спустились вниз и стали обрабатывать поля.А он остался жить один.Иногда он приходил к людям,но они старались не замечать его.Между собой они говорили:
-Опять пришел тот,кто посмотрел в глаза дьяволу.И чего ему нужно от нас,он только нагоняет на нас тоску.


             




,