Купите цветы

Виктор Дущенко
       Детям посвящается

Автобус с туристами медленно поднимается по серпантинам. Подъем крутой, дорога извивается по склону горы, будто уходит в небо. Вверх по склону, перескакивая по террасам с камня на камень, бегут несколько мальчишек. Возраст  двенадцать  -  тринадцать лет. В руках у них букеты красивых полевых цветов. Босиком. Из одежды – нечто похожее на шорты, сделанные из старых брюк. Экскурсовод выбрал площадку для остановки. Здесь можно поснимать на камеру красивый ландшафт. Сюда же и прибежали ребята. Туристы вышли размяться, сфотографироваться. К ним подходят мальчишки. Предлагают купить цветы. Туристы вежливо отказывают. Зачем им цветы в автобусе. Возможно, по случаю знакомства, или кого-то застал день рождения. У некоторых купили. Остальных не покидает надежда продать букет. Ходят между туристами и протягивают: - Купите. Нет, больше желающих не нашлось. Все уселись по местам, и автобус поехал дальше. Мальчишки же побежали вверх по крутому откосу. Пока автобус преодолеет серпантинную спираль, они поднимутся на другую смотровую площадку, расположенную на один горизонт выше. Там вид еще более живописный и автобус непременно остановится. И опять повторяется та же картина. Худые тонкие ручонки протягивают цветы. Туристы с удивлением разглядывают ребят: те же самые! Как же они успели сюда подняться? Кто-то еще купил букет из уважения к продавцам. Поехали выше. А ребята побежали опять напрямик. Они еще раз предпринимают попытку реализовать свой товар. Картина опять повторяется. Еще одна туристка купила букетик.
   - Мне они не нужны, просто жалко стало продавца, - сказала она соседям.
Действительно, посмотришь на этих сорванцов, и возникает какое-то сочувствие к ним. Все как на подбор поджарые, даже худые, руки –  ноги тонкие, все загорелые. Свой товар предлагают скромно, ненавязчиво, улыбаются. Цветы они рвут тут же, на склонах горы. По террасам стекают небольшие ручейки чистой родниковой воды. Время от времени ребята брызгают воду на букет, чтобы имел товарный вид. Этой же водой они и подкрепляются, глотая из пригоршни. Выше за автобусом они не побегут. Откос больно крутой. Спустятся и будут поджидать следующий.
   - Что ты будешь делать с деньгами, - спросили у одного мальчика, которому посчастливилось продать цветы.
   - Куплю книги для школы.
   - А школа где?
   - В соседней деревне.
В селении, где живут эти ребята, школы нет. С работой плохо. В семьях, кроме них есть еще меньшие дети. Кормиться нечем. О какой уж тут учебе можно мечтать, когда все мысли направлены на решение одной проблемы: как выжить. И все-таки, этот мальчик еще может мечтать о школе. О чем можно мечтать, если вся жизнь – вот в этой деревне и в ее окрестностях. Телевизора нет. Ничего не видят и не знают, что где-то есть дети, такие же, но живут они совсем не так. Что можно желать себе? Хлеба, шоколадку?
О чем я мечтал, когда был маленьким? Не помню. Наверное, о маленьком перочинном ножике, о велосипеде, о новых шароварах. На моей памяти проводили электричество в деревне. Помню маленькие, беленькие электрические ролики прибивали гвоздями к стенам в доме. На них навешивали электрический провод в какой-то эластичной светло-серой оплетке. Но керосиновая лампочка присутствовала в доме до самой окончательной и бесповоротной победы развитого социализма. Перебои были с электричеством. И не дай Бог, керосин закончится! В десятилетнем возрасте мы еще смотрели кино в клубе от электродвижка, тарахтевшего на улице. В доме – земляные полы. О коммунизме услышали через год.
У одного хозяина все растет на огороде, у соседа – постоянный неурожай. Это можно понять: убирай камни, вспаши землю как следует, вноси удобрения, вовремя окучивай, следи за всходами, поливай регулярно, защити от насекомых. И все будет в порядке. Но вот, в одном колхозе урожай каждый год хороший, хозяйство зажиточное, а другой перебивается займами и всегда у них недород на земле. Оказывается, по территории первого колхоза протекает река, и он пользуется природной щедростью: имеет разветвленную систему орошения, берет воду прямо из речки. А соседний колхоз расположен на возвышенности. Вся земля повернута лицом к солнцу. Там и солнце печет сильнее, и до реки далеко. В одной области нашей страны народ живет хорошо, в другой бедно. Территории расположены в разных метеорологических условиях, почва различная. Климат южный, климат северный. Где-то больше тепла, где-то мороз полгода. Причин много.
Европа живет лучше, чем Африка. И пусть негры копают свой песок до седьмого пота, удобряют, поливают. Все равно картофель и пшеница не вырастет. Жарко. Если вернуться к хозяину, у которого все растет, тут все ясно. Он соседу скажет: "делай то, что делаю я и будет у тебя тоже хороший урожай". Руководство района распорядится, чтобы богатый колхоз дал воду соседнему хозяйству. Государство поможет бедной области за счет запаса, созданного путем сборов с богатых областей. Но, на государство никто не может произвести нажим. Никто не может принудить развитую страну поделиться своими богатствами с бедной страной. Так что же делать? Один мой друг, Яков Иванович, сказал:
   - Необходимо пересчитать всё имеющееся богатство в стране и разделить его на всех жителей из расчета достаточной, нормальной жизни.
   - А с остальными что делать, ведь всем не хватит? - спросил я.
   - Расстрелять!
Понятно, это была шутка, но в масштабе планеты человечество выбрало именно такой метод распределения земных благ. Нигде, конечно, не расстреливают людей с целью уменьшения численности населения, но всем известно, что оно само без посторонней помощи вымирает.
В этой связи хочется сказать вот что. Если бы дети в нормальных семьях, которые живут в достатке, если бы они знали, как живут такие же их сверстники, как и они, в другой части света. Если бы они видели, как их одногодки пытаются выжить. Не просто прожить день, а не упасть от упадка сил, ежедневного недоедания. Не умереть от голода. Возможно, тогда у них были бы не такие высокие запросы. Одежда, игрушки, электроника, своя комната. Все это нужно. Но как бы хотелось ощущения какой-то меры. Каких-то границ. Простого понимания, что можно, а что нельзя.
2007 г.