Проституция в Западной Европе

Ольга Карабашина
Тема: «Проституция в Западной Европе».



План.

Введение.
1. Определение понятия «проституция», ее характер, виды, причины существования.
2. Историография проблемы.

I. История проституции в Западной Европе.

II. Правовые нормы, принятые западноевропейским сообществом по                борьбе с насилием, направленным против женщин.

III. Проституция в Западной Европе.
А. Проституция в Бельгии.
Б. Проституция в Нидерландах.
В. Проституция в Швеции.

 Заключение.


Введение.

1. Проституцию называют древнейшей профессией на свете. Поэтому поразителен тот факт, что эта тема представляет собой мало изученный пласт развития жизни общества. Исследования в этой области начались лишь в последние годы. Изучение социальной истории проституции приобретает все большее  значение.
В ходе истории развития общества женщины долгое время оставались в тени. Благодаря появлению новых областей науки, таких как антропология, история развития менталитета и женского движения, этот пробел постепенно стал более заметным.
Тема изучения проституции охватывает такие направления как социальная история, аспекты истории сексуальности, история женского труда.
Определение категории «проституция» долгое время не носило четких границ, так как это понятие в значительной степени определялось культурой, тесно связанной со временем.
Согласно старому Римскому законодательству, в котором речь идет в проститутке, она может быть таковой, если открыто и без ограничений удовлетворяет всеобщий спрос на половые отношения. Позднее появляется определение, в котором проституткой называется та женщина, которая продает свое тело нескольким мужчинам без разбора и за плату. Здесь уже назначалась определенная форма оплаты за «милость» женщины.

