Предупреждение геноцида. Программа нашего Храма

Храм Памяти Жертв Геноцида
Предупреждение геноцида
Необходимость предупреждения геноцида и наказания ответственных за него вызывала обеспокоенность международного сообщества с момента окончания второй мировой войны. В Конвенции о геноциде, принятой в 1948 году, геноцид в соответствии с международным правом является преступлением (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него). В соответствии с этой Конвенцией совершение геноцида, заговор с целью его совершения, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; покушение на совершение геноцида и соучастие в геноциде является преступлением.

В настоящее время этот закон является обязательным для всех правительств, независимо от того подписали они эту Конвенцию, или нет.

Несмотря на наличие этой Конвенции, с момента ее существования были совершены массовые злодеяния, в частности геноцид в Руанде в 1994 году, что подчеркнуло неспособность мирового сообщества на практике предупреждать преступление геноцида.

В ответ на такую коллективную несостоятельность, и, стремясь учесть опыт прошлого, в 2004 году бывший Генеральный секретарь Кофи Аннан изложил план из пяти пунктов по предотвращению геноцида. Этим планом, в частности предусматривалось создать пост Специального советника Генерального секретаря по предупреждению геноцида, мандат которого предусматривает осуществление функций механизма раннего предупреждения в отношении потенциальных ситуаций, которые могли бы привести к геноциду.

См. более подробный материал о предупреждении преступления геноцида и наказании виновных в его совершении.

Основные сведения о геноциде
Геноцид не осуществляется неожиданно или без предупредительных признаков. Это, в действительности, является преднамеренной стратегией. Последствия геноцида ощущаются за пределами границ затронутого государства, поскольку он оказывает негативное воздействие на защищенность и безопасность прилежащих районов.

Последствия геноцида для будущих поколений действительно огромны.

В настоящее время такие последствия геноцида в Руанде по-прежнему ощущаются в многочисленных проявлениях как внутри страны, так и в соседних государствах, в частности, в восточных районах Демократической Республики Конго.

Предупредительные признаки геноцида
Специальный советник по предупреждению геноцида в сотрудничестве с другими экспертами по геноциду составили перечень предупредительных признаков, свидетельствующих об опасности геноцида или других злодеяний в стране. Вот эти признаки:

в стране существует тоталитарное или авторитарное правительство, в котором власть контролируется лишь одной группой;
страна либо находится в состоянии войны, либо в ней существует беззаконие, и в этих условиях могут начаться массовые убийства, которые могут быть не сразу замечены или легко задокументированы;
одна или несколько национальных, этнических, расовых или религиозных групп становятся объектами дискриминации или объявляются виновными в нищете или иных серьезных социальных проблемах, существующих в стране;
распространено убеждение или идеология, согласно которым члены такой целевой группы объявляются «недочеловеками». Происходит их «дегуманизация» и оправдывается насилие против них. В средствах массовой информации и на митингах распространяется информация, пропагандирующая такие взгляды («средства массовой информации, разжигающие ненависть», «послания ненависти»);
усиливается терпимость к нарушениям прав человека представителей целевой группы, либо уже отмечались случаи геноцида и дискриминации в отношении этих групп. Это порождает уверенность в том, что если прежде никого не привлекали к ответственности за геноцид, то и теперь это может сойти с рук.
Международная неправительственная организация «Дженосайд уотч» определила восемь периодов, предваряющих геноцид, в течение которых, по ее мнению, могут быть приняты превентивные меры.

Что вы можете сделать для предупреждения геноцида?
Хотя, как может показаться, один человек не в состоянии сделать многого для того, чтобы не допустить возникновения геноцида, особенно в местах, расположенных далеко от места нашего проживания, есть возможности внести свой вклад в своей общине, пропагандируя терпимость и соблюдение прав человека, а также просвещая других о предупредительных признаках геноцида.
См. дополнительно как вы можете помочь предупредить геноцид.

Предупреждение геноцида: что вы можете сделать?
Может показаться, что один человек не в состоянии много сделать для того, чтобы не допустить возникновения геноцида, особенно в тех местах, которые расположены далеко от места нашего проживания. Все же есть возможности внести свой вклад в своей общине, пропагандируя терпимость и соблюдение прав человека, а также просвещая других о предупредительных признаках геноцида.

