Последняя любовь дядьки Опанаса

Людмила Мысова
Бывали ли вы на теплой солнечной Украине? Во время своего детства и юности я бывала там часто, и теперь в тех благодатных краях хватает у меня родни, друзей и знаковых. Нет-нет, да и заеду туда.

Опанас Шаповаленко, кум нашего свата, прошел всю войну. Вернулся в свой небольшой городок в Донбассе весь в орденах и медалях. Женился на черноглазой, трудолюбивой дивчине Явдохе, и стали они жить-поживать в белой чистенькой хате, окруженной черешнями, георгинами и мальвами. Добрый был казак Опанас: работы не боялся, в свое время был в числе передовых шахтеров. Дом у Шаповаленко — полная чаша, трое детей: Мыкола, Надийка и Игорёк, опора отцу и матери, надежда в старости. Тетка Явдоха тоже под стать дядьке Опанасу, работящая да хлебосольная.

Знаете, какие приусадебные хозяйства на Украине? Вокруг белой хатки непременно насажены плодовые деревья: вишни, яблони, черешни, абрикосы, груши, сливы. Далее — виноградник, радующий в конце лета огромными гроздьями янтарно-зеленого цвета. За ним!— ягодники с клубникою, смородиной, малиной, крыжовником и другой доброй сладкой ягодой, еще далее — огород, где зреют помидоры в два дядькиных кулака величиной, зеленеют огурчики и цибуля, которую русские зовут луком; тут тебе и баклажаны, и перец, и кабачки, и другой полезный овощ, а в конце делянки — картофель да буряки, то есть свекла.

Заборов у украинцев нет, отделяют сады друг от друга высокие стебли желтого подсолнечника да кукурузы, и обязательно на припеке зреют в хозяйстве любого казака на жирных украинских черноземах гарбузы и кавунчики. Думаете, гарбуз — это арбуз? Нет, это тыква, дыня, а вот кавун и есть арбуз.

Украинцы не любят бегать по магазинам в поисках мяса, птицы и другой снеди, так и у дядьки Опанаса Шаповаленко в хлеву мычали две коровы, блеяли пара десятков овечек, хрюкали два-три кабанчика, а на птичнике галдели не менее полусотни кур, гусей и уточек. Какой же добрый казак не солит свиного сала, не делает других припасов!

Вот так, в ежедневных работах и заботах и жила эта семья. Но дети выросли и упорхнули из родительского гнезда: Мыкола стал учителем в Донецке, Надийка лечила людей в Харькове, а Игорек закончил военное училище и ездил то туда, то сюда по большой тогда нашей общей стране.

Время шло, вышел дядька Опанас на пенсию, большую ее заработал. Обставил он хату новой мебелью, увешал коврами, купил цветной телевизор, а ко двору пристроил гараж, в который поставил новенькие «Жигули».

Но вот заболела тетка Явдоха, да и ушла в мир иной. Загоревал дядька Опанас, но дела не давали падать духом: скотина есть просит, а сад требует поливки и прополки.

До соседству с Шаповаленко жили в маленькой хатке тетка Катря Зозуля и ее дочка Маринка. Говорили, что старая Зозулиха может колдовать, но Опанас не верил и все чаще приглашал их к себе в хату на чай, чтоб, значит, посочувствовали ему. Не прошло и года после смерти жинки, как Опанас Шаповаленко привел в хату новую супругу — Маринку. Вот что делают с казаком бесовские чары, ведь Маринке было едва ли двадцать пять, а Опанасу — под шестьдесят.

Вроде надеялся дядька Опанас, что Маринка поможет ему по хозяйству, но она заставила его продать почти всю скотину, а на вырученные деньги купить ей видеомагнитофон да новые наряды. Бывало, придет с работы, где сидела секретаршей в приемной начальника, заохает: «Устала, устала…» Дядька Опанас бежит к ней с варениками, которые сам и стряпал, и все уговаривает Маринку покушать. Короче говоря, не вынес такой жизни казак Шаповаленко и, спустя три года после смерти забытой им верной Явдохи, отправился к ней.

Но бесовская сила закрутила эту семью крепко. Приехали на похороны Мыкола, Надия и Игорёк, поплакали, похоронили батька, помянули его, как у нас, славян, водится, да и думают себе: наверное, подписал их батько дом — старшему Мыколе, садик со скотным двором—дочке Надийке, а уж гараж с «Жигуленком» младшему Игорьку. Но принесла им документы их новая мамаша, которая моложе двух старших детей, и ахнули молодые Шаповаленко: и дом, и сад, и двор, и гараж, и даже «Жигули», — все как есть записано их батьком на новую его законную супругу Марину Шаповаленко. Вот, что делают современные ведьмы с добрыми казаками, нет больше ходу в родной дом молодым Шаповаленко.

18.4.1996