Невыносимая реальность бытия

Ваня Умник
Разговор на кухне за бутылкой водки.

Молодой: В последнее время я много думал над фразой "ты меня уважаешь?" и пришел к довольно своеобразному выводу.

Старый: К какому выводу ты пришел?

Молодой: Вполне возможно, что эта фраза совершенно бессмысленна и нелогична.

Старый: Это почему же?

Молодой: Дело в том, что существует вероятность того, что ты - плод моего воображения, что тебя нет. То есть, как бы это тебе (или себе) объяснить? Когда я задаю вопрос "ты меня уважаешь?", я возможно обращаюсь в пустоту, возможно у этой фразы нет адресата, помимо меня, разумеется.

Старый: Но ведь это глупо. Я ведь знаю, что я существую.

Молодой: Да, но штука в том, что доказать ты мне этого не можешь. Что ты мне ответишь, если я тебе скажу, что тебя создало мое воображение, чтобы я изредка полемизировал сам с собой?

Старый: А может тебя треснуть как следует? Чем не доказательство моего существования?

Молодой: Это ничего не даст. Я решу, что сам себя стукнул или обо что-то ударился.

Старый: Что ж, это любопытно. Меня, впрочем, беспокоит иная проблема. Мне постоянно кажется, что я прожил свою жизнь давным давно, а сейчас лишь вспоминаю ее, причем очень подробно, как-будто проживаю ее заново.

Молодой: Ну, не мудрено. Сколько ты уже на свете живешь? Любой бы на твоем месте предавался воспоминаниями о прожитой жизни.

Старый: Ты не понимаешь. Я не имею в виду молодость, по которой все тоскуют без исключения. Речь идет о каждом этапе, о каждой детали жизни, включая сегодняшний вечер. Возьмем этот наш с тобой разговор. Мне кажется, я почти уверен, что мы с тобой говорим не сейчас, что этой беседе уже много лет, а может много сотен лет, и в данную минуту я лишь вспоминаю ее, вспоминаю тебя, эту кухню, это время...

Молодой: А что же тогда делаю я? Тоже вспоминаю? Выходит, мы вспоминаем вместе?

Старый: Если воспользоваться твоей теорией, то можно предположить, что тебя не существует, существую или существовал лишь я, а ты результат моей фантазии. Так что, вспоминаю только я.

Молодой: Хорошенькое дело. Не успел предложить идею, как меня тут же вычеркнули со страниц истории.

Старый: Это еще ничего. Весь ужас может заключаться в том, что мы оба не существуем.

Молодой: Как это? А кто ж тогда говорит сейчас? Или мы оба молчим?

Старый: А это, кстати, не играет роли, молчим мы, говорим или кричим. Представь себе, что в этом мире ничего нет, кроме хрупкого муравейчика, сидящего неподвижно на камне.

Молодой: Представляется с трудом.

Старый: А теперь представь, что все, что есть в этом мире, включая нас с тобой, живет лишь в воображении этого муравья. То есть, мы, по сути дела, рождены безудержной фантазией муравья. Каково?

Молодой: Жутковато. Но мы ведь чувствуем, что живем отдельной жизнью от муравья. Я вообще не ощущаю никакой связи с этим насекомым. Да кто он вообще такой?

Старый: В этом-то и состоит весь фокус. Какая может быть связь между тем, что существует и тем, чего нет? Только воображаемая. Так что, вполне вероятно, что мы с тобой - плод воображения какого-нибудь крохотного муравейчика, кроме которого в этом мире никого и не существует.

Молодой: Ну, нет. Тогда уж лучше второй вариант. Я предпочитаю вспоминать былое и переживать свою жизнь заново, чем быть скучной фантазией глупого муравья...

Данная беседа могла бы продолжаться еще долго, если бы в этот момент на кухню не зашел человек. Подняв со стола бутылку, он разглядел за ней двух рыжих тараканов, снял с левой ноги тапок и одним шлепком навсегда оборвал разговор о реальности бытия за бутылкой водки.