Как моя бабушка Роза была графиней

Георгий Волков 2
Мою  бабушку  звали  Розалия  Давидовна,баба  Роза. Фамилия  по  мужу  Томпакова,а  девичья-Абрамская. Была  она  из  бедной  семьми. Дедушка  на  одиннадцать  лет  старше  её.Бабушка  была  необыкновенно красивая:вчсокая,стройная,с  тонкими  чертами  лица,с  большими  чёрными  глазами  и  густыми  волнистыми  чёрными  волосами.Такие  лица  изображались  на  старинных  иконах.Известный  художник  приезжал  в  их  местечко,чтобы  написать  её  портрет,но  муж  не  разрешил.У  бабушки  было  два  сына  и  дочь.Младший  сын-Мойсей,высокий,красивый-похожий  на  неё,спортсмен-чемпион  г.Николаев  по  плаванию.Погиб  он  в  18  лет,спасая  тонувшую  женщину.Старший  сын-Давид  в  двадцатых  годах  служил  срочную  службу  в  Туркестане,а  после  увольнекния  из  армии,там  и  остался.Женился  и  жил   в  г.Ташкенте. Дочь  Анна-это  моя  мать. После  гибели  сына ,баба  Роза  была  вечно  напугана.Она  жила  в  постоянном  страхе,волновалась,если  родные  где-то  задерживались.В  её  мозгу  возникали  самые  трагические  картины.Бабушка  нигде  и  никогда  не  работала.Она  была  домохозяйка  в  настоящем  смысле  этого  слова,которое  в  тридцатые-сороковые  годы   звучало  почти   как  ругательство.Слово  домохозяйка  не  вписывалось  в  известный  лозунг-«Кто  не  работает-,тот  не  ест».Весь  дом  держался  на  ней:уборка,стирка,приготовление  еды,покупка  продуктов,шитьё,штопка,глажка-всё  делала  она,занятая с  утра  до  вечера.Бабушка  была  доброй,ласковой,её  отличала  приветливость,безропотность; за  это  её  любили  не  только  родные,но  и  соседи  по  дому.Обидить  её  в  её  беззащитности  было  легко,но  в  то  же  время  невозможно;она  со  всеми  во  всеём  соглашалась.Но,удивительно, она  при этом  всегда  оказывалась  права  и  добивалась  своёй  цели.Она  окончила  всего  четыре  класса,но  была  граматным  человеком,писала,любила  чтение  и  много  читала.  Особенно  она  любила А.П.Чехова  и  еврейского  писателя  Шелом-Алейхом,которого  читала  на  идеше.
Месяца  через  три  после  моего  рождения  отца  перевели  по  службе  из  г.Николаев  в  г.Одессу.Конечно,она  поехала  с  нами.Разьве  могла  она  оставить  маленького  Юрочку-долгожданного  внука. Не  знаю,кто  больше  был  мне  матерью,мать  или  бабушка.Мама  вечно  работала   ,она  только  кормила  меня  грудью,а  всё  остальное  делала  бабушка.Она  три  раза  в  сутки  гуляла  со  мной,обувала,одевала,кормила,купала;она  давала  мне  свою  кровь,когда  я  болел  скарлатиной,корью  и  лежала  со  мной  в  больнице.
В 1943г.  В  пос.Ангрен  я  заболел  сыпным  тифом.Меня  положили  в  больницу  в  палату  со  взрослыми.Тиф  косил  людей.В  палате  почти  ежедневно  умирали  люди,их  накрывали  простынёй  и  уносили  из  палаты.В   палату  никого  не  пускали,а  бабушку  пускали. Удивительно,как  она  добилась  этого.Она  приходила  каждый  день,садилась  ко  мне  на  кровать  в  белом  халате,похожая  на  доктора,и  долго  внимательно  смотрела  на  меня,оценивая,как  я  изменился  за  эти  несколько  часов,пока  её  не  было.Нежными  пальцами  она  чесала  мою  остриженную  голову,было  приятно  и спокойно.Она  подовала  пить  больным,говорила  им  ласковые  слова,  У  моей  кровати   она  сидела  часами,а  потом  уходила  медленной  походкой.-«хХорошая  у  тебя  бабушка,душевная и  людей  любит»-говорил  сосед  по  койке,пожтлой  шахтёр.Он.бедняга,умер  ночью.А  утром,когда  пришла  бабушка,его  койка  была  пуста.Бабушка,молча,подошла  к  окну  и,  по  дрожащим  её  плечам,я  понял,она  плачет.Когда  меня  выписали  из  больницы,я  настолько  ослаб,что  почти  не  мог  ходить.Бабушка  и  дедушка  пришли  за  мной,они  взяли  меня под  руки  и  медленно  повели  в  свой  родной  барак.