2. Первой попыткой описать понятие проституции исходит от Соломона (630-560гг. до н.э.), который сказал, что проституткой является каждая женщина, отдающая свое тело за плату. В появлении публичных домов он видел преимущество, при котором целомудренные женщины не подвергались сексуальным домогательствам.
Блох,  в 1912 году в книге «Проституция» дает следующее определение понятия: «Проституция – это ярко выраженная форма внебрачных половых сношений, которая отличается тем, что занимающиеся проституцией лицо более менее слепо предлагает себя неопределенному количеству лиц, открыто и постоянно, редко без оплаты, каковая форма в большинстве случаев выражается в профессиональном предложении совокупления или представлении и вызывании прочих действий сексуального характера или половом возбуждении и удовлетворении и , которая посредством этого профессионального разврата, представляет собой ярко выраженный тип».
Другой ученый –  Флекснер – с проституцией связывал три основных элемента: торговля, половые сношения, эмоциональное безразличие. Определения Флекснера звучит следующим образом: «Все, кто от случая к случаю или регулярно имеют половые сношения за плату или подарки».  Крейткоф определяет проституцию как «социальное явление, при котором лица обоего пола, независимо от возраста, постоянно или временно причастны к тому, чтобы, используя пол в качестве средства, сопровождаемым эмоциональным безразличием, удовлетворять сексуальные желания нескольких лиц за определенную плату, преимущественно этим зарабатывая на жизнь».
Крейтхоф в своем исследовании рассматривает несколько позиций, которые по его мнению, присутствуют в проституции. Прежде  всего ,женщина должна в состоянии содержать себя, чтобы выполнить эту работу. Второе условие – эмоциональное безразличие к клиенту. Близость без разбора и плата за оказанные услуги – тоже признаки проституции. Крейтхоф не делает разницу между полами. По его мнению, проститутками могут быть и мужчины и женщины.
Современное определение проституции дается Организацией Объединенных Наций в Договоре 1949 года «О подавлении торговли людьми и эксплуатации лиц, занимающихся проституцией». Оно гласило, что это процесс «вербовки, взятия с собой, отвозки или удерживания у себя другого лица, даже с его согласия с целью удовлетворения сексуальных желаний другого лица».  Эксплуатация проституции другого лица, даже с его согласия тоже является наказуемым. В 1995 году в Пекине уточняется определение. Проституции: «Под насилием по отношению к женщинам понимается любой акт насилия на основании пола, который ведет или может привести к причинению физического, сексуального или психологического ущерба или страданию женщин, включая угрозу подобными актами насилия, принуждение или самовольное незаконное лишение свободы, независимо от того, происходит это в общественной или частной сфере» (статья 113).
Проституция является одним из аспектов торговли людьми (в первую очередь женщинами).
Представляет собой два вида проституции: добровольную и принудительную.
В принудительной проституции присутствует явное нарушение прав человека, особенно женщин и детей, которые являются легкой жертвой насилия. Принудительная проституция является преступлением против  человечества. В Пекинской программе действий было дано определение принудительной проституции: «Помимо общих категорий определяющих проституцию к ним отнесены физически, сексуальные и психологические виды насилия в обществе в целом, включая изнасилование, сексуальное злоупотребление, нежелательную сексуальную близость, сексуальное запугивание на работе, в учебных заведениях и прочих местах, торговлю женщинами и принудительную проституцию». На двадцать третьем особом Заседании Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Женщины 2000: равенство полов, развитие и мир в двадцать первом веке» от 10 июня 2000г. определение принудительной проституции были дополнены такими категориями, как избиение и другие формы бытового насилия, сексуальные злоупотребления, сексуальное рабство, эксплуатация и международная торговля женщинами и детьми  для принудительной проституции, сексуальные издевательства, а также насилия по отношению к женщинам вследствие культурологических предрассудков, расизма и расовой дискриминации, ксенофобии, порнографии, этнической чистки, вооруженных конфликтов, оккупации, религиозного и антирелигиозного экстремизма и терроризма.
В 1997 году Европарламент предлагает следующее определение торговли и принудительной проституции на основании других определений: «Торговля женщинами означает любую легальную или нелегальную перевозку женщин или торговлю ими с их первоначального согласия или без него, для получения экономической выгоды с целью последующей принудительной проституции, принудительного брака или иных видов сексуальной эксплуатации. Принуждение может быть физическим, сексуальным или психологическим, которое включает в себя запугивание и злоупотребление авторитетом или зависимой ситуации».
Определение добровольной проституции (без принуждения) имеет менее четкие и расплывчатые границы, так как имеются и мужчины и женщины утверждающие, что выбрали занятие проституцией без какого-либо давления.
Так, в Нидерландах было введено существенно различие между «принудительной» и «добровольной» проституцией. На основании своего права на сексуальное самоопределение, женщины должны быть вольны, выбирать проституцию в качестве профессии.
Существует два вида проституции: индивидуальная и организованная.
Индивидуальной проституцией занимаются одинокие женщины, в том числе, имеющие на своем попечении детей среди них имеются уверенные в себе, определяющие самостоятельно свой режим работы, финансовую независимость.
Организованная проституция предполагает наличие организатора – сутенера, который получает от проституток часть заработанных средств, которые вкладываются в покупку недвижимости. Кроме  того одним из признаков организованной проституции является посредническая деятельность в отмывании денег или в нелегальной торговле наркотиками, оружием, людьми.
Причины проституции, согласно результатам проведенного исследования Международной Организации Труда, кроются в экономических причинах, которые привели женщин к занятию проституцией.
Комиссия по защите прав и свобод  граждан совета Европы подтвердила этот вывод: «Проституция – это не результат свободного выбора женщин, а явление тесно связанное с экономическими, социальными, политическими, культурными    возможностями предоставленными женщинам обществом. К проституции, как правило, принуждают названные условия и, прежде всего, экономические.
Бедность играет существенную роль и не только в странах Азии, Африки, Восточной Европы, но и богатых странах Западной Европы. Финансовый мотив в занятии проституцией стоит на первом месте.
К другим причинам занятием проституцией относятся такие, как изнасилование в раннем возрасте, инцестуальное прошлое (не у всех). Некоторые проститутки считают, что они оказывают людям помощь, являясь своего рода социальными работниками. Проститутки отличаются друг от друга, для большинства из них занятие сексом не связано с эмоциями.
Таким образом, мы рассмотрели категории понятия и определения «проституция», принудительный и добровольный характер проституции, два вида проституции: индивидуальный и организованный, причины явления.
Одним из первых, кто исследовал проституцию в XIX веке  в Западной Европе, был Дюкпетью. В 1843 году он начал исследование физического и нравственного состояния молодых рабочих, пытаясь найти причины, объясняющие проституцию женщин. Среди факторов, приводивших к этому явлению, Дюкпетью называл низкий уровень образования, их физическое состояние, низкие и нестабильные доходы. Он рассматривал проституцию как работу, дающую прибавку к зарплате. Слишком низкая зарплата в XIX веке в Западной Европе, хроническая безработица, нестабильность существования требовали дополнительного дохода. Некоторые женщины вынуждены были искать его в проституции.
Одной из важнейших работ по проблемам проституции была работа «О проституции в городе Париже с точки зрения здравоохранения, морали и управления». Автор, Паро-Дюшателе, исходил из того, что без женщин легкого поведения мужчина погубил бы себя и свою семью. Но это не значит, что Паро-Дюшателе не признавал проблемы проституции. Он называет как медицинские, политические, социальные, так и моральные проблемы, связанные с проституцией, но предлагает их регламентацию через дома терпимости, медицинский контроле и полицию  нравов.
В это же время в Европе существовало движение аболиционистов. Возникло оно в английских и швейцарских протестантских кругах. Его представители были не согласны с регламентируемой и контролируемой проституцией. Это движение было агрессивно феминистским и носило запретительный характер. Основная критика феминисток распространялась на двойную мораль принятых законов: мужчин не трогали, а наказывали женщин. Выразителем этого движения была Жозефина Батлер.
В отношении проституции в Англии был особый подход.
Приблизительно до 1860 года в ней не существовало регламентирования проституции и только после появления Закона «О заразных заболеваниях» ситуация стала меняться. Выходит книга Вильгельма Эктона «Проституция». В Англии появляются специальные подразделения полиции, предназначенные для контроля и надзора за проститутками.
Другим теоретиком проституции в XIX веке выступал Цезарь Ломброзо. Он рассматривал преступников как отдельный вид людей с антропологической точки зрения. То есть, отдельные индивиды уже рождаются преступниками и их можно опознать по различным внешним признакам как, например, обхват черепа или длина волос. Он разработал модель, которая отличает «нормального» человека от «ненормального». Те, кто отклонялся от его модели, производились в преступники. Свою теорию Ломброзо применил и к проституткам. В его книге в соавторстве с Ферреро «Женщина как преступница и проститутка» была попытка объяснить появление проституции с антропологической точки зрения.
По мнению Ломброзо, нормальная женщина менее развита чем нормальный мужчина. Она менее умна, в том числе и в совершении преступлений. Для большинства преступлений женщины слишком глупы, за исключением женщин-убийц, которых считал чрезвычайно умными.
Самым распространенным преступлением среди женщин, считал Ломброзо, являлась проституция.
Первичным признаком проституции он считал нравственную идиотию, а нехватку денег и социальную нужду лишь предлогом. Помимо идиотии, они еще и  бесстыжи, и глупы. Он считал, что по своей природе проститутки более предрасположены к алкоголизму и тщеславию.
Ломброзо пытался доказать, что проститутка – отдельный вид человека. На основании исследования он установил, что кисти рук у проституток длиннее, а стопы короче, чем у обычной женщины. Большинство женщин легкого поведения были или блондинками или рыжими. Черепа ниже нормы, а нижняя челюсть слишком большая.