Помогайте обучать других тому, как распознавать признаки геноцида
Содействуйте выявлению и преданию огласке любых случаев нарушения прав человека (в том числе изнасилований) в своей стране
Содействуйте просветительской деятельности в своей общине по вопросам поддержки жертв изнасилования и сообщайте о мужчинах, которые насилуют и жестоко обращаются с женщинами, в том числе со своими женами
Оказывайте поддержку войскам по поддержанию мира в вашей стране, разъясняйте членам своей общины причины, по которым они здесь находятся, сообщайте о любых случаях злоупотреблений, в которых замешаны миротворцы, в ООН и местным властям
Требуйте от избранных вами политических деятелей, полицейских, судей, военнослужащих и местных руководителей честного и ответственного исполнения своих обязанностей в полном объеме
Содействуйте обеспечению того, чтобы все люди, включая малые группы меньшинств, а также женщины могли в полном объеме участвовать в политической, экономической и общественной жизни вашей страны
Содействуйте обеспечению того, чтобы в тюрьмах в вашей стране были созданы человеческие условия, чтобы заключенные обеспечивались питанием и питьевой водой, и чтобы их жизням ничто не угрожало
Поддерживайте ваши местные средства массовой информации — помогайте журналистам выступать честно и открыто
Привлекайте средства массовой информации к ответственности за размещение материалов, сеющих рознь и вражду, сообщайте о подобных случаях в ООН, хвалите журналистов за хорошие материалы.
 
Выступление Генерального секретаря ООН
в Комиссии по правам человека по случаю
Международного дня памяти о геноциде в Руанде в 1994 году

7 апреля 2004 года



Г-н Председатель,

Ваши Превосходительства, дамы и господа,

Хорошо, что мы вместе соблюли эту минуту молчания.

Мы никогда не должны забывать нашу коллективную неспособность защитить по меньшей мере 800 000 беззащитных мужчин, женщин и детей, погибших в Руанде десять лет назад.

Такие преступления нельзя повернуть вспять.

Такие неудачи нельзя исправить.

Мертвых нельзя вернуть к жизни.

Так что мы можем сделать?

Во-первых, мы все должны признать нашу ответственность за то, что мы не сделали больше для предотвращения или прекращения геноцида.

Ни Секретариат Организации Объединенных Наций, ни Совет Безопасности, ни государства-члены в целом, ни международные средства массовой информации не уделяли достаточного внимания надвигающимся признакам беды. И еще в меньшей степени мы принимали своевременные меры.

Когда мы вспоминаем такие события и задаемся вопросом «почему же никто не вмешался?», мы должны адресовать этот вопрос не только Организации Объединенных Наций или даже ее государствам-членам. Претендовать на неведение не может никто. Все, кто играл хотя бы какую-то роль в мировых делах в то время, должны спросить: «Что еще мог я сделать? Как я буду реагировать в следующий раз — и что я делаю сейчас , чтобы уменьшить вероятность того, что будет следующий раз?".

Эти вопросы, пожалуй, в большей мере, чем любые другие, занимали мои мысли с тех пор, как я стал Генеральным секретарем. Если говорить о том, какое наследие я хотел бы больше всего оставить своим преемникам, — так это Организацию, и лучше обеспеченную для предотвращения геноцида, и способную принимать решительные меры для его прекращения, когда предотвращение не достигает успеха.

Многие из моих действий в качестве Генерального секретаря предпринимались именно с учетом этого. Однако я знаю, что моих усилий недостаточно. Угроза геноцида остается устрашающе реальной.

Поэтому в качестве единственного достойного мемориала, который Организация Объединенных Наций может воздвигнуть тем, кого ее бездеятельность в 1994 году обрекла на смерть, и в соответствии с тем, что было рекомендовано в 1999 году в ходе независимого расследования действий Организации Объединенных Наций во время геноцида в Руанде, я хочу сегодня объявить о Плане действий по предотвращению геноцида, охватывающем всю систему Организации Объединенных Наций.

