Елена Виноградова

Нина Писарчик
Поэзия Е. Виноградовой

      Елена Виноградова обладает природным даром заговора. Она очень мало ценит эту свою особенность. Но, когда она покоряется истинной природе, у неё получаются очень гармоничные произведения:

«Прочь  от берега безнадежности!»

Ой, ты, тропка, тропка узкая,
Ой, свети, звезда, свети, тусклая, -
Одинокая… Беспощадная…
Спотыкаюсь я, сердцем жадная…
      
      Она изъясняется зримыми символами: «тропка узкая» - жизненный путь человека, и «звезда» здесь – Планида, судьба… И «сердцем жадная» - не просто подходящая рифма…
      Энергетика автора двойственна: она может лечить, а может – калечить. Я не шучу, когда говорю, что Елена Виноградова может лечить словом. Вот другая сторона её натуры – необузданна и может быть разрушительна.
      Эта природная необузданность, бешеная энергетика наиболее ярко проявилась в стихах «Ночные кони». Сама Елена говорит, что написала их в юности, но, мне кажется, свой энергетический потенциал Елена не утратила до сих пор, и он проявляется во многих её произведениях, например, в одном из последних: «Куда как проще сны-то навевать…», взятом мною, как наиболее близкий пример…

Куда как проще сны-то навевать,
Сны золотые на шелкОвые ресницы…
О, сны мои! - Вы змеи или птицы? –
Вас крыльями иль ядом наделять?
      
      Если говорить о стихах «Ночные кони», то я не согласна с мнением Г.А. Щекиной, что здесь «затасканная под уздцы» тема коня… Тема тут бездонно глубокая, с множеством подтекстов, и у каждого читателя свои образы возникают. Булгаковская Маргарита, седлающая «воронова», чем не образ из этих стихов? Но мне видится другая наездница – Ночь, сказочный образ, седлающий коней разной масти – от «гнедова», когда только сумерки опускаются с неба, а «каурый» уже наготове, но самый любимый Ночью конь - «вороной» масти, и бережёт она его для глухой полночи! Это настолько поэтические образы, так они зримы, что я считаю эти стихи – лучшими у Елены Виноградовой.
      Теперь о недостатках: автор грешит перечислениями предметов. Кажется, она рифмует всё, что попадается под руку. Ей не хватает зрелости души, а ведь душа «зреет в одиночестве». Собственная её характеристика очень верна:

Я, как глупая птица-синица,
Та, что выжила чудом в мороз,
С гимном к солнцу лечу веселиться…
      
      Цель поэтессы – рифмование: взахлёб, в упоении от процесса. Её легко сбить с толку, она подражает с лёгкостью скворца, если уж продолжать «птичьи» сравнения. Требуют ли приверженцы классической поэзии правильного размера – пожалуйста! Наслушалась ли модных «актуалов» - нате вам!.. А где сама Елена? В чём её индивидуальность? Появится ли её собственная, неподражаемая манера?
      Она хочет быть востребованной.  А ей бы надо воспроизводить народную речь – плачи и заговоры. Глубинное, дикое, забытое, утраченное. Человек с таким певучим поэтическим даром тратит его на трескотню, на сорочьи скороговорки…

До золотой ли мне середины?
Неволит мера.

http://stihi.ru/avtor/evlenia