Яростная полемика

Юрий Желтов
Всё началось с пушкинской недели, на которой ваш покорный слуга из двух возможных первых мест занял оба. Среди всех мероприятий нашего факультета это оказалось самым противоречивым. С одной стороны: колея этого праздника тянулась весь год, процесс судейства на одном из конкурсов чуть не дошел до драки, а на другом завязался столь оживлённый спор, что Пушкин, наверно в гробу брэйк данс танцевал (я там, кстати, декламировал стих «не для печати»). С другой стороны: на конкурсах чтецов студенты имели наглость читать по бумажке и сбиваться, о спектакле же можно сказать только то, что актёров на сцене было больше чем зрителей в зале. Но в один прекрасный день, аккурат после всех мероприятий на стенде «наше творчество» с литературной деятельностью филологов-разнокурсников появилась распечатка интересного содержания. Она послужила началом оживлённой полемике, в которой участвовал весь факультет. Процитирую Игоря Иртеньева: «Короче, текст такой на этом был листке:».


Пушкинская неделя – взгляд со стороны

Каждую осень, когда все студенты ФФ хмурые и злые (по поводу недели МСК), выдающийся классик русской литературы А. С. Пушкин «переворачивается» в гробу. Вы спросите, какая невидимая пуповина связывает гения и толпу? Ответ – на ФФ проходят пушкинские гуляния! Такая уж сложилась традиция – трепать имя поэта по поводу и без оного. Особливо возмущают народ конкурс чтецов и бездарные постановки спектаклей! Истинные таланты факультета (к коим я себя не причисляю) не принимают участия в этой афёре, а безмолвно взирают на потуги, так сказать творчества своих однокурсников, цель которых – лишний раз запечатлеть себя в памяти преподавательского состава.
P. S. Уважаемая И. Эрмиль! Надеюсь, в этом году Вы не станете марать бумагу своими рецензиями на мою статью.

          О. Бендер


Я почти сразу же вывесил свои мысли по этому поводу.
 

Пушкинская неделя – взгляд изнутри

– Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!

          (Самуил Маршак)

Пишу ответ на разведённую вами антимонию. Каждую осень, когда хмурый (-ая) и злой (-ая) студент (-ка) из-за недели МСК и взбесившихся гормонов сочиняет чёрт знает что, весь творческий авангард ФФ принимает участие в пушкинских чтениях.
Вы, уважаемый аноним, не сподобились подписать свой опус, а это уже говорит о многом, к тому ж не изложили ни одного предложения о решении поставленных вами проблем (во многом надуманных).
Не занимаюсь критикой, (один из моих принципов гласит: незачем проходящему мимо песочницы архитектору ломать домики из песка за неправильную форму и содержание) поэтому пишущих стихи я ВСЕГДА хвалю. Но есть 5 исключений:
1) Критикую тех, кто назвался поэтом
2) Критикую тех, кто напросился на критику
3) Критикую классику (и Пушкина в том числе)
4) Критикую истинно талантливых людей
5) Критикую явную несправедливость

Вы попали в пятую категорию, следовательно, принимайте витамин Г.
Во-первых: нельзя судить о мероприятии, в котором вы не участвовали. Можете, конечно, привести как довод что-то типа: «Блажен муж, не ходящий на собрание нечестивых» (псалом Давида, стих 1.1). Однако в данном случае нельзя быть в выводах столь категоричным (-ой). Я как участник скажу, что в этот раз всё прошло очень оживлённо.
Во-вторых: столь тривиально подмеченная вами тема «эксплуатации имени великого поэта по поводу и без» обсуждалась на повестке дня довольно горячо.
В-третьих: то, что юноши и девушки нашего факультета вместо пьянок и гулянок проявляют творческую инициативу в театральных постановках – здорово! Если же они не так хорошо играют – это не страшно (филологи всё-таки, а не театралы).
В-четвёртых: веди «вечномолчаливых, истинных талантов» ко мне оптом и в розницу. Вызываю всех твоих единомышленников на поэтическую дуэль. Десять ваших лучших стихотворных произведений против десяти моих. Судействовать будут все желающие.
И последнее: с поднятой вами темой (об уважении к преподавателям, переросшем в угодничество) я полностью согласен. Но есть и ещё более глубокий порок – лесть, или нападки в чистом виде, без нотки уважения.
 
