Глава 4

Йездигерд Сасанид
     Оружия было привезено много, я впервые живьём, а не в музее или на картинках увидел и lorica hamata и lorica segmenta и плюмбаты со спатами. По жизни довелось потом множество всякого оружия увидеть и в бою попробовать. Но я точно уверен, что лучше римского оружия и снаряжения нет ничего лучше. Мне, на комплектование гарнизона, было отложено 110 комплектов пехотного снаряжения и 32 комплекта кавалерийского. При этом предусматривалось оснащение и обучение 100 бойцов пехоты и 30 всадников. Тут всё просто, пехота охраняет бург с укрывшимися в нём колонами, всадники отлавливают и истребляют небольшие отряды германцев, устраивают разные налёты, короче всячески осложняют жизнь вторгшимся.
     Комплекты кавалерийского снаряжения были сарматского образца. Своеобразный такой комбинезон из прочной кольчуги, хитро сконструированная кираса, шлем аналогичный пехотному, но с развитой защитой шеи, поддоспешник набитый конским волосом, сам по себе уже являющийся доспехом,  полуторный меч как основное оружие, копьё для таранных атак на плотный строй, простой и наборный луки. К лукам прилагались наконечники для стрел, различного назначения – бронебойные, обычные, облегчённые для стрельбы на большие дистанции. Ко всему этому великолепию прилагался полный комплект снаряжения для лошади, включавший плотную попону для защиты от стрел и пластинчатый доспех для передней части лошади необходимый при таранных ударах в сомкнутый строй копьеносцев.
     С выбором лошади мне пришлось заморочиться. В конце концов выбрал коня на бирке которого было написано Saturn. Конь действительно обладал сатурнианской выдержкой и выносливостью. Чтобы не опарафиниться снаряжать коня приказал конюху поместному. Коня снарядили, и тут я малость офигел.  Стремян то нет. Не, на седле, конструкция которого несколько иная чем в 21 веке, есть такой прикольный выступ за который полагается хвататься когда залазишь на лошадь. Постоял я значит, почесал лоб и сообразил. Приказал конюху принести верёвку. На концах её связали петли, примерно в два диаметра обутой ступни. Перекинули это дело через седло и поперечно перевязав закрепили. Это конечно была импровизация. В дальнейшем мне усовершенствовали снаряжение, прикрепив к седлу верёвочные стремена. И в целом мне этого хватило. Постепенно, такого рода стремена распространились среди всех моих знакомых перемещавшихся верхом.
     Конь мне попался ещё и умный. Не сразу, но он начал понимать русские команды. В первый же день я самостоятельно съездил на нём в посёлок колонов и обратно. Всё прошло замечательно. В поместье я въехал уже галопом. Начинался процесс срастания меня и Сатурна в единый боевой организм.
     Доспех я одел уже в конце дня. Был изрядно уставший, потому боялся, что просто лягу под его тяжестью. Ничего подобного, исключительно сбалансированный доспех. Не, ну так то ощущаешь, что на тебе изрядно прибавилось веса, но при желании можно даже бегать.
     Следующий день был также наполнен оборонительными заботами. Виталий прислал трёх ветеранов. Двое были инструкторами, третий был специалистом по фортификации. Мы наметили основные направления дальнейшей работы. А Кальпурнию ушло письмо с просьбой прислать хоть пару десятков рабов, для ведения строительства каменных стен.
     После совещания и обеда мы отбыли на местность сразу за поместьем. Там было запланировано сооружение плаца, стрельбища и ипподрома. Остаток дня я, под руководством инструктора Паулоса, учился метать плюмбату. Дело это, в общем то, нехитрое. Берёшь за грузик всей ладонью и с размаха кидаешь в сторону противника. Можно бросить, со слов Паулоса, на 40 шагов. Но у меня получилось только на 20, и то один раз. 
     Плюмбата, как я понял, является основным метательным оружием пехоты. Основное предназначение, помимо нанесения врагу урона, рассеивание плотного вражеского строя перед римской атакой. Умение метать плюмбату точно в определённую цель, типа отдельного человека, приветствуется, но в целом не обязательно. Важно научиться метать на заданное расстояние. Бросок производится по команде центуриона сразу всем подразделением одновременно, при сближении на 20-30 шагов. В будущем мне не раз довелось повидать плюмбаты в деле. Это хитроумное, коварное оружие. Оно пробивает любую броню, кроме пластинчатой, делает колотую рану и застревает. Умереть сразу можно если только остриё воткнётся либо в сердце, либо в голову, поразив мозг. Такие ранения редкость, получившие их настоящие счастливчики. Застрявшая в теле плюмбата не даёт развиться кровотечению и дать хотя бы такую, достаточно лёгкую смерть. Нет, что ты. Я видел лично раненых плюмбатами умиравших и 2 и 3 дня. Если плюмбата не цельнокованая, то есть с деревянным древком, то это всё равно ничего не меняет. Такого раненого конечно проще вынести с поля боя, обломав древко. Но спасти ему жизнь всё равно дело почти безнадёжное.
