Студенческие конспекты. К. 9

Федоров Александр Георгиевич
 Сессия.

   Общеизвестно, что «от сессии до сессии живут  студенты весело, а сессия бывает всего два раза в год».

Да, возможно это и так, но скорее всего, это выражение относится к старшим курсам, начиная с третьего, пожалуй, когда начинаются спец предметы, которые легче обще инженерных курсов.

  Успешная сдача сессии – это целая наука, которую студент постигает далеко не сразу. Причем, каждый разрабатывает свою систему сдачи, которая удобна именно ему. 

  Практически все при сдаче экзаменов писали шпаргалки. Некоторые, на пример, наш коллега, Кр-в, в этом  были просто виртуозы.
   На каждый экзамен он готовил «бомбу», т.е. листы с готовыми ответами по каждому билету. Эти бомбы раскладывались по порядку в многочисленные карманы пиджака. Для нахождения необходимого материала служил каталог, который писался на отдельном листике. Взяв билет,  нужно было только посмотреть в каталоге, где хранится так нужное сокровенное знание, отсчитать на ощупь  и вытащить искомый лист с ответом.

   Приготовление «бомб» был  было очень трудоемким, пользование ими, особенно первая фаза – вытаскивание из кармана – было делом технически сложным и опасным. Запросто могли выгнать с экзамена, обнаружив такой деликатный предмет. Даже если и бы и оставили, товарищ ничего без этой «помощи» не мог ответить. Ибо материала не знал, да и не учил, вся энергия уходила на «бомбление».

   Не отошел и я от этой доброй традиции, причем были к тому «научные» обоснования. Мой мозг очень убедительно доказывал моему «второму я», что нет никакой необходимости вызубривать вывод длинных физико-математических формул разными искусственными методами. Я считал, что нужно знать то, что выходит из этой формулы, о чем она говорит,  и уметь ее пользоваться. Ведь из нас готовили не математиков или физиков, а инженеров, которые должны знать и применять эти законы в своей деятельности.

  Исходя из этих соображений на маленькой «гармошке» - маленькой бумажки, сложенной в несколько слоев,  я и записывал выводы формул. Посмотреть маленькую бумажку во время экзамена всегда возможно.

    Особую форму шпаргалки имели по гуманитарным предметам. Здесь составлялся очень краткий план ответа на вопросы билета с некоторыми тезисами. А ответ не затруднял меня, в то время я много читал, выписывал журнал « США -политика, экономика. идеология», читал много книг по этим предметам.

  Как-то раз, при сдаче экзамена по политической экономии капитализма, мне неслыханно повезло. Как раз перед экзаменом я прочитал очень интересную книгу о банковско-финансовом капитале США, сращивание его с промышленным капиталом.
  И надо же случиться, что мне достался в билете именно этот вопрос. Я с таким блеском, с указанием конкретных различных банков, корпораций, промышленных финансовых групп стал раскрывать этот вопрос, что несказанно удивленный и обрадованный моим ответом доцент Кулев не дал мне довести мой триумф до конца. Возможно и он сам, в деталях, не знал так этот вопрос. Он остановил мой ответ, обнял и похвалил меня, и поставил «отл».

   А вот второй вопрос, до которого мы так и не дошли, я знал заметно хуже.

   Рулетка…

   С тех самых пор в близких студенческих кругах я стал авторитетом в международной политике.

   В сессию к экзаменам готовились по разному. Кто, как я писал, готовил бомбы для преподавателя, кто зубрил день и ночь, не оставляя себе отдыха. Время на подготовку к экзамену отпускалось мало – чистых три дня.

   Надо сказать, что практически никто не заглядывал в  лекции во время семестра, разве, что при подготовке контрольных, лабораторных или семинаров, курсовых работ. Поэтому, материал мы знали фрагментарно, что-то неплохо, другое знали поверхностно, а большую часть материала не знали даже по наслышке.
  Пожалуй, всего несколько студентов учились не по школярски, а осознанно приобретая знания, они самостоятельно  принимались за новые курсовые работы и расчеты, остальные тянулись за ними, часто использовали их наработки. Для многих из них составлялся особый план занятий, они делали более сложные лабораторные работы. Эти   ребята, к которым можно было отнести Ск-ко, Сыр-на, Блюменкраца пользовались на нашей специальности повышенным авторитетом.

  Мне период сессии вообще нравился. Я неторопливо вставал. Завтракал и понемногу начинал, лежа на кровати, читать лекции и учебники. Учебников было мало, это только на первых курсах мы часами стояли в очереди таких же желторотых студентов за литературой в институтскую библиотеку.  Потом пользовались, в основном, конспектом, своим и, если повезет, другим, от студента параллельной группы.

   Еще где-то в самом начале нашего учения, я просмотрел перед лекцией у наших «параллельных» девчонок конспекты. Выбрал с лучшим разбираемым почерком и отменной прилежностью Н.Кур-вич – она, в отличие от меня, ходила на все лекции. Я заключил с ней бессрочный, на все время учения, договор о сотрудничестве в деле заимообразного, к общей пользе, пользования нашими конспектами… так, что у меня на период экзамена всегда было два конспекта, что-то было лучше изложено у меня, что-то у нее. Потом мой конспект перекочевывал к Наде.

  Надо сознаться, что от нашего сотрудничества пользы больше получал я, так, как на гуманитарные предметы я вообще не ходил, ограничиваясь посещением первой ознакомительной с преподавателем лекцией, чтобы знать его в лицо. Соответственно, этих лекций у меня никогда не было, точнее, всего конспекта. Да и другие лекции я пропускал чаще. У нас, зачастую, было по 4 «пары», но уже после третьей мозг отказывался воспринимать новую информацию. Обычно я уходил с нее.

 Продолжим готовиться к экзаменам.  После обеда (прогулки) начинался второй тур подготовки, обычно самый продуктивный, так, как ты уже вошел в оптимальный режим подготовки, все понимается, настроение бодрое. Никогда, в отличие от других, не занимался по ночам. Не выспишься,  утра все равно подымут другие, в голове каша…
   Нет, вечером мы устраивали, как я писал, походы в столовую, ходили в театр или в филармонию. Мозг переключался, чтобы назавтра с новой силой можно было продолжать подготовку.

  Особенно строго этот режим должен был выполняться в ночь перед экзаменом. Надо было исходить из того, что «нельзя объять необъятное». Сколько удалось «пройти» билетов, сколько знаний удалось освоить, столько и останется с тобой до экзамена. А если ты, войдя в паническое настроение, просидишь всю ночь с учебником, ты просто «перегоришь», и ничего связанного на экзаменах вряд ли выдашь.

  Вечером, если мы сдавали экзамен не первыми, мы узнавали у «параллельного мира» -первой группы,  как и что спрашивает преподаватель, насколько строго следит за пользованием неформальными учебными пособиями, какие задачи задавались. Т.е. мы, в некоторой степени, психологически и  методически были более готовы к экзамену, чем первая группа.
 А утром желательно придти на экзамены пораньше, свежим, чтобы побыстрее сдать экзамен в первой пятерке, а не толпиться до вечера в коридоре.

  Можете рассматривать этот раздел, как самоучитель по сдаче экзаменов.

Продолжение http://www.proza.ru/2010/03/27/953