I. История проституции в Западной Европе.

Проституция – явление общества, которое является профессией, которой люди занимались испокон веков.
На протяжении сотен лет были испытаны  многочисленные способы побороть или отменить проституцию. Ввиду того, что полное искоренение так и не удалось, в разные временные периоды появлялось стремление ввести систему регламентирования, чтобы хоть каким-то образом ограничить проблему проституции в Европе.
Сначала поисками решения проблемы проституции занималась церковь, затем – государство. В конечном итоге, подключилась медицина.
В средние века взгляд на проституцию определяло христианство. Отношение к проституткам было одновременно непреклонным, с другой – терпимым. Непреклонным, потому что, по мнению церкви, проститутки были грешницы, которые должны были раскаяться в своих грехах. Вместе с тем, церковь была терпима по отношению к проституткам, потому что в христианстве было место и для «падших» женщин. Священники разрабатывали несколько предписаний и правил поведения в отношении сексуальных отношений. Так, например, церковь требовала от женщины, чтобы та вступала в брак девственницей и оставалась верной супругу.
Правила эти касались женщин, мужчинам была предоставлена полная свобода. По причине женского идеала целомудрия, супружеской верности, а также отмены расторжения брака, ситуация складывалась так, что мужчины стремились найти возможность к удовлетворению сексуальных потребностей за деньги у женщины, которые нуждались в них. Эти церковные предписания толкали общество к развитию проституции.
Пытались бороться с проституцией и короли средневековых европейских государств. Чем больше предпринималось попыток покончить с этим явлением, тем больше появлялось тайных проституток. Искоренение проституции не удавалось. Государство и церковь постепенно переходят к легализации проституции.
Так, например, в Авиньоне, центре нахождения папской власти, был открыт публичный дом. Вне часов работы девушки обязаны были жить как монашки. Хотя их и презирали, они должны были оставаться хорошими христианками. К концу средних веков во многих городах Европы появляются общественные бани, в которых проституция заняла определенное место.. Стала процветать уличная проституция.
Таким образом, к концу средних веков в большинстве европейских городов проституция легализовалась. Тем не менее, появлялись предписания и законы, пытающиеся обуздать ее.
Позднее, в период Ренессанса, сексуальную жизнь омрачило распространение венерических заболеваний, в частности сифилиса. Деятель германской Реформации Лютер занял очень строгую позицию по отношению к проституции. Под его руководством стали закрываться публичные дома. Люди переставали в них ходить из-за страха заболеть сифилисом. Но, не смотря на эти явления, жестокие наказания проституток, проституция продолжала существовать.
XVII и XVIII века прошли под знаком королевских любовниц, занимавших при дворе довольно высокое положение. В этот период Франция стала законодательницей  моды в области сексуальных отношений и проституции. Развратная сексуальная жизнь французских королей и знати возродила проституцию. Разразившаяся французская революция положила конец ветреной жизни аристократического общества. Возникшие революционные советы пытались навести относительный порядок. Проституция рассматривалась революционными советами как последние пережитки четырнадцативекового разложения и роялистского рабства.
Наполеон изменил Гражданский Кодекс Франции на Кодекс Наполеона. Новый Кодекс устанавливал регистрацию всего гражданского населения, в том числе и проституток. Благодаря такой регистрации стало известно, кто работал проституткой. Врачи могли запросить полицейский архив и получить сведения о проститутках, чтобы иметь возможность следить за состоянием здоровья. Благодаря такому взаимодействию врачей и полиции и вмешательству властей в период властвования Наполеона на территории Франции и всех стран, находившихся в ее подчинении, проституция находилась под жестоким контролем.
В XIX веке в Европе существует несколько видов «домов», в которых работали проститутки. Это были дома терпимости или публичные дома, признанные государством. Ежегодно владельцы таких домов платили налоги. Чтобы иметь право эксплуатировать публичный дом, владелец обязан был подать запрос в магистрат, который регистрировал его и принимал решение об эксплуатации.
Помимо домов терпимости были дома свиданий. В этих заведениях сдавались комнаты на дни или часы. На действия домов свиданий тоже необходимы были разрешения. Налог владельцев домов свиданий взимался по количеству комнат, а не по количеству проживающих женщин, как в домах терпимости. В XIX веке также различались две категории проституток: самостоятельные и, работающие в публичном доме.

II. Правовые нормы, принятые западноевропейским сообществом по  борьбе с насилием, направленным против женщин.

В 1991 году страны участницы ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) приняли решение объединить свои усилия для ликвидации всех видов насилия по отношению к женщинам, всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.
В июле 1999 года парламент ОБСЕ принял резолюцию о торговле женщинами и детьми, в которой выражалась обеспокоенность существованием торговли для принудительной проституции, связью между торговлей и организованной преступностью. Резолюция призывала правительства стран Европы создать более строгие законодательства и укрепление их механизмов для наказания торговцев, прежде всего тех из них, кто причастен к торговле женщинами и детьми  для международной сексиндустрии.
Парламентская Ассамблея ОБСЕ в Берлине, 10 июля 2002 года подтвердила принятую европейским парламентом резолюцию.
Декларацию против торговли людьми приняло и десятое собрание Совета Министров ОБСЕ в городе Порту 6-7 декабря 2002 года.
Европейский Договор о правах человека категорически запрещает рабство и принудительный труд.
Совет Европы принял ряд документов о торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации. Среди них:
- отчет группы специалистов о воздействии использования новых информационных технологий в области торговли людьми;
- отчеты Семинара в Афинах 29 июня – 1 июля 2000 года «О мерах по борьбе с торговлей людьми в Юго-Восточной Европе»;
- рекомендации Комитета Министров «О мерах по борьбе с торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации»;
- отчеты Семинара в Страсбурге «О положительном и отрицательном имидже женщин в средствах массовой информации: вопрос о торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации» в сентябре 1998 года.
Всеми этими документами выработаны рекомендации странам европейского содружества.
Рекомендации выступают за выработку Договора о торговле женщинами и принудительной проституции; согласование законов, прежде всего в области уголовного права; степень защиты жертв торговли людьми, прежде всего тех, кто готов дать показания в суде; механизм контроля для надзора за исполнением договора; меры, сопутствующие росту общественного сознания, обучение иммиграционного персонала, улучшение деятельности международных коммуникаций – полиции, Интерпола, Европола; конфискация прибылей от преступной деятельности; защита свидетелей, желающих дать показания в суде; преследование странами своих граждан за преступления, совершенные за границей, помощь жертвам в реинтеграции в обществе на родине, предоставление им социального пособия и медицинской помощи.
Европейская комиссия также приняла ряд документов о торговле людьми и сексуальной эксплуатации.
Европейский парламент в своей деятельности опирается на «Резолюцию о насилии по отношению к женщинам» от 11 июня 1986 года, «Резолюцию об эксплуатации проституции и торговле людьми» от 14 апреля 1989 года, «Резолюция о торговле женщинами» от 16 сентября 1993 года, «Резолюцию о торговле людьми» от 18 января 1996 года, «Резолюцию Европейского парламента «О новых мерах по борьбе с торговлей женщинами» и др.
Целенаправленно ведет эту работу Комиссия «По правам женщин и равенству возможностей».