P.S. А ссылка на И. Эрмиль, чтобы запутать свои следы, опять же говорит о вашей трусости.

          Желтов Юрий


После моего ответа последовало множество других. Среди них нашлись и сторонники Остапа. Отмечу только три: это призыв преподавателя Жорниковой Марии Николаевны к конструктивному решению поставленных Бендером проблем (каждый был волен вписать на чистый лист свои предложения), затем бездарнейший ответ некой AVE, которая сделала попытку на довольно примитивном уровне сцепиться с моим антиподом и остроумный ответ Елены Титовой – моего товарища по цеху. Следует отдать Бендеру должное: он (она), сам (сама) того не понимая, открыл (-а) многие накопившиеся трудности и противоречия нашего вуза.
Единственное же что меня угнетало в тот момент, это то, что я стал героем деканата, пай-мальчиком, хотя я боролся не за его права, а за истину и наши интересы просто совпадали. Но тут, очень кстати, О. Бендер выдал (-а) интересный ответ.


Сеанс чёрной магии с полным разоблачением

«Шествующим во славе
след идёт зависть»

          Сократ.

Нда… Без особого удивления прочёл отклики на статью, ах, сколько внимания, сколько критики на мой скромный опус, ещё раз убеждаешься в нетленности библейского изречения: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями, чтобы они не попирали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас». Чего только не советовали, как только не оскорбляли. Silentiun vedetur confessino – молчание равносильно признанию и с самого начала поспешу расставить все точки над Ё, и посвятить первые строки моим «обожаемым поклонникам». Для начала хочу ответить таинственной AVE, которая даже не удосужилась внимательно прочесть мой краткий опус. Знаете, у горцев существует такая древняя мудрость: «для того, чтобы узнать настоящую цену человеку, нужно спросить у 7:
1. У беды
2. У радости
3. У женщины
4. У сабли
5. У серебра
6. У бутылки
7. У него самого».
Сразу же напрашивается вопрос, а кого спросила AVE? Бутылку!? Так и хочется сказать, но не скажу, ведь что может быть достойнее, чем стоять выше злословия? А печаль свою  я топлю не в пиве, милочка, а в стихах, которые предназначены не для массового звучания. И тут приходит на ум пословица: «по себе посудишь – не ошибёшься!» AVE, не надо судить всех по себе. Судя по вашей статье, Вы страдаете множеством комплексов, а ведь от них надо избавляться! Далее по поводу высокоуважаемого товарища Желтова, который дерзает именовать себя поэтом. К этой «выдающейся персоне» так и хочется отнести слова Ш. Петефи, хотя Юрий возможно и не знает кто это и, наверное, впервые слышит это имя, цитирую: «Нет злее поэтов неудачников!». И дуэли ваши, Юрий, это всего на всего ещё один шанс самоутвердиться и доказать не доказуемое – Вашу гениальность! А успехи в журналистике у вас, господин Желтов, видимо, не блестящие, раз Вы не можете дать жанрового определения моей статье, и называете её «чёрт знает чем!» и на каком основании считаете свои стишки оригинальными и неподражаемыми? Истина такова, что правды никто и никогда не любил, начиная с античности и до наших времён.
А вот вам мои конкретные предложения:
1. Обсуждение постановки спектакля с выявлением достоинств и недостатков постановки;
2. Проведение викторин и конкурсов, связанных с жизнью и творчеством поэта;
3. Аудитории, предназначенные для проведения мероприятий оформлять в соответствующем стиле.

P. S. Таким образом, Великий комбинатор добился поставленной цели – маски сорваны и занавес опущен…


Мой второй ответ был уже не более чем соревнованием в остроумии. И я не заставил себя долго ждать.               


Демонологический оккультизм древних марсиан*

Когда порою, без толку стараясь,
всё дело бесталанностью губя,
идёт на бой за правду бесталанность –
талантливость, мне стыдно за тебя.

