Игорь Смысловский - мемуары Глава 24

Владимир Смысловский
    Репетировал я очень старательно. По характеру роль была моя, но внешне, понятно, моя фигура была жидковата, но мы надеялись укрепить ее и костюмом и гримом. А пока надо было найти образ, а он не находился. Я применял все известные  и не известные методы работы над роьюyвсе было тщетно. Я начал нервничать. А это еще больше усугубляло мою несостоятельность. Тормозило еще сознание, что эту роль, вероятно, блестяще играет Тенин /я не видел его в этой роли/.
     И я искал какого-то неожиданного решения. Никогда я не был так скован в своей фантазии. Обычно я легко кидался в эксперементы, а тут казалось все мне мешало, а что конкретно - не понимал.

     Работал со мной молодой режиссер, актер Саша Суханов, меня он, конечно, не знал и, естественно, ничем не мог мне помочь. И я заметил, что он как-то скис, вероятно, потерял надежду на удачу.
  Покатились бессонные ночи, мучительные ночи. Что делать, говорил я себе? Что делать? Позор! Пришел артист на высшую категорию, а демонстрирует свою беспомощность!

     Как видно заволновался и Акимов. Предложил мне репетировать в костюме, А костюм мне сшили с огромной толщиной на всю фигуру. Я попробовал, но ничего положительного не появилось. А через четыре дня предполагалось уже мое первое выступление. Моя премьера! Моя первая роль в Ленинграде!
   Что это,катастрофа? - спросил я себя. Видимо, да....
Что будем делать, Смысловский, - спросил я себя!...
 
     Для начала обратимся к Бахусу - предложил и осуществил я.
Поздним вечером сижу у себя в номере. В голове какой-то сумбур. Вспоминаю Апухтина «мысли, как черные мухи всю ночь не дают мне покоя».
  Опять же романсы Чайковского «Ночи безумные, ночи бессонные...»

   Вдруг в голове блестяще острая мысль! Ну, конечно! - вслух сказал я. В чем дело? Кто сказал, что я должен работать в Ленинграде?
   Не выдет - не надо! Завтра же беру билет на Москву и... не поминайте лихом!
Тихо, товарищи! Все просто и ясно и нечего туманить мозги. «Жизнь хороша, печаль здесь не уместна, я милую люблю и милая прелестна».

    Эту цитату очнь любила повторять Марочка. Возможно, до скорой встречи Мурок!
И опять цитата из «Бориса Годунова» - «за утро двину рать!» И освобожденный, тихий  отошел ко сну.
     На утро пришел в театр раньше обычного и в общем в хорошем настроении. Полностью одел костюм. Попросил гримера налепить на мою физиономию все, что полагалось по эскизу. Парик, увеличивающий мою голову, был наклеен нос в тех габаритах и растительность, которая делала меня мордастым. Посмотрел на себя в зеркало и подумал, что пожалуй все так, как надо.

     Партнеры все в сборе. А в зрительном зале оказалось пришел на репетицию Лозинский - переводчик и, конечно, Акимов.
Я начал репетировать.
    Появилась необыкновенная свобода, полное раскрепощение и стало очень легко.   Люди!  Ведь он озорной, беспредельно озорной!  Эпикуреец!
 Я начал импровезировать и в мизансцене завершающий кусок я с необыкновенной легкостью совершил кульбит-колесо.
    Вот оно - Чеховские наставления! Надо верить в себя, что все могу!
У присутствующих эта мизансцена вызвала смешок. А дальше все пошло как по маслу. Закончил репетицию промокшим до костей. Пришел в уборную, разделся. И тут влетают ко мне торжествующие Акимов, Суханов и вместе с ними Лозинский. У последнего глаза сверкали доброй улыбкой и он сказал, крепко пожимая мне руку «Оказывается ведь вот он какой, Сэр Тоби!»
    Мне показалось, что я сейчас расплачусь. Но громкий возглас Акимова: «Великолепно Игорь Алексеевич!» - заставил меня спокойно улыбнуться.

      Свершилось очень важное в моей жизни. Работа над этой ролью и ее результат оказались для меня весьма поучительными.
 Я понял, что необходима не только мышечная свобода, по разделу системы Станиславского, но и психологическая свобода. Надо освобождаться не только от физического напряжения, но и от всяких отрицательных эмоций. Актер должен работать над любой ролью полностью освобожденный от всех и вся. Хоть и говорят в народе «муки творчества», но это не в прямом смысле, ибо муки творчества надо превращать в радость созидания.
   И это в возможностях актера, когда он беспредельно верит в создаваемую им роль.
И это верно, но с добавлением, что верить надо и во все вокруг и уж, конечно, в прилагаемые обстоятельства.
    В работе над «Сэр Тоби» и особенно, когда спектакль уже пошел с моим участием, очень и очень помогли мне одаренные партнеры. В первую очередь Ирина Зарубина, с которой у меня были основные сцены, ну и , конечно, Елена Юнгер, Ирина Гошева, и Павел Суханов.
  Играя эту роль, я радовался жизни. Зритель хорошо принимал, что давало зарядку на дальнейшую работу над ролью.

 На фото - Акимов Н.П.