III. Проституция в Европе.

А. Проституция в Бельгии.
Корни проституции в Бельгии уходят в глубь веков, на протяжении которых были испытаны   многочисленные способы побороть или отменить проституцию. В виду того, что полное искоренение так и не удалось, в разные временные периоды появлялось стремление ввести систему регламентации и регулирования проблемы.
Сначала поисками решения этой проблемы занялась церковь, затем государство, в конечном итоге подключилась медицина, чтобы найти какое-либо решение.
В крупных городах Бельгии: Брюссель, Антверпен, Гент, Льеж наиболее развита проституция. До 70-х годов XX столетия в Бельгии занимались в основном люди с бельгийским гражданством.
В настоящее время  только 22% занимаются проституцией выходцы из Бельгии, а остальную часть составляют выходцы из стран Восточной Европы и бывшей Югославии.
В Бельгии в настоящее время существуют несколько мест и видов проституции. Прежде всего, это уличная проституция, в барах, кабаре, бюро эскорта, так называемая «витринная проституция», в салонах для занятия проституцией.
Места  для этого явления используются различные: просто гостиницы и шикарные гостиницы, проституция в комнатах, в зданиях, приспособленных, состоящих из нескольких комнат, как правило, на первом этаже, оснащенные неоновым освещением, заведения для частных встреч в Генте, кроме того, турецкие кафе и рестораны, в частных клубах, домах, студиях.
Виды проституции различные: частные, гомосексуальные, несовершеннолетние, фиктивные браки.
В сфере бельгийской проституции имеются факты принуждения к занятию проституцией. Приезжающие из других стран страдают от принуждения их к проституции, используя непрочный административный статус, кроме того, через прямые угрозы или насилие.
В последние годы в Бельгии стала развиваться торговля женщинами, прежде всего из Восточной Европы. Преступные круги из Восточной Европы пытаются утвердить свою власть над проститутками.
Преступники из Албании используют насилие над девушками. Некоторых сначала запирают и насилуют, чтобы девушки согласились на принудительную проституцию. Кроме того, они становятся жертвами насилия, если они мало заработали, или не подчинились требованиям сутенеров. Жертвы албанского насилия находятся под постоянным психологическим и физическим давлением и не смеют выступать против сутенеров. Большинство обнаруженных несовершеннолетних проституток – албанки. Их возраст от 13 до 18 лет.
В отношении африканок, больше всего которых прибыло из Ганы, Конго, Доминиканской республики, используют психологическое давление. Сутенеры держат свои жертвы во власти с помощью колдовства Вуду, которого африканские девушки очень боятся. Не исключено и применение и физического насилия.
Сутенерами, как правило, выступают преступные элементы, выехавшие из Восточной Европы. Кроме того, в Бельгии существует много частных клубов, студий, псевдомассажных салонов, хозяйки которых либо сами являются проститутками, либо бывшими проститутками, а работающие у них женщины пришли по доброй воле. В таких местах 76% проституток – бельгийки.
Многие бельгийские муниципалитеты проводят политику регламентирования в отношении проституции.
Однако, согласно статье 121 муниципального закона распоряжения муниципалитета не должно идти в разрез с национальным законодательством, которое запрещает регулировать проституцию.
Ряд бельгийских муниципалитетов ввел систему регистрации, которая позволяет видеть наличие принудительной или добровольной проституции.  Некоторые нормативные акты муниципалитетов требуют от власти заведений, занятых проституцией, оформление лицензий, выплату налогов. Но согласно уголовному праву содержание публичных домов запрещено.
До 1948 года законодательство Бельгии основывалось на регламентировании проституции, которая регулировалась посредством муниципальных распоряжений. Как правило, муниципальные нормативные акты использовались для контроля за здоровьем проституток. Они обязаны были регистрироваться в списках «публичных женщин» и подвергались обязательным медицинским обследованиям.
Закон от 21 августа 1948 года «Об отмене официального регламентирования проституции» ввел новые положения в уголовном праве в отношении разврата и проституции. Абсолютизм стал главным принципом закона. Занятие проституцией перестало преследоваться по закону. Закон стал преследовать торговлю людьми и сутенерство. Помимо торговли, закон стал преследовать вербовку, соблазнение, продажу лица для совершения действий развратного характера, проституции.
Например, статья 380 bis 2 УК гласит: «Наказание в виде лишения свободы сроком от одного года до пяти лет и штрафа от 100 до 5 000 франков налагается на всех тех, кто держал публичный дом или заведение для занятия проституцией».
Причины отмены регламентирования проституции объясняются рядом факторов:
- опасность венерических заболеваний;
- система регламентирования считается безнравственной, ханжеской и недостойной современного общества, из-за этого кажется, что само государство причастно к организации проституции;
- несет в себе двойную дискриминацию женщин: затрагивает всех женщин и женщин, прежде всего, из рабочего класса;
- Бельгия являлась одной из последних стран с регламентированием проституции.
В Бельгийском законодательстве изменяется постепенно и само понятие «проституция». В 1867 году поведение описывалось как разврат или растление молодежи. Благодаря законам 1914, 1936 и 1948 годов такое поведение  описывалось терминами «разврат» и «проституция». В законе 1948 года понятие «проституция» давалось как разврат за деньги, но здесь уже шла речь не только о половом сношении, но и неприличных прикосновениях, совершаемых за плату. Речь шла также о проституции с женщин с женщинами, либо мужчин с мужчинами.
Денежное вознаграждение при принудительной проституции не является уже необходимым компонентом. В этом случае вполне возможно, что лицо, занимающиеся проституцией не получает денежного вознаграждения. Также бывает и так, что клиент не всегда платит.
Теперь законодательство Бельгии квалифицирует запрещенными действия как: подстрекание, содействие, способствование проституции, вербовка, соблазн или сутенерство, постоянная эксплуатация иным образом, подстрекание к разврату словами, жестами, знаками, подстрекание к разврату или проституции с помощью средств информации.
В 1970-1980 годы основные положения уголовного права в отношении проституции уже не являются предметом для дискуссий в обществе.
В 90-е годы XX столетия  в законодательстве Бельгии появляются статьи, предназначенные для регулирования и контроля эксплуатации брачных агентств, преследуется реклама секстуризма. Закон от 13 апреля 1995 года  вводит наказания за торговлю людьми и порнографию с участием детей. Статья 379 абз. УК гласит: «Тот, кто совершает покушение на нравственность, побуждая, способствуя или отмечая разврат, растление, проституцию несовершеннолетнего лица мужского или женского пола для удовлетворения сексуальных желаний другого лица, наказывается лишением свободы и штрафом в размере от 500 до 5 000 франков».
Наказание для тех, кто продает, сдает в наем или предоставляет в распоряжение помещения для проституции с несовершеннолетними ужесточается. Закон предусматривает наказание в виде каторжных работ от 10 до 15 лет и штраф в размере от 1 000 до 100 000 франков.
Закон «Об уголовно-правовой защите несовершеннолетних» от 28 ноября 2000 года ужесточает уже имеющееся наказание, за растление несовершеннолетних штраф увеличивается до 25 тысяч франков, лишением свободы – до 10 лет.
Современное законодательство Бельгии предусматривает и наказание лиц, использующих для организации проституции иностранных граждан.
Статья 77 bis Закона «О статусе иностранных граждан» впервые определила торговлю людьми, как деяние   преследуемое уголовным кодексом. Эта статья наказывает лицо, способствующее приезду иностранца в Бельгию, если оно использует по отношению к иностранцу насилие, угрозы и другие формы принуждения, или когда оно злоупотребляет уязвимым положением, в котором находится иностранец, в результате незаконного или непрочного административного статуса, или в результате беременности, болезни, или же физического или психического недостатка, с целью вовлечения в сеть торговли людьми, независимо от того касается это проституции или работы по-черному.
Таким образом, Бельгия в отношении проституции балансирует между запрещающими положениями уголовного права, политического допущения и муниципальным регулированием.
С 50-х годов XX века политика  Бельгии в отношении проституции является аболиционистской, предусматривающая борьбу с эксплуатацией проституции другим лицом и разрешающая добровольную проституцию, которая не преследуется по закону.
Проститутки в Бельгии, занимающиеся добровольной проституцией делятся на частных предпринимателей, работающих по найму и незарегистрированных.
Частные предприниматели обязаны зарегистрироваться в торговом реестре для получения номера НДС, стать членом кассы социального страхования для получения защиты в рамках предпринимательского статуса. Регистрируются  как деятельность, связанная с развлечением, так  и ресторанным и прочим бизнесом.
Небольшая часть проституток зарегистрированы как работники, получающие зарплату (официантки в барах, платные партнерши в ночных клубах, массажистки). Они получают социальную защиту от работодателей. Некоторые сутенеры становятся иждивенцами проститутки, для получения медицинского страхования. Бывает и так, что сутенеры не регистрируют проституток, в результате чего те работают незаконно. В Бельгии нельзя зарегистрироваться как «проститутка» - это запрещено УК Бельгии. Запрещено регистрироваться и под названием «сутенер». Согласно перечню экономической деятельности можно регистрировать  деятельность, связанную с отдыхом, выпуском  фильмов и пр.
Кроме того, имеется категория работников, получающая зарплату и занимающаяся проституцией помимо своей основной деятельности .
Часть проституток не зарегистрирована. С социальной точки зрения их статус не отличается от статуса неработающих женщин, чья социальная защита зависит от гражданского статуса. Если они состоят в браке или разведены, их социальная защита не отличается от социальной защиты домохозяек, которые имеют соответствующие права. Лица, которые не входят в перечисленные группы могут обратиться за пособием (прожиточный минимум) или, позже, по достижению пенсионного возраста, за гарантированным доходом для  престарелых.
Нелегальные проститутки, проститутки, имеющие только вид на жительство или лица, получившие убежище, имеют право на медицинское обслуживание в рамках обязательств общественного центра социально-бытового обеспечения.
Исполнение законодательства в Бельгии осуществляется рядом исполнительных органов, которые приводит в исполнение законодательство, связанное с проституцией.
Центральное бюро уголовного розыска государственной полиции имеет отдел по торговле людьми.
Созданная Коллегия генеральных прокуроров во главе с прокурором города Льежа занимается всеми формами организованной преступности, в том числе торговлей людьми.
Национальные магистраты обеспечивают координацию расследований в области организованной преступности. Они принимают решения в отношении полицейских операций, выходящих за государственные границы,
что играет важную роль, так как проституция все больше обнаруживает международные аспекты.
Связывающий магистрат по торговле людьми назначается при генеральной прокуратуре.
Имеются специализированные центры приема в области торговли людьми. Это некоммерческие организации, которые принимают жертв торговли людьми.
С 2000 года их насчитывается семь. Эти пункты поддержки обеспечивают гарантию приема жертв  принудительной проституции и оказывают им помощь: психосоциальную, предоставление жилья, медицинское обслуживание, обучение. Административная и юридическая помощь  оказывается специализированными отделами центров приема.
Работу всех этих органов направляет и координирует Центр равенства возможностей и борьбы с расизмом, который составляет ежегодные отчеты о работе по предупреждению торговли людьми.
Подводя итоги проделанной работы за последние годы, Бельгия имеет следующие результаты в борьбе с эксплуатацией проституции в стране.
В последние годы торговля людьми тесно связана с проблемой нелегальной иммиграции. Идет поток граждан из стран не являющихся членами ЕС, в основном из стран Западной Африки и Восточной Европы. Иностранцы, работающие в проституции, готовые пойти на сотрудничество в расследованиях против организаторов торговли людьми, могут рассчитывать на пребывание в Бельгии, не желающие сотрудничать не могут остаться в стране. Если они не желают выехать добровольно, их выдворяют. Новым явлением в Бельгии стало увеличение частной проституции. Здесь преимущественно ведется борьба с подлогом документации и налогообложения. Обширное явление представляет торговля женщинами. Больше  половины жертв сексуальной индустрии моложе 25 лет. Каждая десятая жертва является несовершеннолетней.
Таким образом, в состоянии преступности в Бельгии отражены общие тенденции всей Западной Европы.
Существенным изменением политики государства в отношении к проституции в конце XX века стало признание свободно заниматься договорной проституцией, но наказание за использование эксплуатации проституции, то есть принудительную проституцию.