          Е. Евтушенко.

Всенемогущий, заочно самопрославленный Остолоп Бандерас, – я приветствую тебя!!! (Если уж перешли на фамильярность.) Пишу тебе, ОБЗАВИДОВАВШИСЬ – это дань внимания твоему эпиграфу, от лица (или морды) всех презираемых тобой свиней и псов, ногами коих попираема некая «святыня». Извини что без латыни. – Даже в рифму получилось!.. Мы ж языков не изучали… Нам бы полаять, похрюкать, да растерзать кого-нибудь на досуге. Сочувствую. Уж столько тебе от нас, фарисеев, пришлось вытерпеть: и советовали, и оскорбляли, и совестили. Не мудрствуя лукаво, скажу: за что боролся, на то и напоролся. Было бы удивительно, если б за твой «подвиг» тебе вручили нобелевскую премию, тонну тульских пряников и именной пистолет.
AVE – AVОЙ, а правда – правдой. Ты решил, «стоять выше злословия» – весьма похвально, но ещё похвальней – не хвастать показной скромностью. Заврался, батенька, сам себе.
По поводу высокоуважаемого товарища Меня, (хотя свинья Остапу Бендеру – не товарищ, хрю-хрю) всё обстоит так: я – поэт, а ты – неправ. Дело в том, что я далеко не тот неудачник, которым ты, цитируя Ш. Петефи, меня выставляешь. Мне приходиться много работать над своими стихами, жить ими. Никогда ещё в поэтическом турнире я не занимал ниже второго места, а подобных конкурсов было мно-о-ого!.. Всё вышеперечисленное конечно не критерии гениальности, как названные тобой оригинальность и неподражаемость, однако «…это кое-что да значит». – Тоже кое-кого процитировал, но не хочу утомлять встречным списком громких имён, которые тебе не довелось услышать.
Моя дуэль – не самоутверждение, а вызов несправедливости. Ты все-таки боишься выйти на свет – значит это не бунт, а саботаж. Но вызов остаётся в силе. Если трусишь только перед преподавателями – можешь подойти ко мне со стихами и испытать своё мастерство. Обещаю не выдавать секрета никому, но намереваюсь сбить с тебя на дуэли всю спесь.
И твой иронический опус – не критическая статья, а манифест тщеславия.               
Теперь о главном – о поэзии. Если, по-твоему, стихи «предназначены  не для массового звучания», то в чём их полезность? Может быть, я чего-то не понимаю, но суть творчества – самоотдача и искренность. Найти во всём недостатки – легко, попытаться ж победить эти недостатки – высшая доблесть. Признать свои ошибки тоже не просто. Желаю тебе и в первом и во втором преуспевания.
И, наконец, о том, что я думаю по поводу ваших конкретных предложений:

1. Обсуждай на здоровье!                |
2. Организуй, сколько влезет!          >  А мы обязательно тебе поможем!!!
3. Оформляй, хоть до посинения!   |


P.S.

     Никакой ты не великий,
     а обычный провокатор.
     Маска лишь к тебе прилипла,
     безнадёжным компроматом.
     Рад, что глупостью прославлен? – 
     Ею, кстати, ТЫ опущен,
     а не занавес! И кстати,
     всё ж, куда девался Пушкин?..   
            
*Было сложно придумать что-то более нелепое, чем название второго твоего труда.
   
Вне ответа

Выражаю сердечную признательность Лене Титовой за свежий подход к проблеме. Кто бы, что не говорил, я на твоей стороне. Кроме того, благодарю Жорникову Марию Николаевну за конструктивное решение – задействовать листок с предложениями студентов.      

          Желтов Юрий


Поскольку Лена Титова на тот момент попала в немилость деканата, наша полемика была прикрыта.
Спустя четыре месяца на стенде около женского сортира была вывешена очередная работа О. Бендера, однако, на этот раз под другим псевдонимом. Это была пародия на мой стих «Пишите, поэты…». Мне показалось местоположение «крика души» несколько неудачным. Я сходил в деканат и выпросил у них прежний стенд, после чего вывесил раСЧепятку на всеобщее обоРЗение.