Позвольте мне резюмировать этот план по пяти разделам.

Во-первых, предотвращение вооруженных конфликтов.

Геноцид практически всегда происходит во время войны. Даже самые терпимые люди, как только они начинают воевать, относят некоторых из своих собратьев к категории врагов, приостанавливая при этом действие табу, запрещающего преднамеренное убийство человека. И почти во всех случаях они соглашаются с тем, что мирных жителей можно также убивать или калечить, независимо от того, какие усилия прилагаются для ограничения так называемого «побочного ущерба».

Если только мы не проявим крайнюю осторожность, это может стать началом быстрого падения в иную моральную сферу, в которой целые общины называются врагом, а их жизнь не ставится ни в грош. А отсюда всего лишь один шаг до реального и предумышленного уничтожения этих общин — иными словами, всего лишь один шаг до геноцида.

Поэтому один из наилучших методов уменьшить вероятность геноцида заключается в устранении причин конфликтов.

Поэтому план будет охватывать — и расширять — рекомендации, уже вынесенные в моем докладе о предотвращении вооруженных конфликтов, которые были одобрены и Советом Безопасности, и Генеральной Ассамблеей.

Мы должны помогать странам в укреплении их потенциала по предотвращению конфликтов на местном и национальном уровнях.

Мы должны делать еще больше на региональном уровне для недопущения того, чтобы конфликт в одной стране переливался в другую.

Мы должны уделять больше внимания экологическим проблемам и напряженности в связи с конкуренцией вокруг природных ресурсов.

Мы должны работать совместно с международными финансовыми учреждениями, гражданским обществом и частным сектором для обеспечения того, чтобы молодежь имела возможность для самосовершенствования с помощью образования и мирного труда, с тем чтобы ее не так легко было завербовать в банды грабителей и в ряды ополченцев.

Мы должны защищать права меньшинств, поскольку именно они являются наиболее частыми целями геноцида.

С помощью всех этих — да и других — средств мы должны заняться коренными причинами насилия и геноцида: ненавистью, нетерпимостью, расизмом, тиранией и дегуманизирующими публичными выступлениями, лишающими целые группы людей их достоинства и их прав.

Позднее в этом году я представлю Генеральной Ассамблее всеобъемлющий доклад.

Во-вторых, защита гражданского населения в условиях вооруженного конфликта .

Когда мы не можем предотвратить конфликт, одна из наших самых первостепенных задач должна состоять в защите мирных жителей. Сторонам в конфликте — не только государствам, но и негосударственным субъектам — необходимо постоянно напоминать об их ответственности согласно международному гуманитарному праву на защиту гражданского населения от насилия.

С этим сейчас согласился Совет Безопасности, и система Организации Объединенных Наций занимается выработкой платформы действий по защите гражданского населения. Однако преобразовать ее в конкретные результаты будет нелегко. Во все большем и большем числе конфликтов мы видим, что мирные жители, включая женщин и детей, уже не просто «оказываются под перекрестным огнем». Они становятся прямыми жертвами насилия и изнасилования, поскольку война ведется против всего общества.

Когда же мирные жители становятся целью для преднамеренных нападений, поскольку они принадлежат к той или иной конкретной общине, мы являемся свидетелями потенциального — если не реального — геноцида.

Мы уже не можем позволить себе закрывать глаза на эту суровую динамику. И мы уже не должны думать, что призывы к морали или состраданию окажут большое воздействие на людей, которые преднамеренно осуществляют стратегию убийства и насильственного изгнания.

Вот почему многие из наших миротворцев — миротворцев Организации Объединенных Наций — сегодня уже не ограничены использованием силы только в порядке самообороны. Они также правомочны делать это для защиты их мандата, а этот мандат часто недвусмысленно предусматривает защиту местного гражданского населения, находящегося под угрозой неминуемого насилия.

Свежим примером является конголезская провинция Итури, где этнические конфликты явно могут перерасти в геноцид. В прошлом году ситуация была стабилизирована за счет своевременного вмешательства Европейского союза с санкции Совета Безопасности, а сегодня миротворческие силы Организации Объединенных Наций удерживают местных ополченцев под контролем.