Б. Проституция в Нидерландах.
С 1 октября 2000 года вступила в силу отмена общего запрета публичных домов в Нидерландах. Это означает, что проституция в этой стране легализована. Сексклубы, публичные дома с витринами, частные дома и предприятия эскорта являются легальным предприятием до тех пор, пока они соблюдают правила муниципалитета.
Легализовав сексиндустрию, Нидерланды стали первой в мире страной, официально рассматривающей проституцию как работу, а отрасль проституции как экономический сектор.
История развития проституции в Нидерландах имеет общие черты с развитием ее в Европе, но имеет и свои, присущие только этой стране, характеристике.
Введение в 1811 году Уголовного Кодекса, который запретил все виды благодеяния в стране, привело к необходимости отменить наказание за занятие проституцией. Осталась только наказуемость сводничества несовершеннолетних, что не разрешало публичным домам использовать несовершеннолетних женщин и пускать несовершеннолетних мужчин. Желание защитить каким-то образом женщин безупречного поведения от принудительного трудоустройства в публичный дом и девушек из деревни, попадающих сюда в качестве прислуги, стало введение статьи, которая обязывала владельцев публичных домов объяснять женщине, что она будет работать в публичном доме.
С введением  Уголовного Кодекса у властей появилась возможность осуществления приучения женщин к дисциплине и контролю над ними. На протяжении всего XIX века все больше появлялось муниципалитетов, в которых надзор за публичными домами и частными  проститутками регулировался в местных распоряжениях полиции, которые, кроме того, устанавливали правила для «работы» проституткой. Если женщина желала работать где-либо проституткой, она должна была обратиться для регистрации, где на нее налагались обязательства, не менее двух раз в неделю проверяться у врача на наличие венерических заболеваний. Если у нее определялось такое заболевание ей запрещали заниматься проституцией до выздоровления. Полиция при этом имела большие полномочия. Женщину, не выполнявшую распоряжения врача, полиция могла доставить в участок, заключить под стражу, или принудить к прохождению медицинского обследования. Самой крайней мерой было заключение женщин в специальный госпиталь или иное принудительное лечение.
Регламентирование проституции, ставшее спорным политическим вопросом в Европе XIX века, не обошло стороной и Нидерланды. Оказавшее влияние на отношение к проституции движение феминисток под руководством Жозефины Батлер  также повлияло  на отношение к проституции.
Был создан в 1884 году Нидерландский союз женщин для повышения нравственного сознания. Участницы движения считали, что государство содействовало греху и подрывало авторитет женщин. Глубокое отвращение к проституции как эксплуатации женщин, сопровождалось теперь фундаментальной критикой мужской сексуальности, экономической зависимости женщин и их бесправия как гражданок общества и жен.
 Брак рассматривался как вид проституции.
Под влиянием аболиционистского движения, регламентация проституции отпала, а затем, в начале XX века, исчезла совсем. Началась обширная национальная кампания за запрет публичных домов, которая увенчалась в 1911 году введением в УК ст. 250 bis (запрет публичных домов) и ст.250 ter (торговля женщинами), которая запрещала эксплуатацию проституток, умышленное подстрекание или содействие разврату.
С развитием второй волны феминизма в XX веке появляются новые взгляды и понятия для обозначения сексуальных отношений. Как в XIX веке сексуальные ограничения определяли тематику общественного обсуждения, так в 60-е годы XX столетия обсуждались требования женщин  в сексуальной автономии, свободе размножения, праве распоряжения своим телом и прочие новые понятия, которые выражались в политических и законодательных требованиях.
В результате, в 80-е годы появляется новый взгляд на права проституток. В результате требований к правам человека и защите проституток определение «проституция как насилие» меняется на определение «насилие по отношению к женщинам проституткам».
В Нидерландах создается организация «Красная нить», которая защищает интересы проституток. Она распространяет в прессе положительный образ профессии и выносит на политическую арену определение проституции как «работы» и «предоставления сексуальных услуг».
Под влиянием новых определений со стороны женского движения в отношении сексуального самоопределения в начале 80-х годов возник первый толчок в государственной политике в области сексуального насилия. Торговля женщинами и прочие виды рабства послужили основными причинами для введения в Нидерландах запрета на публичные дома. В конце XX – начале  XXI веков возникла обратная ситуация. На научной конференции в г. Кейкдейн в 1982 году появилось мнение, что снятие запрета на публичные дома является возможным шагом на пути улучшения жизни проституток и борьбы с торговлей людьми. В 1984 году в «Окончательной ноте о борьбе с сексуальным насилием по отношению к женщинам и девушкам» было введено существенное различие между «добровольной» и «принудительной» проституцией. На основании своего права на сексуальное самоопределение женщины должны были вольно определять проституцию в качестве «профессии». За последние годы эти взгляды стали повторяющейся темой на бесконечном пути к отмене статьи 250 bis. Предметом внимания властей были не только интересы женщин, но и поиск возможностей согласования с муниципалитетами допущения по отношению к проституции и создание соответствующего законодательства.
Новым предложением в начале XXI века является обсуждение социальной и юридической позиции проституток. Проституция рассматривается «как предоставление себя для осуществления действий сексуального характера с третьим лицом за плату».
Новая статья закона 250а, основанная на отличии определения принудительной проституции от добровольной, заменяет старые статьи 250 bis и 250 ter. Закон преследует цель – наказание всех видов насилия, принуждения, введения в заблуждение, злоупотребления и эксплуатации. Закон разрешает муниципалитетам проводить собственную политику в отношении открытия новых предприятий для занятия проституцией, их оборудования и управления ими.
Современные проститутки в Нидерландах заняли более сильную позицию по отношению к государству, презрительное отношение к ним уменьшилось. Социальные условия нидерландских проституток стало более надежным за счет улучшения положения всех женщин. Однако, у нелегальных проституток, попавших в Нидерланды в результате торговли женщинами, положение остается униженным. Однако, новый закон не дает проституткам никаких прав, оставляет без внимания важный вопрос отношений между работницей сексиндустрии и тем, кто эксплуатирует ее «труд».
Прежде всего, проститутка в условиях сексиндустрии обязана добиться социальной защиты согласно трудовому праву. Рабочее место проституток никак не изменилось за прошедшие 100 лет. Не всегда разрешается проституткам отказываться от клиентов, которые не хотят пользоваться презервативами. Существует и в 2000 году, как и в XIX веке ,штрафы за небольшие нарушения, как, например, за то,. что не выбросила пепел из пепельницы. Определение проституции как «труда» позволяет понять, что условия труда современных проституток не отвечают современному видению предприятия сексиндустрии с цивилизованными манерами отношения.