Стрёмный поэт

Пишите, поэты, как пишется,
быть может, и плевел отсеется.
Опять голос Юре слышится –
на озаренье он снова надеется.

Юра, не нужно писать задаром –
нужно любить себя!
Вся жизнь состоит из обманов
и не заметить это нельзя.

Ошибаетесь, Юра, вы часто,
что не стих, то сплошные конфузы.
В том, что газет не читаете
виноваты ли бедные музы?

Пишите, Юра, про женщин,
хотя вам это незнакомо,
Пишите, Юра, о вечном –
цензура оценит вас снова.

И вдохновляйтесь от пустоты,
ведь истина от вас далека.
Очищайтесь через костры
и не косите под дурака.

Не гонись за дешевой наградой,
веди себя прилично, Юра,
и читая жестокую правду,
не гляди ты на мир хмуро!

Пишите поэты с задором,
пишите, поэты, про всё –
куртины и кровли с забором,
пишите про то и про сё.

Вы, Юрий, зажрались от сытости,
но сколько себя не балуй
с такой-то вот самобытностью
день твой наступит последний, буржуй!

          Критик Латунский

 
Очень зацепило не то, что он (впредь я решил обращаться к нему (ней) в мужском роде) меня спародировал и даже не то, что столь неуместно использованные строки Пушкина и Маяковского были направлены в мой адрес, а то, что он так беспардонно коснулся темы моих отношений с женщинами. Это был удар ниже пояса, но цели Бендер достиг – я рассвирепел не на шутку. В тот же день был написан стих, в котором я столь же мерзко отозвался о пародисте. Однако декан, что меня обескуражило, запретила мне вывешивать ответ на стенде из-за нескольких грубостей, адресованных Остапу (что не помешало мне благополучно пустить стих по рукам). Именно тогда от декана я узнал сакральный смыл слова эксгибиционизм. Впоследствии она оказалась права, посоветовав мне не идти на поводу у обидчика, а успокоиться и собраться с мыслями. Но я приведу ниже текст моего первого стиха. 


Плевок в бездушье

Простите за банальности
и пошлости в завязке,
но я от популярности
пустился в свистопляску
и постараться рад для всех,
пусть проберёт вас до костей.
Говяжее
говно жуя
Латунский шел себе куда-то.
Случайные прохожие
в него стреляли из рогаток.
И он в душе надежду грел,
что вступит в спор со мной на равных
Но это, право, тяжкий грех,
за что я праведно караю.
Раз повод дан,
я очень рад
позабавляться остроумьем. 
Ну что, духовный наш кастрат,
как вам на вкус и цвет глазунья?
А то у вас ведь глаз-алмаз
и аппетит как у коровы.
Как я сегодня напоказ
такими символами крою!!..
И непременно раскрою!
Да-да от края и до края.
И обесчестив ваш дебют,
пойду опять играть мирами.
А вы, дорогою своей,
говяжее говно смакуя,
в своём духовном меньшинстве,
уйдёте, злобствуя втихую.
Я вот с чего хочу начать:
ваш стих наивен, как частушка
и им вы тщились обличать
мою возвышенную сущность?!
Ну ладно стих, пёс с ним, а суть?
Вы склочник,
сплетник,
показушник.
И вдруг решили посягнуть
своею пошлостью на ушлость?..
Но я вас даже не виню.
Нет, я вам очень благодарен –
послушайте, как я пою! –
спасибо, братец, за подарок.
Какой восторг! Какой пиар!
Да, вам такое и не снилось!
Я снова верный друг пера –
мятежный пробуждённый лирик.
И я бы вас расцеловал,
не будь вы столь говноопасны.
Летят «слова, слова, слова»
различной смысловой окраски.
Но вы простите старика,
мой драгоценнейший завистник.
Не всё ж частушки мне стругать
и заниматься онанизмом.
Довдохновев до этих строк,
я с ними вас и поздравляю,
мой бездуховный остолоп,
в латунной маске негодяя.
Меня же перевдохноветь
вам не удастся ни на йоту.
В духовном вашем меньшинстве,
меня вы даже не поймёте.
Куда вам, смертным говнюкам,
до ангельского песнопенья…
Ваш гонор, надо полагать,
вы цените как вдохновенье.
Таков болезненный итог
навязанных переоценок.
Ведь я – поэт, а ты – никто.
Прими мышьяк, как панацею.