После  смерти  дедушки  бабушка  стала  резко  сдавать,она  быстро  старела,превращаясь  в  настоящую  старушку.К  1947г  её  черные  волосы  стали  белыми  и  блестли  как  серебро.Узбеки-торговцы  на  базаре  цокали  языком  и  говорили:»Вай!Вай!.Какой  красивый  белый  голова,серебро. Молодец  Ое(мать)» У  бабушки  начались  боли  в  сердце.В  это  время  вся  семья стояла  на  ушах.Отец  бежал  за  доктором  Гординым,живущим  недалеко  от  нас.Бабушка  не  признавала  никаких  докторов,кроме  доктора  Гордина,который  оказывал  на    неё  магическое  влияние.Он  приходил  со  своим  обшарпанным  чемоданчиком,сутулый,седой,с  аккуратно  подстриженной  бородкой,но  ещё  бодрый  старик.Он  садился  возле  бабушки,брал  в  руки  её  ладонь,нежно  гладил  и  говорил  всега одни и  те  же  слова:»Сударыня!У  Вас  болит  сердце?.Не может  быть! У  Вас  здоровое  сердце,это  просто  нервы,Зачем  Вы  нервничаете  и  расстраиваете  любящих  Вас  людей.Я  выпишу  Вам  капли,таблетки  и  через  день  будите  здоровы.Бабушка  смотрела  на  доктора  влюбленными  глазами  и , счастливая ,улыбаласьДоктор  долго  сидел  у  постели  бабушки.Обычно,дерожа бабушкину  руку, он  рассказывал  необыкновенные  истории,случившиеся  с  ним  за  его  долгую  жизнь.Одну  из  них  я  запомнил.История,рассказанная  доктором  Гординым: «В первую  мировую  войну  я  был  полковым  лекарем.Наш  полк  стоял  в  Польше  в  небольшом  местечке.Я  и  ещё  два  молодых  офицера  снимали  комнату  в  хате  у  одного  крестьянина.Делать  было  нечего,скучно,карты  надоели,всё  пересказано.Электрического  света  нет,крестьяне  даже  не  знали,что  это  такое.Мы  рано  ложились  спать.Однажды,поздно  вечером,я  услыхал  необычный  шум  за  окном.Во  двор  въехала  карета.Запряженная  парой  лошадей с  кучером  в и ещё  одним  человеком  одетым  в  униформу.Потом  раздался  робкий  стук  в  двер .Вошёл  хозяин  хаты,он  низко  кланился  и  заискивающе  говорил:»Да  простит  меня  пан  офицер.До  Вас  гонец  из  имнения  графини  Еланской.О.графиня  Еланская  большой  человек  в  нашей  округе.Это  большая  честь»-«Что  хочет  графиня?»-спросил  я.-«Графиня  заболела,она  просит  пана  доктора  приехать  и  оказать  ей  помощь»  Я  взял  свой  докторский  чемоданчик,вот  такой,какой  стоит  возле  Вашей  кровати  и  сел  в  экипаж.Откормленные  холенные  кони  шли  резво,а  карета  на  рессорах  мягко  катилась  по  сельской  дороге.Через  час  быстрой  езды  мы  подехали  к  имению  графини.Это  был  большой  двухэтажный  дом,впереди  дома  ухоженные  дорожки,клумбы  с  цветами.Верхняя  часть  дома  ярко  освещена.Слуги  встретили  меня  и  проводили  в  огромный  зал.Я  сел  в  кресло  и  стал  ждать.Одна  из  дверей  открылась  и  в  зал  вошла  красивая  женщина  на  вид  около  пятидесяти  лет.»Здравствуйте,господин  офицер!»-поздоровалась  она  приятным  грудным  голосом. «Простите,что  пришлось  Вас  побеспокоить  в  столь  поздний  час.Но  я  плохо  себя  чувствую  и  мне  нужна  Ваша  помощь.» Я  сразу  понял-это  хозяйка  имения  графиня  Еланская.-«Что Вы.графиня!Какое  беспокойство.Оказать  помощь  больному-это  мой  долг.Я  польщён,что  Вы  выбрали  именно  меня  ,в  любой  момент  я  готов  приступить  к  выполнению  своих  обязанностей.»Я  встал,поклонился и  поцеловал  её  пухлую  руку. Я  рассказываю  эту  историю  потому,что  Вы-Розалия  Давидовна  очень  похожи  на  ту  графиню  и  выглядите  даже  красивее  и  благороднее,чем  она.Я  всегда  восхищаюсь  правильными  чертами  Вашего  лица».Бабушка  счастливо  улыбалась,ей  было  приятно,в  эти  минуты  она  жила  в  каком-то   другом  мире.Отец  и  мать  таинственно  переглянулись.
