Перед судом совести - 1

Иван Лещук
ПЕРЕД СУДОМ СОВЕСТИ

Цикл «Из глубины сердца»



Тревожной совести угрозы,
О, Милосердный, успокой;
Ты видишь покаянья слезы, -
Молю, не вниди в суд со мной...

Иван Козлов

Часть первая

Просветленное лицо женщины излучало необыкновенный мир. Удивительно естественно -  излучало. Весь ее облик свидетельствовал о внутренней гармонии и красоте, говорил об обретенной свободе. И ему, священнику с многолетним опытом общения с народом, было достаточно одного взгляда, чтобы понять – она уже успела приобщиться к Небу и ощутить истинную радость от единения с Вечным. Необыкновенная духовная чистота, искренность и сила исходили от нее... Но священник заметил и другое - душа этой женщины прошла чрез «глубокие воды», долиною тени смертой проходил ее путь. «Через большое горнило сомнений и страданий моя осанна прошла", - она почти процитировала Достоевского. И в ее словах не было притворства и фальши, ничего напускного. Откровенная исповедь женщины, «спасенной у пропасти ада», и нашедшей покой у «престола благодати» - потрясла служителя храма до глубины души...

Окунаясь в прошлое, она вспоминала о своем детстве... «По совести нужно жить, доченька, не заглушай голос сердца - оно не обманет...», - тогда, слова матери звучали как голос Божий. Благодаря ее мудрому влиянию, девочка формировалась как личность, научилась плакать и смеяться, грустить и радоваться, стыдиться и краснеть. «Человек, потерявший способность краснеть – лишился совести, духовно умер, изнутри разложился... Чем чище совесть, тем грязнее её окружение...  Если совести больно, значит совесть чиста», - эти истины прививались ей с детства. И она приняла их к сердцу, полюбив простую, но честную жизнь. Порядочность и скромность, прелестная стыдливость, светлый взор и ясность ума – отличали ее от других. Свобода совести – окрыляла, придавая особую красоту ее жизненному полету...

Шло время... На пути к зрелости она начинала понимать, что только чистая и непорочная совесть помогает человеку наслаждаться жизнью по-настоящему, оставаться духовно здоровой и цельной личностью. Пытаясь более глубоко вникнуть в природу человеческих взаимоотношений, она узнала, что совесть – это чувство ответственности перед самим собой, а стыд – чувство ответственности перед другими. Возможно именно поэтому бессовестных людей больше, чем бесстыдных? А ведь потеря совести и стыда – трагедия человека и общества в целом. «Совесть есть начало нравственной гениальности в человеке... Бессовестное поколение, если оно придет когда-нидбудь, погубит жизнь человека и его культуру на земле» (Иван Ильин). «Потеря чувства стыда – первый признак слабоумия», - с этим утверждением Фрейда было трудно не согласиться.

«Телесное проявление совести – это холод, дрожь стыда, - ее школьный учитель взывал к нравственным чувствам своих учеников, - Человеку, обличаемому на людях совестью, делается как бы студно, холодно. Кровообращение убыстряется и человек краснеет... Поступок, обличаемый совестью, вызывает эту стужу... и совесть, начинает быстро и сильно согревать остывающее тело, кровь приливает к лицу. Те, кто убил свою совесть, становятся внутренне холодны, они уже носят ад в душе...». Она еще не знала, что когда-то и ей лично придется пережить весь ужас этого ада - стоять «перед судом совести». Тогда же, слова Анны Ахматовой - «боль я знаю нестерпимую, стыд обратного пути...» - были для нее всего лишь высокой поэзией.

«День затмения совести» - ее родители развелись. И тогда ей показалось, что мир рухнул, произошла катастрофа... Все, что казалось таким крепким и незыблимым, надежным и радостным – ее семья, задушевные беседы, совместные путешествия, общение и игры с родителями – вдруг сильно зашаталось, начало разваливаться, рухнуло целиком. Ведь каждый развод – это гибель маленькой цивилизации. Когда разрушается семья – победителей не бывает. Все остаются в проигрыше – особенно хрупкие и ранимые  детские души. После смерти родителей – это вторая причина, по которой дети впадают во тьму безысходности и отчаяния. Их души реагируют на развод растерянностью и страхом, глубокой печалью и тоской заполняется детская душа...

