Джексон, Зыкина и музыкальный крест

Лёха Казанцев
Западная культура потеряла М.Д.Джексона – Россия похоронила Людмилу Зыкину.
Кем и Чем явлалась эта певица для миллионов россиян и жителей СССР?
Сейчас множество публикаций в прессе и телевидении ворошат сценическое
и личное белье этой женщины. Выставляют её прошлое на всеобщее обозрение и
осмысление.Житие раскрашено в розовые и черные тона готического арт-кода.
Баяны и ордена, застолья и хороводы перемежаются с КГБ, высокими чинами,
доносами и болезнями. Музыка и Жизнь в черно-розовом цвете.

Я вспоминаю Зыкину 60-70 х годов прошлого века, как непременный атрибут
любой партийно-телевизионной тусовки. Бесконечные ряды безликих хористов.
Бешено прыгающие человечки в казацких штанищах или кружащие по сцене цепочки
чеченообразных манекенов.Среди всего этого великолепия, статично возвышающаяся
грудь Зыкиной или челка Кобзона.Оба поют что-то пафосно патриотичное, изредка
срываясь на псевдонародную песнь со славянским уклоном. Были еще участники,
но они менялись – а эти никогда. Да, еще всегда маячил дирижер, по слухам,
главный мафиози телевидения.Фамилия кажется Силантьев. Вот пожалуй и все
впечатления от музыкального эфира. Конкуренцию этому шабашу составляло радио,
изредка удивляя слушателей очередным опусом Софьи Губбайдуллиной или новой
постановкой детского музыкального театра. Но в основном, это были те же
самые псевдорусские и неопределенно гражданские песни, на слова и стихи
одних и тех же авторов. Вслушиваться в эти песни и пытаться их запомнить,
не было никакого желания.
А одного человека, я вообще ненавидел лютой ненавистью и каждое утро желал
ему долгой и мучительной смерти. Этим человеком был – пианист Родионов.
Помните? - В холодной черноте, зимней уральской ночи,( которая должна быть утром).
В 6 или 7 часов этого времени суток – сквозь сон я слышал отвратительно
бодрый радио-голос -“Доброе утро, товарищи!
Начинаем производственную гимнастику! Аккомпанирует ПИАНИСТ РОДИОНОВ...“
Вот этого -то Родионова я и ненавидел. Это ж надо, думал я.-Такая рань,
а эта тварь уже приехала на радио и сидит перед своим ****ским пианино,
да еще и аккомпанирует! А мне надо вставать и тащиться через весь город
в заснеженном троллейбусе на учебу в школу...
И безнадежно оптимистичные пассажи этого родионовского пианино были чем-то
сродни всем этим „концертам по заявкам“ и врабочим полдням, сдобрым утрам
и другим передачам Гостелерадио. Какая может быть быть любовь слушателей,
если только от одного вида этих хоров, пианистов, танцоров и прочей нечисти,
начинало сводить зубы и ломить виски. Когда при одном только упоминании
имени Пахмутова-Добронравова тут же хотелось блевать и резать вены от
тоски и безысходности.

