О. Рудягина. Жизнь как служение русской культуре

Молдавский Мотив
Недавно в нашей газете "Кстати" было опубликовано сообщение о том, что в Москве вручили «Русскую премию» по литературе. В сообщении было несколько знакомых мне имен.
Так, лучшей поэтической работой была признана книга "Настоящее имя" Марии Тиматковой. У меня эта книга есть, с автографом автора. Мария, бывшая москвичка, вот уже несколько лет живет в Пало-Алто. В последний раз мы с ней пересекались на вечере в доме поэта Маши Перцовой, где Мария и гость из Москвы Ян Шенкман рассказывали о литературном объединении «Алконостъ».

Заочно знаком я и с возглавлявшим жюри конкурса критиком, главным редактором журнала "Знамя" Сергеем Чуприниным, которому оказывал помощь в работе над справочником "Зарубежье: Русская литература сегодня".

Но особо хочу сказать о женщине, получившей специальный приз за вклад в развитие русской культуры за пределами России. Почему именно о ней? Да потому, что с ней, Олесей Рудягиной, давно знаком. Знаю ее с тех пор, когда она была начинающим поэтом и нуждалась в дружеском совете более опытного собрата по перу. С тех пор, когда я и мои друзья создавали Ассоциацию русских писателей Молдовы. С тех пор, когда мы общались на заседаниях Ассоциации, вместе выступали на вечерах и встречах с читателями. С тех пор, когда я писал предисловие к первой книге стихов Олеси «Вознесение на Землю»...

Сегодня Олеся Рудягина – автор нескольких поэтических книг, член Союзов писателей России и Молдовы, председатель Ассоциации русских писателей Молдовы, магистр филологии, неутомимый пропагандист русской культуры. Что добавить? Стихи Олеси мы не раз публиковали в «Кстати» и намерены делать это и впредь.

Узнав о присуждении Олесе специального приза, я поздравил ее и попросил ответить на несколько вопросов.


- Что ты ощутила, узнав о присуждении тебе специального приза?

- Поначалу подумала, что ослышалась. Работаю  ведь  в  этом направлении потому, что иначе не умею, не мыслю себя. Это уже образ жизни, который наград  не предполагает. Когда пришло письмо  с  приглашением  на церемонию вручения «Русской премии»,  подумала: приглашают на торжество  просто  как  руководителя  писательской  организации. А потом позвонила Татьяна Восковская – руководитель проекта, сообщила о специальном призе и попросила пока никому не говорить: всё-таки приз вручался впервые, организаторы даже в пресс-релизе церемонии  моё  имя  не  указали, чтобы сохранить интригу. Так что, уезжая,  я никому не сказала, зачем  еду, да, по правде, и самой не верилось. Боялась,  что в последний момент что-то изменится. А  в Москве ждал номер в  «Президент-отеле»; в огромных  окнах – потрясающая панорама набережной  Москвы-реки  и  Замоскворечья...
 
- Расскажи о том, как проходила церемония награждения.

- Спасибо организаторам этого действа, продумавшим каждую деталь, за  бережное, неформальное, тёплое  отношение! День церемонии  был расписан непривычными для меня мероприятиями: «макияж», фотосессия, интервью, прибытие  гостей  на  награждение лауреатов. Думала, сердце от волнения выскочит! Хорошо, догадались  пригласить  близких родственников  и знакомых  в Москве, для которых происходящее   оказалось  совершенной  неожиданностью  и  праздником…

Любопытная деталь, -  Мария Тиматкова, знакомая тебе по Сан-Франциско  и  ставшая победителем в номинации «Поэзия», самым причудливым образом оказалась  связанной с Кишиневом, с  Ассоциацией русских писателей Республики Молдова.. Её бывший муж, чью фамилию она сейчас носит и считает «настоящей» своей фамилией (сборник стихов, за который Мария получила премию, называется «Настоящее имя»), - Алексей Тиматков – был в составе   делегации  преподавателей Литературного института им. Горького, прибывших по нашему приглашению в Кишинёв в 2002-м году для проведения самых  первых мастер-классов в  рамках  Дней русской литературы и духовности, которые  проводят  вот уже  8 лет Ассоциация русских писателей РМ  и Конгресс русских общин. (После  церемонии  мы столкнулись лицом к лицу  и  Алексей  сказал, что то давнишнее  пребывание  в  осеннем Кишинёве  до  сих  пор осталось  в его  памяти, как чудесный сон)…

- Надо же! Действительно, весьма причудливая связь...

