Х- Мы впадаем в детство поодиночке и группами -? -

Марк Сандомирский
/для студентов и коллег/
Мы живем в меняющемся мире, где все больше взрослых людей чувствуют себя детьми. Почему это происходит?

1. В детство – группами: социологический подход

Шупер (2002): Произошла инфантилизация общества, ибо взрослые получили возможность вести себя как дети, играющие и шалящие под прикрытием своих одителей и за их счет, не обременяя себя сколько-нибудь серьезной ответственностью… При этом роль родителей возложена на «социальное государство».   
   Причины:
; Отечественный традиционный патернализм
; Глобальный тренд = инфантилизм, растущий на фоне:
; ; кризиса института семьи
; ; информационного «груза» цивилизации и массовизации сознания
 
1. Кризис института семьи
; Распад патриархальной многопоколенной семьи ;  нуклеарная семья (родители и дети в одном поколении)
; ; отсутствие примера поведения более старших детей как эталона взросления (создающего зону ближайшего развития и основe обучения путем подражания)
; ; отсутствие адаптивной конкуренции сиблингов и соревнования в атмосфере взаимной поддержки «мы вместе»
; ; отсутствие совместной деятельности со старшими детьми и с взрослыми
; ; отсутствие ответственности за младших детей
; ; нарушение сепарации с матерью (+ феминизация мужчин)
; Длительный период экономической зависимости взрослых детей от родителей
; Стремление «жить для себя», приводящее к отказу от создания семьи (family-free) в разных формах (синглтоны, кидалты, чайлд-фри) 
2. Информационное давление и массовизация сознанияКогнитивная сфера: Иррационализация мышления (взрослый человек начинает мыслить, как ребенок)
; сложность современной жизни, информационная перегруженность, отсутствие ясного понимания
; неопределенность будущего, размывание ориентиров (постмодерн)
; мифологическое мышление (оно же «магическое», вера в чудо)
; антипозитивизм (многое приходится принимать на веру, как ребенку, слушающемуся взрослых, «чужим умом»)
Аффективная сфера: В процессе обучения - развитие левополушарных навыков (переработка словесной и цифровой информации) в ущерб правополушарным (отсюда – эмоциональная некомпетентность, алекситимия)
Поведенческая сфера: вследствие социальной «атомизации» и распада семейно-клановых связей (см. ранее) – нарушение инстинктивного механизма поведения «свой-чужой» («чужих» приходится принимать за «своих»)
; конформизм  («бегство от свободы» по Фромму)
; комплекс неполноценности (по Адлеру)
; нарушения социального поведения (тревоги, страхи)Социальные последствия группового «возврата в детство»
То, что современное общество становится все более «детским», приводит как к негативным, так
и потенциально позитивным последствиям.
Негативные последствия
Консумеризм, потребление как стиль жизни («игрушки для взрослых»)
Подверженность манипуляциям, повышенная внушаемость
Рост душевных расстройствПозитивные последствия
Быстрая обучаемость (детская сензитивность) как ресурс приспособления к технологическим переменам, инновациям Префигуративная культура общества по М. Мид (родители учатся у детей).
 
2. От общества – к человеку: психологический подход
Способность взрослого человека возвращаться в детское состояние заложена в самой структуре личности (по Э. Берну, апдейт модели З. Фрейда).

3 эго-состояния

"Родитель"
Ответственность и уверенность
Доминирование и контроль
Принцип долженствования (Должен!)

"Взрослый"
Практичность
Рациональность
Принцип целесообразности (Могу?)

"Ребенок"
Общительность и любопытство
Эмоциональность
Непосредственность
Принцип удовольствия (Хочу!)

К этой модели  применима метафора «внутренней семьи», где на самом деле только одна внутренняя часть (субличность) связана с действительно «взрослым» состоянием, а две других являются «детскими» - и «Родитель» (старший ребенок), и собственно ребенок (или младший ребенок).








Все эмоциональные состояния – и мгновения счастья, и трагические минуты – связаны с проживанием «детских» состояний. И творчество, и интерес к жизни, и ощущение ее полноты, и открытие нового, и поиск нестандартных решений, и общение, когда оно оказывается искренним, душевным, «интимным».

В описанной модели, инфантильность представляет собой «застревание» в крайних Эго-состояниях (Ребенок, Родитель)
 Это сопровождается нарушением душевного равновесия и социальной адаптации, иначе – нарушением эмоционально-волевой сферы
«Возврат в детство» (регрессия) может быть полезен, если человек способен  контролировать подобное состояние. И наоборот, «возврат в детство» становится механизмом формирования многочисленных проблем, если человек  не умеет делать это сам. И тогда за него это С НИМ это делают другие люди… или психоактивные вещества. 
Контроль «детского» состояния в описанной модели можно представить таким образом, как будто бы «Взрослый» спокойно наблюдает со стороны, не вмешиваясь, пока «детские» части  спорят друг с другом, или играет роль буфера между ними. Это обеспечивает возможность контролировать эмоции, а также доступ к внутренним подсознательным ресурсам, для того, чтобы находить общий язык с подсознанием, советоваться с ним в процессе принятия важных решений.
На практике возможность управляемого «возврата в детство» находит обоснование в представлениях объективных нейронаук (Neuroscience), связующего звена между социологическим подходом (Neurosociology) и психологическим (Neuropsychotherapy)
Мозг взрослого отличается от мозга ребенка не только специфической частью - объемом накопленного опыта (количеством связей между нейронами), но и неспецифической – характером взаимоотношений между «половинками» мозга (сознательным словесно-логическим левым полушарием и подсознательным эмоционально-образным правым) Взрослый мозг способен автоматически переключаться в «детское» состояние. Этому также можно научиться как произвольному навыку «возврата в детство»