          Юрий Желтов


И вот настал исторический момент официального разгрома. После такого уже не поднимаются.


Лирическая сатира посвящённая анонимному критикану

Пришла весна на смену зимней стужи.
А Бендер снова очень-очень зол
и ищет на кого бы гнев обрушить –
угрозой ли, осеннею грозой?.. –
Осеннею – и это не ошибка,
тогда ты был активен в первый раз.
Весна и осень – в это время шибко
у психов… Хотя это не про вас.
Ах, милый Бендер, мне вас не хватало.
Как вы живёте? Как ваша семья?
Зачем ты изменил инициалы?
Ты это сделал очень даже зря!
Простите, я на «ты» опять сорвался.
Но вы ж меня не станете казнить,
бездарного такого голодранца?..
Ну, вот и славно. Избежим резни.
Благодарю за скромную рекламу.
Такого я и впрямь не ожидал.
Теперь я популярней Далай-Ламы,
хотя, увы, всё так же неженат.
Остап-Остап, вы стали очень скромным –
приклеить стих в укромнейшем из мест…
Ведь если так продолжится, то скоро
исчезнет к вам всеобщий интерес.
И будете в чулане, иль в сортире
вывешивать бессмертные труды.
А вы бы у декана попросили,
чтоб выбили вам стенд под ваш порыв…
Нет, лучше сцену… точно – лучше сцену!
И будете всех смело обличать.
А я с вас буду пыль снимать пинцетом
и лимонад холодный подавать –
ну, точно как Владимир Маяковский
(который буржуинов угощал).
Я ж даже ради вас к декану в гости
раз заходил. Не бойтесь, не стучать.
Они ж сорвали гордость ваших бдений –
продукт бессонных творческих ночей.
А я, хоть и хронический бездельник,
вернул сие для страждущих очей.
Пародию мне вашу изначально
как флаг носить хотелось пред собой,
но, как бы это ни было печально,
на стенд переместил, на центровой.
Всему виной проклятая гордыня,
ведь вы мне посвятили целый стих
и я не смог его банально стырить,
не просветив студентов остальных.
Ещё у вас слаба местами рифма
(но я-то знаю что тому виной –
монументальных мыслей ваших рифы
с размером строк не вяжутся порой).
Презрев филфак, Остап стоит надменно,
как в кандалы закованный Спартак.
Но, выход есть: советую немедля
перевестись Остапу на спортфак.
Но место есть ещё, где разрешают
быть Бендером, Латунским… да хоть кем –
царём, врачом, охотником, пожарным,
евреем, турком. Полный апогей. 
Да нет, не там… Вы любите театр?
Я вам о нём сейчас и говорил,
наверное, слегка витиевато,
всей скудностью своих дешевых рифм.
Но я старался, как это ни странно.
Слегка перестарался? – ну и пусть.
Ведь вы у нас герой, а я эстрадник.
Вы мудрый старец, я же карапуз.
Но смею ждать от вас ещё ответа,
доколе не разучитесь писать.
Навеки ваш – стрёмнейший из поэтов
(но это лучше, чем герой писак).

P. S. Не вздумай даже мыслить о реванше.
Клянусь тебе, всё будет точно так же.

          Мастер
 
   
Мои  предположения оправдались. В следующем послании Латунский объявил, что он Бендер, признался, что ненавидит наш факультет, пообещал разоблачить себя на выпускном, предположил, что мой талант иссяк на лирической сатире, короче ударился в низкопробную похабщину, тем самым признав своё поражение.   
На подобное дерьмо я отвечать не стал и вообще потерял интерес к персоне Остапа. Да и со стороны деканата ему в письменной форме напомнили о статье 25 БГУ, которая не позволяет поведение студентов, кого-либо оскорбляющее. Хотели даже вычислить его, чтоб отчислить.
После это событие промусолили в нашей газете. Так вот всё и закончилось.