Если исходить из того, что вся работа выполняется добровольно, согласно конституционному праву на телесную неприкосновенность, работница сексиндустрии должна иметь право каждый раз определять, брать определенного клиента или нет. Отдача очень большого процента доходов тем, кто эксплуатирует труд проституток, тоже нуждается в пересмотре. Таким образом,  отмена запрета на публичные дома в Нидерландах не означает коренного изменения жизни и положения проституток. Это только начало изменения статуса проституции в свободном обществе Нидерландов.
В Нидерландах, как и во многих больших городах Европы, есть различные формы проституции. Самая заметная из них – витринная проституция. Явление это в основном голландское. Центр Амстердама во всем мире известен как «улица красных фонарей» в связи с наличием многочисленных витрин с красным светом, в которых женщины представляют себя во всей красе потенциальным клиентам. Витринная проституция появилась после вступления в силу Закона «О борьбе с безнравственностью», который запрещал не проституцию, а возможность ею заниматься». Под витринной проституцией понимается занятие проституцией в видном с дороги месте, где проститутки привлекают клиентов. Чтобы работать в витрине женщина должна иметь действительное удостоверение личности и разрешение на пребывание с правом на работу. Обычно клиент платит 40 евро за один половой акт. Если он желает получить оральный секс, добавляется еще 20 евро. Обычно витрина берется в аренду на 6 часов. Часто женщинам приходится платить за 6 дней вперед. Цена витрины составляет 100 евро за 6 часов. Многие женщины жалуются на то, что их доходы не всегда покрывают арендную плату. Тем не менее, легальная работа в витрине предпочтительнее, чем другие формы занятия проституцией. Хотя эта работа обязывает платить налоги и страховые взносы.
Некоторые нидерландские проститутки считают работу в легальной сфере малопривлекательной из-за налогов, необходимости удостоверять свою личность. После принятия Закона «Об отмене запрета на публичные дома» они обладают правами работников по найму или как частные предприниматели. Распространение информации об этом входит в обязанности муниципалитетов. Другой легальной формой  проституции в Нидерландах является уличная проституция. Уличная проституция имеет зоны занятия проституцией. Так, зона уличной проституции на ул. Теемсвех в г. Амстердаме ,открылась 2 января 1996 года после многочасовых дебатов в муниципальном совете. Исходным пунктом стала мысль о том, что явление уличной проституции в Амстердаме стало свершившимся фактом и возникла необходимость в ее регулировании. Создание таких зон преследовало несколько целей: регулировать нарушение покоя в городе, сосредоточить уличную проституцию в определенных местах и контролировать ее, улучшить безопасность проституток, проводить мероприятия по оказанию помощи и профилактики.
Время работы уличных проституток ежедневно с 21.00 до 03.00. Сначала в зоне Теемсвех работали преимущественно южноамериканские транссексуалы (в основном из Эквадора), в последние годы работают группы женщин из Восточной Европы: Румынии, Болгарии, Албании.
Цена на предлагаемые услуги низка. За оральный секс просят 20 евро и даже меньше. Количество проезжающих через зону машин составляет от 300 до 500 за вечер. В первые годы существования уличная проституция соответствовала тем целям и задачам, которые выдвигал муниципалитет Амстердама. Со временем появились проблемы в самой зоне. Соблюдение общественного порядка в зоне стало проблематичным. В зону уличной проституции внедрилась организованная преступность из стран Восточной Европы. Это сопровождается принудительной проституцией, торговлей женщинами, применением насилия. Многие проблемы были созданы политиками: строже стали  проверки в работе публичных домов, запрет на трудовую миграцию в отношении проституции и отсутствие контроля на нелегальность в зоне уличной проституции привели к тому, что многие проститутки-мигранты без разрешения на работу перебрались на ул. Теемсвех.
Зона уличной проституции в Амстердаме была создана для решения такой проблемы как контроль над здоровьем проституток. Из-за неспокойной атмосферы в этой зоне в последние годы ситуация, связанная с здравоохранением, зашла в тупик. Так по отчетам венерических поликлиник в Амстердаме число заболеваний в зоне уличной проституции значительно возросло. Число заболеваний гонореей в зоне уличной проституции в 2001 году выросло в 3,5 раза в сравнении с 2000 годом (14 против 4), заболевания хламидией составило 46 в 2001 году против 17 в 2000 году.
На основании этого можно сказать, что в зоне уличной проституции имеет место небезопасный секс, без презерватива.
Увеличилась группа проституток страдающих наркотической зависимостью (обычно героин и вареный кокаин). В 2000 году большинство (124 из 182) это были голландские женщины, тогда как в 1989 году голландок в этой группе было только  100 человек.
В зоне уличной проституции, предположительно, имеются факты торговли женщинами, но эта позиция не изучается. В Нидерландах есть статья, содержащая инструкции, касающиеся иностранцев, жертв торговли, которым предоставляется некоторая защита, но женщинам, которые были выдворены посредствам массовых операций полиции, не была предоставлена возможность сделать заявление о торговле женщинами.
Кроме витринной и уличной проституции в Нидерландах имеют формы платного секса в публичных домах и сексклубах, через бюро эскортов в гостиницах, а также женщины, работающие дома или на нежилых нижних этажах высотных домов. Также существуют специфические клубы и бюро эскорта для юношей и мужчин, работающих в проституции.
Принудительная проституция чаще приводит к возникновению проблем со здоровьем, чем добровольная.
По результатам проведенного в Нидерландах исследования, проститутки представляют собой единственную группу людей, которые рискуют заразиться венерическими заболеваниями при выполнении своей работы.
ВИЧ также встречается чаще среди проституток, чем среди женщин не работающих в сфере проституции. Достаточно высокая заболеваемость ВИЧ инфекцией наблюдается среди проституток, употребляющих сильнодействующие наркотики. Не все группы проституток в одинаковой степени уязвимы для венерических заболеваний и ВИЧа. Более опытные голландские проститутки реже заражаются венерическими заболеваниями, чем нелегальные мигранты и проститутки, зависимые от сильнодействующих наркотиков.
Во Фландрии появился специфический вид оказания помощи мужчинам и женщинам, работающим в проституции. В ряде городов созданы мобильные бригады, состоящие из врача, медсестры, лицо ответственное за то, чтобы наладить связь и проститутками на их рабочих местах. Такая профилактика содействует повышению уровня здоровья и социального статуса проституток.
Таким образом, состояние проституции в Нидерландах отличается от других стран Европы тем, что проституция переведена в легальное существование, став первой страной в мире, рассматривающую проституцию как работу в экономическом секторе.

