Что такое Одиночество?

Аленка Богданова
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.


Одино;чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие Одиночества имеет негативные коннотации.


Одиночество разделяется на два типа: явное и неявное. Примером явного служит история Робинзона Крузо, прожившего в одиночестве 28 лет. Это явление возникает при дефиците общения с людьми, человек хочет общаться, но не может. Гораздо чаще встречается одиночество в неявной форме. Человек постоянно находится в окружении людей, общается с ними, но в то же время чувствует себя отчужденным. Все эти люди ему не нужны, точнее он не испытывает к ним особой любви и привязанности, они для него легко заменимы. Проблема неявного одиночества очень распространена среди подростков и если вовремя не решается, то переходит и во взрослую стадию. Она возникает из-за чувства человека, что его никто не понимает, нет души способной оценить его по достоинству. Такие люди считают, что если им не найти себе родственную душу среди всех этих людей, тогда зачем они вообще нужны. Тем самым они сознательно обрекают себя на одиночество. Выявить его достаточно сложно, так как этот человек на людях ведет себя самым обычным образом.

 
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

 
От одиночества не уйти, поэтому лучше его использовать с пользой для себя, для личностного роста. Многие люди стремятся к общению и хотят его больше, чем это определяется биологической потребностью. В результате общение становиться пустым, выхолощенным; убивается время. Пустое общение – это такое, которое не сопровождается личностным ростом. Вариантов, как провести время, множество: от просмотра ТВ до походов по клубам, вечеринкам, дискотекам, тусовкам и пьянкам. Практически в 100% случаев такое общение не служит личностному росту, не развивает человека как личность, а лишь отдаляет человека от себя. В клубе или на шумной вечеринке время пролетает быстро, а чувство одиночества после этого становится еще более выраженным. Нередко, спасаясь от скуки и одиночества, человек начинает путешествовать, пытаясь убежать от самого себя. Но от себя никуда не уйдешь, ведь еще Сократ говорил, что нет толку в его путешествиях, ибо он повсюду таскает за собой самого себя.


Одиночество опасно тем, что его очень часто не замечаешь, пока не останешься наедине с самим собой ночью в пустой квартире. В суете рабочего дня одиночество не ощущается, о нем забывают, а вот когда ночь накрывает город, становится темно, пустеют улицы, разбегаются по своим домам друзья, перестает звонить телефон - вот тогда мы сталкиваемся лицом к лицу с одиночеством. И тогда одиночество становится образом жизни..С ним живут, к нему привыкают..


В детском возрасте человека стараются по максимуму окружить заботой и любовью, не позволяя ему чувствовать себя одиноким, но ведь одно дело семья, и совсем другое  - социальное окружение. Одиночеству в детском возрасте чаще  всего подвергаются те, кто чего-то лишен, у кого что-то не так и т.д. Обиженный ребенок не только подвергается гонению со стороны сверстников, но и в дальнейшем выносит свои обиды во взрослую жизнь, зачастую переставая верить людям.


Одиночество ребенка – это самое страшное явление современного мира.. Наши дети окружены новинками современных технологий,  средствами массовой информации, новейшими разработками в области развлечения и организации досуга, и именно это делает их одинокими и беззащитными в моменты родительской занятости. Живое общение заменяется интернетовским, прогулки по парку – он-лайновскими пробежками по сети.. Возможно, чувство одиночества приходит не сразу, осознаваясь лишь постепенно, как часть нашей жизни..


Многие отмечают, что больше всего подвержены одиночеству подростки в возрасте от 13 лет. Этот переломный момент наступает в связи с переосмыслением своего существования, с перенесения значения «жить как ребенок» на «жить как почти взрослый». А во взрослом мире, как известно, проблем гораздо больше и смотреть на них надо гораздо серьезнее, чем в детстве.


В современном мире множество примеров подросткового одиночества.. Наиболее актуально, пожалуй, одиночество в школе и в семье. Причины у каждого свои, и у каждого – уважительные. Немногие признаются, что одиноки из страха показаться глупыми, несовременными, «не такими». Но чаще всего одиночество вызвано неординарным восприятием мира, поиском своей точки зрения, отличной от общепринятой. И когда эта точка найдена, происходит сбой. Не все принимают ее, не все соглашаются.. И подросток вновь вынужден искать пути решения своей задачи. Очень часто решение скрывается в смене стиля , в смене музыки, увлечений, интересов. Отсюда и многие неформальные организации как способ найти единомышленников, т.е. не быть одиноким.

 
Взрослея, мы теряем способность верить в сказки. Одиночество у детей – это страшно, а одиночество у взрослых – часто.
При наличии всего, в один прекрасный момент мы осознаем, что чего-то нам не хватает, чего-то нужного, важного..Мы оглядываемся, видим рядом с собой близких и родных людей, видим на практике доказанные успехи и достижения, но при этом что-то внутри нас защемляется и в очередной раз к нам приходит одиночество.. Оно становится тяжелым и давящим лишь от того, что менять что-либо уже нет смысла. Жизнь взрослого человека как замкнутый круг, состоящий из обязанностей, возможностей, способов и методов их реализации. У детей всегда есть шанс все изменить – во что-то поверить, а у взрослого остается лишь способность рационально смотреть на вещи, не замечая в них отголосков чудесного.


Пример: Дети всегда ждут свой день рождения. Они всегда верят, что этот день будет особым, не похожим на остальные. И неважно – кто и что им подарит, неважно сколько, главное – они будут верить, что этот день особенный не только для них, но и для всех, кто хоть чуточку их знает, кто  тоже отметили его на календаре красным цветом.. По мере взросления приходит осознание того, что , во-первых, об этом дне и помнят лишь самые близкие и родные, а ,во-вторых, все остальные и   поздравляют-то словно для галочки, отчетности, мол, помню, помню, не бойся. И когда в очередной день рождения ты получаешь множество стандартных фраз на стене Вконтакте  (и только! В крайнем случае приходят смс, но никаких личных встреч, звонков – всем некогда), осознание ненужности этого праздника становится особенно ярким. А разве это не то самое одиночество в толпе?
Но порой одиночество бывает и полезным.

 
    "В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле."
                Шопенгауэр А.


Оно нужно для самопознания, самоанализа. В это время мы способны не только думать, но и творить, искать новое не только в себе, но и в окружающих.
Для кого-то одиночество  - возможность подумать о своих ошибках, о неправильных шагах , шанс исправить их.


 " Человек, назвавший себя одиноким, достоин не сострадания, а белой зависти сорадования, ибо это значит, что он пришел к осознанию реальности своего бытия и обрел безграничный простор для созревания и развития "
                Хараш У.А.


Так что же такое одиночество?
Это поиск, непрерывный и мучительный, это отчуждение и в то же время возможность заглянуть в себя, это способность видеть что-то особенное и способность создавать..