Одна радость была в то время, это походы с родителями в гости.Там, в этих
самых гостях можно было потрогать и посмотреть зарубежные пластинки.
Чаще всего попадались какие-то 45-ки с большой дырой посередине.
( на нашем VEF Radio, это типа радиола с вертушкой, была чистилка для
пластинок которая одновременно служила муфтой для подобных дисков)
Но вот пластинок-то как раз и не было.
Зато они были у родительских друзей, которым был разрешен выезд зарубеж,
и у которых были дети более старшего возраста, То есть дети, настойчиво
требовавшие с родителей жвачку-джинсы-пластинки.
( напоминаю, что речь о конце 60-х годов)
Вот в гостях я впервые и услышал чарующие звуки эстрадно-танцевальной музыки.
Музыки, настолько отличной от телеэфирной браги, что она как бы и являлась
настоящей музыкой и эстрадой, а все остальное было жутким фоном или шумом
пятен на выключенном телевизоре. ( я намеренно здесь касаюсь только темы
эстрадной или танцевальной музыки, не углубляясь в классичекую или симфоническую)
Там же в гостях, я попробовал жевачку, сигареты, вино и хотелось бы написать
– жэнщин...но это было немного позже и дома. Так вот, музыкальные вкусы
друзей были напрямую связаны с дальностью поездок их родителей.Те из них,
кто выезжал в социалистические страны, привозили не фирменные пластинки
а перепечатки западных исполнителей или их соц-подражателей, изображавших
из себя крутых заокеанских парней и девок.Одним из странноватых
представителей полузапада-полувостока был Дин Рид.Он вроде бы даже пел на
английском языке, что для советских слушателей и исполнителей было редким
явлением.В основном песни звучали на чехословацком- (Карел Готт),
болгарском-(Бисер Киров), румынском, польском ( no to co? ) и даже
венгерском-( Юдит Сюч).Иногда, модный детский журнал „Кругозор“ с дыркой
по центру и гибкими пластинками внутри, пропагандировал песни и музыку
из дальнего зарубежья Хидэку Сайдзе - Япония или Африк Симон из Франции.
Но это было скорее исключение, чем правило. Советская эстрада, перенимая
манеру зарубежных исполнителей тоже пыталась подражать, но уже не западным
а Восточно-европейским коллегам.Некоторым даже удалось кое-что сделать.
Например Эдуард Хиль, довольно живо исполнял твисты и нечто похожее на
рок-н-ролл.(песенки про макароны и электричку) Майя Кристалинская и
некоторые другие“звезды“пели и плясали в ритмах Буги-вуги или Джаза.
Людмила Зыкина к их числу не относилась, она так уверенно занимала
своё место на сцене кремлевского дворца съездов, что складывалось
впечатление будто она никуда оттуда не уходила, и вместе с Кобзоном
и огромной головой Ленина стояла там вечно.

К середине 70-х, ситуация начала потихоньку меняться.Фирма “Мелодия“
Выпустила тройойную пластинку - „Мелодии и ритмы зарубежной эстрады“ -
(1974)там были собраны популярные песенки разных лет, переигранные каким-то
левым оркестром.Особенно всем понравилась композиция „Клумба роз“ - (выпуск2)
(на самом деле -Ring A Ring Of Roses (Curtis))где исполнители дважды
кричали слово *** – и еще в конце, так протяжно,
Ху-у-у-й! Появились первые ВИА. Я сам лично, несколько раз был на
концертах ансамблей „Цветы“, „Магистраль“ ,“Поющие сердца“ и извиняюсь,
„Голубые гитары“. Стали создаваться Рок оперы, стыдливо переименованные
в Зонг оперы - „Звезда и смерть Хоакина Мурьетты“ и „Юнона и Авось“ -
содержание этих произведений не особо волновало слушащую публику,
главным, было наличие электронных инструментов, бас гитар и мощного
ритма.Так же приветствовалось отсутствие духовых - „дудок“.
Если в композиции звучали эти “дудки“, то она уже попадала в разряд
эстрады и ей не было места в рок музыке. То есть отбор был жестким.
Но к концу 70-х, отношение к эстраде поменяли „Итальянцы“. Телевидение,
ставшее вдруг цветным, моментально изменило некоторые концепции
звуковосприятия - оказывается и „дудки“ могут звучать волшебно и
Неанглийский язык, тоже!

А Зыкина и Кобзон по прежнему стояли насмерть на сцене Дворца Съездов.
В окружении хоров и запорожских плясунов с газырями и кинжалами.

Одним из важных событий второй половины 70-х.(1976) хотелось бы отметить
выпуск „Мелодией“ двойного диска „Алиса в стране чудес“. Отличная работа!
Песни и музыка Владимира Высоцкого, плюс юморной перевод Демуровой, сделали эту
пластинку культовой на несколько лет.
А с наступлением 80-х, в стране началось брожение подпольного рока и
брейк-данса. Музыка Новой Волны с запада, в послеолимпийском СССР
завоевывает умы и сердца подрастающего поколения.Свои, доморощенные
рокеры красят лица черным гримом и плюют в приготовленный ужин.
Рок музыка становится массовым явлением, и чем сильнее ее запрещают
-тем яростнее создаются все новые и новые коллективы. Все страшнее
тексты и агрессивнее ритмы. Рок всегда и везде был предвестником перемен.
Там где Рок еще не стал шоу бизнесом, там где он не начал приносить
прибыль и не превратился в музыкальный автомат, там Рок - идеология.
А две идеологии в одной стране существовать не могут.
Людмила Зыкина была продуктом идеологии Марксизма-Ленинизма.
Она сама того не подозревая, была динамиком партийной системы,
призванная олицетворять русскость, народность и родинамать-ность
в одном флаконе.

