Игорь Смысловский - мемуары Глава 23

Владимир Смысловский
      Очередная ошибка, если не сказать хуже. Ну, что ж, сказали мы, поживем увидим. Но всем было ясно, что театр не может иметь двух руководителей, да еще таких как Таиров и Охлопков. Даже Немирович со Станиславским не смогли мыслить одинаково.

      И вот моя последняя работа в Камерном театре. Охлопков ставит спектакль «Кочубей» в котором предлагаются мне две роли.
В начале спектакля незначительный эпизод, а к концу спектакля - героического комдива с большим горячим монологом, обращенным к толпе. Это была моя единственная встреча с великолепным Охлопковым. На репетиции во время моего монолога Охлопков кричал из зрительного зала «Хорошо! Хорошо!». Ну, что ж, хорошего понемножку...

        Надо сказать, что к этому времени произошло много событий и всего описать невозможно.  Но когда Камерный театр стало лихорадить, Марочка получила приглашение работать в областном театре, где играла прекрасные роли.
Володя Попрыкин покинул его и уехал на сезон в Свердловский ТЮЗ, где подружился с Еленой Юнгер, которую, по приезду в Москву, он ввел в наш дом.

     И сразу завязалась дружба на всю жизнь, которая уже потом перешла в родственные отношения.


       В результате Елена оказалась в своем родном городе Ленинграде и стала женой главного режиссера театра комедии - Н.П.Акимова.
В один из приездов в Москву Леночка Юнгер познакомила нас с Николаем Павловичем Акимовым и он был у нас в доме. Он обратил внимание на портрет Марочки, написанный мной в 1929 году. Он сказал, что актер, который может так рисовать, должен быть хорошим актером и пригласил меня в свой театр, пообещал творческие и материальные блага. Я принял приглашение и в июне 1938 года пришел в кабинет Таирова и сообщил ему о своем намерении. Таиров обнял меня и сказал:
    «Ну, что ж, Игорек, благословляю Вас, Вы идете в хороший театр».  Тогда он видимо прекрасно понимал, что и он недолговечен.

        Проходит лето 1938 года. Живем мы с семьей на даче в Быкове. Все хорошо, все довольны, счастливы, Лешечка носится на велосипеде, а у нас с Марочкой, конечно, волнения о предстоящем будущем.
    Другой город, другой театр, другая режиссура. Как будет? Что будет?  Конечно, молодости свойственно верить в хорошее, но все же волнительно.
Как будем жить на два дома пока?
Как примет меня коллектив, город?


      Много раз мы ездили на гастроли в Ленинград с Камерным театром и всегда были в восторге от него и его великолепных окрестностей - Павловск, Гатчина, Петергоф. А Эрмитаж и Русский музей?
Но мечталось, что все обернется хорошо и будем жить, пользуясь всем этим великолепием.

        Конечно, всякие сложности предвидятся, как-то обмен жилплощадью, вопрос о приработке, который в Москве очень поддерживал нас.
   Правда я договорился на более высшую ставку. В Камерном театре я последнее время получал 425 рублей. А тут буду иметь 630 рублей, т.е. высшая категория, а это надо оправдать и не ударить лицом в грязь. Ну, опять же, расстование с родными, с друзьями.  В общем голова и сердце были заполнены многочисленными волнениями.
     С этим душевным настроением и прибыл я в Ленинград, в Ленинградский Театр Комедии.

       Газета «Советское исскуство» сообщила, что труппа театра пополнилась актерами Э.Гариным и И.Смысловским и ...... началось мое ленинградское бытие.
   Дирекция поселила меня в номер Европейской гостиницы, так что до театра ходу было два квартала по Невскому проспекту. И я начал ходить. Ежедневно.
На репетиции «12 ночи» Шекспира, где мне предложил Акимов Н.П. роль сэра Тоби. Спектакль этот уже шел и роль эту играл Борис Тенин, но он часто отлучался в кинематограф и Акимов решил сделать из меня достойную замену. Об этом он со мной предварительно говорил. Так на первых шагах в городе Ленинграде начались мои "хождения по мукам".

 На фото И.А.Смысловский в одной из ролей