В. Проституция в Швеции.
Швеция является самой равноправной страной. В парламенте Швеции 50% депутатов – женщины.
Однако, в отношениях мужчины и женщины существовал значительный диссонанс. Со стороны шведских мужчин применяется насилие к женщинам.
В 1998 году в шведское законодательство было введено новое преступление. Речь идет о повторяющихся преступных действиях со стороны мужчин по отношению к женщинам, детям и другим близким людям. Он может быть осужден за неприкосновенность женщины, или за определенные преступные действия: агрессия, угрозы, сексуальные акты, сексуальная эксплуатация и др. Для осуждения необходимо наличие неоднократного нарушения. Наказание может быть от 6 месяцев до 6 лет.
Проституция в Швеции никогда не была широко распространена. Шведы выступают против любой формы сексуальной  эксплуатации. Проститутки, считают в Швеции, люди не испорченные, а порабощенные. Нельзя допускать, чтобы в обществе одни люди покупали, а другие продавались. Обращение с человеком как с товаром является преступлением. С 1 января 1999 года был принят Закон о проституции.
Закон исходит из того, что проституция является нежелательным социальным феноменом. На основании Закона покупка сексуальных услуг наказывается штрафом в размере от 1 000 долларов до 2 000, либо лишением свободы до 6 месяцев. Этот закон был принят подавляющим большинством голосов (социал-демократами, левыми, коммунистами, зелеными).
Полиция получила средства для применения закона (например, камеры уличного наблюдения).
Закон, принятый в Швеции, расширяет определение  проституции.. В том случае, если сексуальные отношения влекут за собой другие сексуальные акты с применением насилия, такие отношения приравниваются к принудительным.
За несообщение о сексуальных преступлениях налагаются санкции.
Проституция (сексуальные услуги за плату) запрещена. Это наказуемое деяние, охватывает все формы сексуальных услуг. Тот, кто продает сексуальные услуги, как более слабый партнер, не наказывается.
Законодательство предусматривает создание контор по социально-бытовому обеспечению, которые должны помогать обратившимся женщинам в создании необходимых условий жизни.
Увеличивается наказание за увечья, издевательства на работе.
 Кроме этого предусмотрены профилактические меры: финансовая поддержка женских приютов, использование электронной охраны, телефон кризисной службы для жертв женского пола и др.
Таким образом, проституция в Швеции запрещена и наказывается большим штрафом или лишением свободы. Женщины, занимающиеся проституцией, не наказываются.