«Садитесь,господин  доктор»-сказала  она  и  села  напроти  меня.Я  тоже  сел.-«Представляете,у  меня  шалят  нервы.Я  стала  плохо  спать.Эта  проклятая  война  отнимает  у  меня  последние  силы.Почему  они  забрали  в  солдаты  пятьдесят  лучших  моих  крестьян.А  если  их  убьют  на  войне.Кто  будет  сеять  хлеб,убирать  урожай.ходить  за  скотом?Это  форменное  безобразие.Я  буду  жаловаться  самому  императору.У  меня  большие  связи  при  дворе»--«Успокойтесь  графиня!»-сказал  я  -«Война  скоро  кончится.Постреляют  немного  и  разайдутся.Ваши  крестьяне  вернуться  домой  и  всё  будет  по-прежнему». –«Дай-то,Бог!.Дай-то,Бог!»-прошептала  графиня.»Разрешите,графиня,я  послушаю  Вас  и  выпишу  Вам  необходимые  лекарства».Мы  вошли  в  её  спальню.Я  послушал  сердце,легкие,проверил  давление,пульс.Графиня  была совершенно  здорова,как  и  Вы.мадам.Я  выписал  ей  успокоительные  капли  и  снатворные  таблетки. Такие  же  лекарства  я  выпишу  и  Вам.милая  Розалия  Давидовна».»Спасибо,голубчик!»-уже  как  своего  поблагодарила  графиня. _» Не  откажите  поужинать,чем бог  послал  в  нашей  глуши.Уже  поздно.Утром  Вас  отвезут  в  расположение  полка».  Я  покланился  и  вышел.
«Немедленно  пошлите  верховых  в  город,в  аптеку.Быстро,тудв и  обратно»-услыхал  я  суровый  с  металичеакими  нотками  голос  графини.По  дому  метались,бегали  лакеи,видимо.на  псарне  завыли  собаки.Через  несколько  минут  тройка  гайдуков  галопом  промчалась  по  дороге  из  имения  и  топот  их  лошадей  ещё  долго  раздавался  в  ночи.  Мне накрыли  стол  в  большой  столовой.Я  никогда  не  видел  такого  изобилия  еды.Видимо, Бог  не  обидел  своим  вниманием  эту  глушь  и  послал  немного  от  щедрот  своих.Чего  только  не  было  на  столе:икра  красная,,чёрная, колбасы,окорока,Поджаренная  курица,соления,грибы,какие-то  незнакомые  салаты,копченная рыба;из  крепкого  французский  коньяк,смирновская  водка,наливки,ликёры,несколько  сортов  дорогих  вин.  –«Да!»-подумал  я –«Если  бы  БОГ  посылал  мне  такой  харч  хотя  бы  раз  в  месяц,я  стал  бы  самым  счастливым  человеком.» Я  неторопливо  ел  это  богатство,выпил  три-четыре  рюмки  коньяку.Потом  прилёг  отдыхнуть  на  диван.Спать  не  хотелось.Я  лежал  и  думал:»Кто  такая  эта  графиня? Какая  она  была  в  молодости,когда  в  этом  доме  гремела  танцевальная  музыка,и она-изящная,стройная,таинственная  и  соблазнительная  кружилась  в  танце  со  щегловатым  усатым  паном?».