- Да! Но вернусь к церемонии. Награду мне вручали Сергей Иванович Чупринин  и  исполнительный директор фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» Александр Алексеевич Дроздов.

Сергей Чупринин побывал  в  Кишиневе осенью 2008 года, принимал участие в  традиционных Днях Русской литературы и духовности,  о которых я уже говорила.  Видимо, наша самоотдача, увлеченность не  прошли незамеченными. Со сцены  Большого Петровского  зала  «Президент-отеля»  в   Москве  Сергей Иванович говорил о том, как важно  при жизни  отмечать  людей, преданных  русской культуре и - у себя в республиках -  бережно из года в год  сохраняющих её  очаги.   
 
Я бесконечно благодарна Сергею Ивановичу  за   высокую оценку моего труда  и  признание!

- Олеся, я хорошо знаю, какой была Ассоциация русских писателей Молдовы в начале девяностых – Ассоциация, как мы порой ее называем, «первого призыва». Сегодня эта организация – во многом  иная. Чем вы занимаетесь?

- За 12 лет существования Ассоциации  по нашей рекомендации  и  при помощи Конгресса русских общин выпущены десятки книг, проведены сотни творческих встреч с читателями, презентаций книг, музыкально-поэтических вечеров. Как  в  любую  творческую организацию,  в Ассоциацию  русских писателей  входят  люди   разного  уровня  дарования,  жизненного опыта,   возраста. АРП  РМ – живой организм со своими традициями, со сложившимся дружеским искренним настроем. В Ассоциации рядом со мной  - такие замечательные авторы, как Валентина Костишар, Сергей Пагын, Ирина Ремизова, Яна Казаченко, Татьяна Орлова. В своей «нобелевской»  речи  я  говорила об этом.

- Авторы действительно замечательные... Валентина недавно стала лауреатом престижной премии, Сергей – один из наиболее востребованных за пределами Молдавии русских поэтов республики, Ирина, которую я впервые опубликовал в коллективном сборнике «Дельтаплан» в 1989 году, пишет весьма неординарные стихи...   Мне кажется, присуждение тебе специального приза – в какой-то мере подтверждение того факта, что русская литература Молдавии представляет собой интересное, незурядное явление.

  - Для меня, Коля, произошедшее – до сих пор потрясение. По сути, это ведь победа всех нас, всех "молдавских русских"!  Значит, и твоя!
 
В моей жизни «Ассоциация русских писателей», видимо, судьбоносное  словосочетание. В начале 90-х годов  прошлого века я была  совсем «зелёным» членом  Ассоциации  русских  писателей  Молдовы под руководством Николая Сундеева. Под твоим  руководством! И идея создания такой Ассоциации  пришла впервые, насколько я знаю,  к  тебе.   Многим я обязана  ей,  этой первой в Молдавии организации русскоязычных писателей.  Это было тяжелейшее  время – время площадей, кипевших скандированием «Чемодан! Вокзал! Россия!», время ожидания погромов, время кровавой,  короткой и жуткой приднестровской войны. И, тем не менее, для меня  - очень  важное и светлое, благодаря Ассоциации,  время.

Все, кто причастен к Ассоциации русских писателей тех лет, мне кажется, до конца дней пронесут память о редком творческом союзе, где царили рыцарское служение литературе, дружеское понимание, взаимная поддержка, тёплый юмор в отношениях людей и строгая требовательность в оценках произведений, прежде всего, - собственных. Этот настрой  задали ты и твои товарищи – замечательные  поэты  Валя Ткачёв, Олег Максимов, Витя Голков. И я стараюсь его нести по жизни, не теряя.  Спасибо вам, мои  дорогие! 
 
- Олеся, от всей души поздравляю тебя с заслуженным признанием твоего вклада в развитие русской литературы Молдавии, твоей поистине подвижнической деятельности на этом поприще. Так держать! Удачи и счастья тебе!

Николай СУНДЕЕВ
 
Газета «Кстати» №788, 20 мая 2010 года, Сан-Франциско

http://www.kstati.net/articles.php?a=379