     На ужин я снова попросил лепёшки с сыром и чесноком. Ну, нравились они мне безумно, и сейчас даже такую вот хочется. Сыр очень-очень вкусный, и чеснок такой едкий. Ещё одна из причин почему мне так хочется снова туда. Здесь нет той еды даже, к которой я привык. А приготовленные аналоги почему то безвкусны.
     Следующий день стал днём хозяйства. Надо было распределить участки магнатских полей. Раз в 3-4 года их меняли. Поле становилось пастбищем, и наоборот. Последний раз такое делали 3 года назад. И надо было определить, нужно ли менять участки.     Распорядился вернуть в поместье Рианорикса. Пока того вызвали, отмыли, переодели считай больше полдня прошло. Тут ещё выяснилось, что поголовье магнатских коз и овец почти исчезло. Конечно, какую то часть, очень немалую, сожрали и угнали бургунды. Но немало было просто разворовано. Распорядился в следующий год взять с арендаторов по одной овце или козе сверх основной арендной платы, и брать в счёт аренды одну единицу скота взамен 10 мешков зерна. Арендаторы взвыли, стали прибегать бить челом, просить смягчения. Обещали даже вернуть часть украденного у магната. Пришлось отложить решение вопроса до консультации с Рианориксом и одобрения выработанного решения у Кальпурния.
     Поехал к Феликсу. Доверительно побеседовал с ним. Попросил выяснить получится ли взять по козе или овце с каждой семьи колона к следующей посевной. Феликс помрачнел, но потом сказал, что если мне это так нужно, то колоны попробуют вырастить по одной голове скота хотя бы с двух семей. И то хорошо. Поручил Феликсу довести это решение до остальных и вернулся в поместье. В атриуме уже сидел довольный Рианорикс. Общий вид портили только гноящиеся болячки на руках. Ясное дело, потаскал говнецо.
     Рианорикс наверное в душе лелеял надежду, что теперь его снова поселят в поместье. А вот болт тебе. Сначала заслужи. А пока придётся пожить в домике для ценных рабов. Не нравится – доставай припрятанные солиды и строй себе свой дом. Вообще, мужик он дельный, хоть и вороватый. Под конец беседы он начал меня благодарить, упав на колени. Пришлось побушевать и потребовать прекратить ненужные унижения.
     На следующий день уже окончательно определилось, что в посевную будем засевать все, абсолютно все магнатские земли пшеницей. Настолько всё туго оказалось со скотом. Колонам я снизил норму до одной головы скота с трёх семей, а арендаторам оставил по одной голове сверх прежней аренды. И не колышет. Ловко было воровать – имей ловкость возмещать. Впоследствии Кальпурний даже требовал объяснений за это. Что же, объяснил. Как ни крути, а у колонов детей изъяли. Число рабочих рук в семьях снизилось минимум вдвое. Им нужно позволить набрать немного жирку, размножиться. Тогда можно будет и прежнюю выработку требовать. Арендаторы конечно тоже детей потеряли, но они и нажиться смогли неплохо за счёт своего патрона. Так что логично взвалить на них основное бремя восстановления хозяйства.
     Минус ситуации был в том, что арендаторы не имели личной зависимости от магната. Колоны же были полной его собственностью. Всю тяжесть хозяйственной жизни магнат и прежние управляющие стремились свесить именно на колонов. Так было проще. Не выполнил норму выработки – на дыбу. Не сдал норму зерна ежегодную – получай кнут. Особо строптивого можно было отвезти в Массилию и продать в гребцы на корабли.
     Я поднял хозяйственные документы. Выяснилось, что число колонов снижается даже без набегов. Приток новых рабов не восполняет убыток. Потому я принял решение полностью изменить политику. Теперь колоны превращались в стратегический хозяйственный резерв. Ведь по большому счёту и арендатору деться некуда. Ну, бросит он землю. Пусть даже бросит землю поселковая община. И куда они пойдут? В город? И что они там делать будут? Только если на панель пойдут, и то сомнительно. Кальпурний говорил, что города в основном нынче перенаселены. Много лишних людей. Халявы мало, работы ещё меньше. Так что ничего, не сахарные головы, не растают. На крайний случай подменим на время колонами.