Часа  через  два  опять  раздался  конский  топот,забегали  люди.Я  понял,примчались  гайдуки  из  аптеки  с  моими  каплями  и таблетками.Минут  через  тридцать  ко  мне  подошёл  лакей:»Барыня  просят  к  себе»-проговорил  он,кланяясь.Я  зашёл  к  графине.Она  стяла  в  своей  комнате,держа  в  руках  пузырьки  с  каплями  и  пакетики  с  таблетками .Графиня  открыла  дверцы  громадного  шкафа.Все  полки  его  сверху  -донизу  были  уставлены  склянками,пузырьками,бутылочками и  пакетиками с  таблетками  и  порошками.-«Скажите,доктор!»-улыбнулась   графиня.»Разьве я  дожила  бы  до  восьмидесяти  лет,если  бы  выпила  все  эти  лекарства,которые  мне  приписали  Ваши  коллеги-врачи?»  Она  поставила  привезенные  лекарства  на  сободную  полку.С  удивлением  ,я  увидел,что  на  каждой  полке стояла  надпись  года  и  месяца,в  которые  на  неё  положили  лекарства,аккуратные.четкие  надписи.-«Спасибо,поручик!Вы  мне  очень  помогли.Мой  дом  всегда  в  Вашем  распоряжении.Можете  приезжать  в  любое  время.Не  забывайте  старую  бедную  больную  женщину.Внизу  Вас  ждёт  карета».  Я  поклонился  и  вышел.Потом  наш  полк  перебросили  в  другое  место  и  я  никогда  больше  не  видал  этой  таинственной,забавной  графини.»
Доктор  Гордин  закончил  свой  рассказ.Пока  он  говорил,бабушка  лежала  с  закрытыми  глазами.Морщины  на  её  лице  разгладились  и  все  её  лицо выражало  блаженство.Наверное  ,в  эти  минуты  она  представляла  себя  графиней,а  доктора  Гордина-молодым  стройным  офицером.Доктор  выпивл  стакан  сладкого  чаю.Денег  за  свой  визит  он  никогда  не  брал.»С  этой  семьи  я  денег  не  беру,мне  приятно  бывать  у  Вас»-говорил  он,лукаво  поглядывая  на  бабушку.»Мадам! Я  вижу  Вам  стало  лучше.будьте  здоровы!».  Отец  провожал  его  через  весь   двор  и  они  долго  и  любезно  прощались,как  это  было  принято  в  Х1Х  веке.
У  бабушки  была  сестра  на  несколько  лет  старше.В 1908  или1910  годах ,когда  шли  еврейские  погромы,сестра  бабушки с дочерью  и  сыном  эмигрировала  в  Аргентину.Сёстры  переписывались.В  голодные  тридцатые  годы  бабушка  получала  из  Аргентины  посылки  и  письма. В  одном  из  конвертов  была  фотография  красивого  двухэтажного  особняка,а  на  обратной  стороне  фотографии  написано:»Это  наш   дом,Помните,в  этом  доме  всегда  есть  место  для  Вас». В  Аргентине  дочь  сестры  бабушки  удачно  вышла  замуж,а  сын  стал  известным  адвокатом.К 1934  году  переписка  прекратилась.Если  бы  органы  узнали,что  у  бабушки  родственники  живут  за  границей-в  Аргентине,она  автоматически  стала  бы  аргентинской  шпионкой,да  ещё  дочь-сотрудница  особого  отдела,а  зять-командир  военно-морсого  флота.Пострадали  бы  все,а  бабушке  было  бы  обеспечено  лет  15-20  лагерей.В  лагеря  ссылались  люди  за  переписку  с  живущими  за  границей  сёстрами,братьями,тётями  и  дядями.Их  сажали  за  то ,что  они  могли  стать  шпионами.Думаю у     потомков  бабушкиных  родственников  всё  хорошо,а  о  нас  они  думают,что   нас  давно  нет  на  свете.Голод,война,репрессии,разруха  не  многие  семьи  пережили  эти  тяжелые  годы.Связь  перервалась  и  больше  никогда  не  возобнавлялась.