Однако ситуация остается зыбкой, но она отнюдь не уникальна. План требует, чтобы и Секретариат, и Совет Безопасности держали постоянно в поле зрения мандаты и ресурсы всех наших миротворческих сил, особенно с учетом угрозы геноцида, и были готовы оперативно усиливать их, когда возникает необходимость.

В-третьих, необходимость покончить с безнаказанностью .

У нас мало надежды на то, чтобы предотвратить геноцид или успокоить тех, кто живет под страхом его повторения, если люди, совершившие это самое гнусное из преступлений, не привлекаются к ответственности, а остаются на свободе. Поэтому крайне важно, чтобы мы создавали и сохраняли действенные судебные системы, как национальные, так и международные, с тем чтобы с течением времени люди увидели, что никто не остается безнаказанным за такие преступления.

Работая параллельно с руандийской системой правосудия, которая возбудила судебное преследование против многих лиц, совершивших акты геноцида, Международный уголовный трибунал по Руанде вынес исторические вердикты, давшие ясный сигнал тем, кто может подумывать о геноциде в других странах.

Это был первый международный суд, вынесший обвинительные заключения за это преступление; первый суд любого рода, счевший бывшего главу правительства ответственным за геноцид; первый суд, вынесший определение о том, что изнасилование использовалось как акт геноцида; и первый суд, постановивший, что журналисты , которые подстрекают население к геноциду, сами виновны в этом преступлении.

План требует пересмотра работы этого трибунала и других, как национальных, так и международных, судебных органов в плане наказания за геноцид и его пресечения, с тем чтобы мы могли извлечь уроки на будущее. Он требует уделения особого внимания странам, столкнувшимся с конфликтом или находящимся под угрозой конфликта. Он требует бoльших усилий для достижения широкой ратификации Римского статута, с тем чтобы новый Международный уголовный суд мог эффективно заниматься преступлениями против человечности, когда национальные суды не способны или не склонны делать это.

В-четвертых, раннее и четкое предупреждение .

Одна из причин нашей неудачи в Руанде заключалась в том, что до этого мы не осознавали, что геноцид может быть реальной возможностью. А когда он начался, мы слишком долго не могли заставить себя признать его или назвать его своим именем.

Если мы серьезно относимся к предотвращению или прекращению геноцида в будущем, нас не должны сдерживать легалистические споры о том, соответствует ли то или иное зверство определению геноцида или нет. К тому времени, как мы будем в этом уверены, нередко может оказаться так, что принимать меры слишком поздно. Мы должны распознавать признаки приближающегося или возможного геноцида, дабы мы могли принимать своевременные меры для его недопущения.

В этом плане группы гражданского общества могут играть жизненно важную роль. Нередко именно в их сообщениях впервые обращается внимание на грозящую катастрофу — и слишком часто они игнорируются.

Система Организации Объединенных Наций по правам человека также несет особую ответственность. Эта Комиссия, благодаря работе своих специальных докладчиков, независимых экспертов и рабочих групп, а также договорных органов и Управления Верховного комиссара, должна иметь хорошие возможности для того, чтобы давать сигнал тревоги. И действительно, ваш Специальный докладчик по внесудебным казням указывал на многие предостерегающие признаки в Руанде еще за год до того, как произошел геноцид. Увы, никто не обращал на это внимания.

Проблема заключается в том, чтобы целенаправленно обобщать всю эту информацию, так чтобы лучше понимать сложные ситуации и тем самым быть в состоянии предлагать надлежащие меры. В настоящее время все еще существуют заметные пробелы в нашей способности анализировать и использовать информацию, которая у нас есть. План имеет целью исправить это.

Одно решение, которое я уже принял, предусматривает создание новой должности Специального советника по предотвращению геноцида, который будет представлять через меня доклады Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее, а также этой Комиссии.