Я не сомневаюсь в ее таланте и исполнительском мастерстве, но вместе
с тем, выставленная на сцену по каждому партийному случаю, она
ассоциировалась у меня в голове, как часть этой системы, как
лубочно-пряничная картина Социалистического прошлого. Того прошлого,
где навязанная народу народная музыка не была народной, в настоящем,
духовном понимании.Она была лишь пропагандой народности, иконой,
вывеской с лицом Людмилы Зыкиной.

А Майкл Джексон стал музыкальной иконой на Западе только в начале 80-х.
Попса уже вовсю гуляла по танцполам и стадионам, собирая миллионы ( и людей и денег)
Сам я никогда не был поклонником творчества МД, а тем более его фанатом.
Хотя некоторые из его хитов вызывали во мне трепетные вибрации заставляющие
притопывать и поджжукивать в такт музыке. Наибольший интерес у меня
проявлялся при просмотре новых клипов, где большие деньги накладывались
на талант создателей и получалось нечто сверхоригинальное и поразительное.
Используя новейшие технологии видео-компьютерной обработки, продъюсеры и
авторы добились еще одного эффекта – а именно, превратили Майкла Джексона
в виртуального героя с неопределенной сексуальной и расовой принадлежностью.

Он стал неким отражением певца-танцора-исполнителя-инопланетянина и еще
черт знает чего. При этом, вся его личная жизнь была скрыта от людей,
лишь изредка выбрасывалась информация о его очередных чудачествах.
Живые концерты, также были мало похожи на двухсторонее общение с залом
– все наполнено светом и спецэффектами так густо, что личность человека
( МД) буквально растворялась в этом лазерно-газовом тумане.
Трудно было представить себе, что существо искрящееся на сцене, иногда спит,
ест и какает.( спал он в барокамере, ел исключительно таблетки а какал звенящими бриллиантами)

Наверное, Майкл был когда-то настоящим ребенком,
но в какой-то момент,трансформировавшись в спецэффект типа "морф"
(как в клипе „black & white“) он так и застрял в этом положении,
не в силах выбраться в реальный мир. И вот таким виртуальным
героем он  начал жить в видео формате 80-х, 90-х и 00-х годов.
Практически не меняясь внешне,(шляпа, очки, повязки)
в последнее время этот персонаж начал мелькать на страницах СМИ только
в связи с какими-то скандалами и разборками. Уже тогда у меня появились
подозрения, что самого Джексона не существует, и что вся эта возня
связана с тем, что на создание нового виртуального объекта нет денег,
а старый никуда не годится. Технологии – технологиями а за кумиром
должны стоять не только реальные деньги, но и люди; продъюсеры,
композиторы, стилисты, музыканты, аранжировщики, компъютерщики, фотографы,
журналисты ну и сама личность, наконец. То есть Майкл Джексон,
как Michal Jackson, великий и ужасный („Thriller“) умер для меня
еще лет 10 назад.

Не знаю, может быть это и несправедливо, уходить из жизни в 50 лет,
но что бы он мог сделать, проживи еще лет 20-25? Все лучшее, что было
связано с его именем уже закончилось в 90-е годы прошлого века.
И спасибо ему за это. Его вклад в музыкальную копилку человечества
был огромен и оценен по достоинству. Надеюсь,что после физической
смерти, этот человек попал в достойное место – какую нибудь отдаленную
планету в центре галактики, населенную исключительно детьми.

Интересно получается, что два представителя культуры - с Востока Зыкина, и
Джексон с Запада, ушли почти одновременно и будучи абсолютно разными по
всем признакам, у них тем не менее есть одно сходство - они оба, являлись
квинтэссенцией той культурной среды, в которой им довелось жить и работать.
Они были почти что эталонными представителями своих идеологий.
Каждый по своему, и оба вместе, они день и ночь воздействовали на сознание
своих зрителей и слушателей. Но они далеко не последние представители этого
сословия. И на Западе и в России, есть еще немало примеров подобного плана.
Они еще поют и выступают, собирают залы и концертные площадки, звучат по ТВ
и радио, на пластинках и МП3 плеерах, при этом легко и ненавязчиво несут свой
идологический крест на музыкальную Голгофу.