«Рано в наши годы дума отравляет - первых сил размах и первых чувств рассвет» (Семен Надсон). Ее родители развелись и их как-будто подменили. Мама, предательски оставленная и оскорбленная – впала в уныние, перестала вникать в дела дочери. Отец – жил своей жизнью, в поисках «романтики» находился, иллюзиями увлекся... О каком уж тут пристальном взгляде на ребенка можно говорить. А о том, что девочка-подросток нуждается в теплых и доверительных отношениях – казалось, не думал никто. «Слезинка ребенка» - была не в счет. Жизнь по-совести закончилась? По-видимому так... Взамен этого - взыграли амбиции, черствость и себялюбие проявились, многочисленные пороки и страсти показали свое лицо. Ведь тот, кто не подчиняется действию совести – «носит в душе как-бы мертвую пустыню» (Иван Ильин). И тогда ей, еще совсем юной девочке, показалось, что все ее предали, бросили на произвол судьбы. Не выдержав этой «бури», она ушла в «свой мир», нашла «свое подземелье», «в никуда» ушла, дополнив число несчастных и «страждущих душ пустоты»...

«Горе миру от соблазнов и горе тем, через кого соблазн приходит. Великое горе тем, кто соблазнит одного из малых сих», - евангельские строки вдруг всплыли  в сознании священника, и он  вспомнил историю жизни Катюши Масловой, описанную в романе Льва Толстого, «Воскресение»... Произведение русского классика – это горькая правда о том, что в силу разного рода причин и обстоятельств, изначально чистые души становятся порочными и падшими. Оказываясь "на дне общества", они медленно погружаются в состояние отчаяния и безысходности. "Вот до чего доводит дурное, не такое, как наше поведение". Именно об этом думали люди, когда солдаты вели по городу арестантку Маслову. Окружающие покачивали головами и с любопытством оглядывали преступницу. "Дети с ужасом смотрели на разбойницу, успокаиваясь только тем, что за ней идут солдаты и она теперь ничего уже не сделает". Как же милая Катюша могла дойти до такого положения? Что за трагедия произошла в ее жизни?

История «арестантки Масловой» была очень типичной для тех времен. Она получила жизнь от незамужней дворовой женщины, жившей у помещиц; «и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода. Так умерло пять детей...". Шестого ребенка, Катюшу, ожидала подобная участь. Но, старая барышня-помещица, "увидав ребеночка, умилилась над ним... и девочка осталась жива. Старые барышни так и называли ее "спасенной". Катюше было всего три годика, когда ее мать заболела и умерла. Воспитанная помещицами, девочка выросла очень красивой и смышленной. "Она шила, убирала комнаты... иногда сидела с барышнями и читала им.... Так жила она до шестнадцати лет". В это время к барышням на лето приехал их племянник-студент, богатый князь, "и Катюша, не смея ни ему, ни даже себе признаться в этом, влюбилась в него...".

Отдавши ему свое чистое сердце, она и подумать не могла, что через некоторое время он не только соблазнит ее незрелую душу, но и предательски, вероломно оставит. Для него это было обычным делом - развратный и распущенный изнутри он  давно привык к такому образу жизни. «Животный человек» властвовал в нем. Она же пережила сильный шок от случившегося... Беременная и никому ненужная...  Барышни, в доме которых она жила, выгнали ее с позором. И «с этой страшной поры она перестала верить в добро... Для нее началась жизнь хронического преступления...». Когда же князь услышал, что Катюша совсем испортилась, то «у него защемило сердце». «В глубине души он уже чувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни...», - ведь совесть никогда не исчезает насовсем...

«Господи, помилуй меня грешного», - покаянные слова слетели с уст священника неожиданно для него самого... Он вдруг вспомнил и о своем прошлом. Вспомнил и осознал, что и рассказ женщины, находящейся в храме, и роман «Воскресение», всплывший в его сознании так внезапно - это правда о нем. Жену и дочь свою вспомнил он, свое предательство и измену им вспомнил... Вспомнил, что много лет тому назад и он пришел в храм, потому-что у него болела совесть - обжигала сердце огнем неугасимым, за соделанные грехи мучила, возвращения долгов требовала...

Иван Лещук, livan@usa.com