Мандат этого Советника будет касаться не только геноцида, но и массовых убийств и других широкомасштабных нарушений прав человека, таких, как этническая чистка. Его или ее функции будут следующими:

во-первых, тесно сотрудничать с Верховным комиссаром в плане сбора информации о потенциальных или существующих ситуациях или угрозах геноцида и их увязке с международным миром и безопасностью;

во-вторых, выступать в качестве механизма раннего предупреждения для Совета Безопасности и других частей системы Организации Объединенных Наций;

и, в-третьих, выносить Совету Безопасности рекомендации о мерах, которые надлежит принимать для предотвращения или прекращения геноцида.

Ваши Превосходительства, дамы и господа,

Это подводит меня к пятому и последнему разделу плана действий, который касается необходимости принятия быстрых и решительных мер , когда мы узнаем, что, несмотря на все наши усилия, геноцид происходит или вот-вот произойдет.

Слишком часто, даже при наличии изобилующих предупреждающих признаков, нам не хватает политической воли к действиям.

Все, кто осуществляет геноцид, совершают преступление против человечества. Человечество должно реагировать на это путем принятия мер для своей собственной защиты. Имеющимся в распоряжении человечества инструментом с этой целью должна быть Организация Объединенных Наций, а более конкретно — Совет Безопасности.

В этой связи позвольте мне здесь и сейчас заявить, что я разделяю большую обеспокоенность, выраженную на прошлой неделе восемью независимыми экспертами, назначенными этой Комиссией, по поводу масштабов сообщаемых нарушений прав человека и гуманитарного кризиса, развертывающегося в Дарфуре, Судан.

В пятницу на прошлой неделе Координатор чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций сообщил Совету Безопасности, что «отмечается ряд последовательных преднамеренных действий, направленных, по всей видимости, на достижение конкретной цели: принудительное и долгосрочное перемещение определенных общин, которое можно назвать также термином «этническая чистка»». В своей оценке он исходит из сообщений нашего международного персонала, который работает на местах в Дарфуре и является непосредственным свидетелем происходящего, а также моего собственного Специального посланника по гуманитарным вопросам в Судане посла Врольсона, посетившего Дарфур.

Г-н Председатель, эти сообщения вызывают у меня дурное предчувствие. Какими бы словами международное сообщество ни описывало эту ситуацию, оно не может бездействовать.

По приглашению правительства Судана я предлагаю направить в Дарфур группу высокого уровня для установления подлинных масштабов и характера этого кризиса и обеспечения более широкого доступа к тем, кто нуждается в помощи и защите. Крайне важно, чтобы сотрудники международных гуманитарных организаций и эксперты по правам человека незамедлительно получили полный доступ в этот район и к потерпевшим. Если они его не получат, то международное сообщество должно быть готово принять быстрые и соответствующие меры.

Под «мерами» в таких ситуациях я имею в виду непрерывную цепь шагов, которые могут включать военные действия. Однако последние должны всегда рассматриваться как крайняя мера, которая может использоваться лишь в крайних случаях.

Нам очень нужны четкие руководящие указания в отношении того, как определять такие крайние случаи и как реагировать на них. Такие руководящие указания обеспечивали бы, чтобы у нас не было никакого оправдания для игнорирования реальной опасности геноцида, когда она возникает. Они также обеспечивали бы бoльшую ясность и тем самым помогали бы уменьшить подозрения насчет того, что утверждения о геноциде могут служить предлогом для агрессии.

Серьезная попытка выработать такие руководящие указания была предпринята Международной комиссией по вопросам вмешательства и государственного суверенитета в ее докладе об ответственности по защите. Эта комиссия заложила весьма полезную основу для работы Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, которая, несомненно, не может избежать этого вопроса, размышляя о том, как улучшить нашу систему коллективной безопасности. Я искренне надеюсь, что рекомендации Группы приблизят консенсус, и я настоятельно призываю все государства-члены предпринять подлинные усилия для его достижения.

Однако давайте не будем ждать, пока не произойдет — или уже не начало происходить — самое худшее.

Давайте не будем ждать, пока единственной альтернативой военным действиям не будет тщетное ломанье рук или бесчувственное равнодушие.

Давайте, г-н Председатель, относиться серьезно к предотвращению геноцида.

Только так мы можем почтить память жертв, которых мы вспоминаем сегодня. Только так мы можем спасти тех, кто может стать жертвами завтра.

Большое спасибо!