Заключение.

Развитие проституции в Европе на примере таких стран, как Бельгия, Нидерланды, Швеция, показывает, что борьба за уничтожение проституции продолжалась в Европе в течение нескольких веков. Однако, не было достигнуто никаких положительных результатов. Вся работа была направлена на совершенствование юридических норм и применение их  на практике. XVII – XX века прошли под знаком разработки участников явления и прежде всего женщин, продающих свое тело.
Конец XX и начало XXI века изменил и направление деятельности в отношении проституции.
Вся политическая жизнь Европы совершенствовалась под лозунгами борьбы за права человека.
Этот лозунг стал определяющим и в совершенствовании законности в отношении проституции.
Этот этап продолжается и в наше время. В европейском сообществе обсуждаются проблемы сохранения сегодняшней системы, стоит ли переходить к дальнейшему ужесточению закона  по отношению к клиентам и сутенерам, как это уже сделано в Швеции, существует ли необходимость улучшения социальной защиты, так называемого, регламентирования проституции?
Регламентирование проституции в Европе идет в настоящее время на трех уровнях: законодательном, защите и борьбе с торговлей и эксплуатацией, совершенствование политики в области здравоохранения и социально-бытового обеспечения.
Законодательный уровень имеет пример такого регламентирования в Нидерландах, где предложено считать проститутку работницей по найму или частным предпринимателем, а сексиндустрию – экономическим сектором  с регистрацией и выплатой налогов. В таких случаях повышается социальный статус проституток. Типовой трудовой договор, установленный законом, позволит установить договоренность в оплате, количество рабочих часов, защиту телесной неприкосновенности, как, например, право отказать, представлять определенные сексуальные услуги. Появляется возможность оговаривать санитарные условия, гарантии безопасности и пр.
Проститутки законодательно должны иметь такие же права на социальное обеспечение, как и другие работающие категории в экономическом секторе, подогнанные под их специфические условия труда. Если проститутка желает прекратить свою деятельность, у нее должна быть возможность воспользоваться страхованием на случай безработицы.
Особое внимание о социальном обеспечении заслуживают профессиональные заболевания и производственные травмы.
Эксплуатация в проституции означает, что проститутки должны отдавать сутенеру или владельцу фирмы по предоставлению сексуальных услуг значительную часть своих доходов, кроме того дополнительно платят за пользование инфраструктурой, которой пользуются. Вербовка лиц с целью добровольной проституцией разрешается только тем, кто имеет лицензию. В случае несоблюдения трудового договора или условий эксплуатации владелец фирмы лишается лицензии.
Кроме улучшения политики в области социальной защиты, правительством рекомендовано заняться  реинтеграцией проституток, желающих бросить это занятие, через значительное укорачивание срока  расторжения договора со стороны проститутки и получения пособия по безработице, совершенствование политики в области здравоохранения и социально-бытового обеспечения.
Кроме  разнополюсного отношения к проституции, как в Нидерландах и Швеции, имеется и мягкая регламентация  проституции по типу Бельгии. К таким странам относится большинство стран Европы. Европейское сообщество стремится к четкому осуществлению принятых законов, прежде всего наказание сутенерства, расширению возможностей реализации, проведению политики профилактики по отношению к молодежи, его образованию.
Проституция является следствием экономического подавления женщин и детей в системе существующей эксплуатации. В этом явлении прослеживается наиболее яркая связь между социальным и экономическим неравенством в обществе и преступной экономикой.
Только при ликвидации такого неравенства возможно исчезновение проституции.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



1. Де Вит. Проституция в Амстердаме и последствия городской политики для центра Амстердама. Сообщение. Амстердам. 2003г.
2. Петра де Фрис. Цепи белых рабынь и облагаемый налогом доход работницы секс индустрии. Амстердам. 2003г.
3. Элс Ван Досселар. Проституция в Генте девятнадцатого века. Дипломная работа. Брюссель. 2001г.
4. Проституция в Европе. Сборник. Брюссель. 2004г.