1946-1948годы  были  особенно  тяжёлыми.В  один  из  воскресных  дней  1948 года  бабушка  достала  старый,но  ещё  вполне  приличный  костюм  деда,вычистила,разгладила  и  пошла  на  барохолку  продовать.Вернулась  она  довольно  скоро,вся  сияющая:»Знаете,я  удачно  продола  этот  костюм.Мне  прсто  повезло.Какие-то  молодые  мужчины  купили  костюм,даже  не  торгуясь» В  платочке  у  неё  была  завернута  пачка  денег.Когда  развернули  платочек,в  пачке  денег  сверху  и  снизу
   
  лежали  тридцати  рублёвые  купюры,а  вся  середина  состояла  из  аккуратно  нарезанных  листов  бумаги.Бабушка  не  верила  своим  глазам.»Как  же  так,ведь  я  сама  пересчитала  все  деньги,там  бело  сто  штук  по тридцать  рублей. Боже!  Куда  они  девались? Отец  смеялся:»Розалия  Давидовна!Вам  подсунули  куклу.»--«Какую  куклу!Я  забыла,когда  держала  в  руках  куклу!»--Отец  объяснил:»В  момент  покупки  костюма  Вам  подменили  пачку  денегВот  эта  пачка  денег,вернее  бумаг,которая  у  Вас  в  руках,на  воровском  жаргоне  называется»кукла». Бабушка  заплакала:»Твкой  довоенный  добротный  костюм!»--«Не  плачте!»-успокоил  её  отец.—«Будем  считать,костюма  у  Вас  никогда  не  было,а  на  барохолку  Вы  ходили  просто  прогуляться».Наивной  и  доверчивой  была  моя  бабушка.
Когда  начиналась  подготока к выборам  в  Верховный  Совет  по  квартирам  ходили    агитаторы.Они-то  вобщем   могли  не  ходить,выбрали  бы  того ,кого  наметели  и  без  их  агитации.А  вот  попробуй  не  пойти  на  выборы,будет  плохо.И  партком,и   местком,и  домком-друг  человека,и председатель  участковой  комиссии,и  участковый  милиционер-все  возьмут  тебя  на  заметку,кто  ты  такой,почему  собатируешь  выборы.А  потом,почему  бы  не  пойти  на  выборы.Везде  звучит  музыка,на  избирательном  участке  развёрнута  торговля.Пришёл  пораньше,глядишь  и  отхватишь  чего-нибудь  из  дифицита. Кинул  в  урну  избирательный  билютень  и  спокоен.И  зачем  идти  всей  семьёй,пусть  сходит  отец,проглосует  хором  за  всех  и  порядок.Какая  нам   разница,кого  выберут.Знаем  заранее  самых  достойных,самых  уважаемых,истинных  слуг  народа. Но  бабушка  заявляла:»На  выборы  не  пойду.Я  буду  голосовать  дома  и  только  за  товарища  Сталина,  а  остальные, я  никому  не  доверяю.»  И  что  Вы  Думаете?В  день  выборов  во  двор  въезжала  машина,торжественно  несли  урну  и  избирательный  бюллютень  того  округа,где  кандидатом  был  великий «отец  народов».Бабушка,лёжа  на  постели,опускала  бюллетень  в  урну.Она  выполнила  свой  граданский  долг  и  была  довольна.
Уже  будачи  молодым  офицером и,приезжая  домой  в  отпуск,я  пел  бабушке  под  гитару  современные  романсы  и  популярные  песни.Она  слушала  и  сияние  исходило  из  её  подслеповатых  глаз.Когда  я  кончал  петь,она  доставала  из-под  подушки   остатки  своей  нищенской  пенсии(её пенсия   была  17  руб.)  завёрнутой  в  платочек,вынимала  из  него  пять  рублей:»Это  тебе  на  конфеты и  кино»  Деньги  я  брал,чтобы  не  обидеть  её, а  потом  незаметно  клал  их  на  место.Приезжая  в  отпуск,я  всегда  дарил  её  какую-нибудь  вещицу,она  радовалась  подарку,как  маленький  ребёнок.И  тогда  я  садился  к  ней  на  кровать  и  она  корявыми  пальцами  чесала  ,как  в  детстве,мою  голову.Мне  было  хорошо  и  приятно.Бедная  старенькая   бабушка  умерла  в  1962год  округа,где  кандидатом  был  великий «отец  народов».Бабушка,лёжа  на  постели,опускала  бюллетень  в  урну.Она  выполнила  свой  граданский  долг  и  была  дово гитару  современные  романсы  и  популярные  песни.Она  слушала  и  сияние  исходило  из  её  подслеповатых  глаз.Когда  я  кончал  петь,она  доставала  из-под  подушки   остатки  своей  нищенской  пенсии(её пенсия   была  17  руб.)  завёрнутой  в  платочек,вынимала  из  него  пять  рублей:»Это  тебе  на  конфеты и  кино»  Деньги  я  брал,чтобы  не  обидеть  её, а  потом  незаметно  клал  их  на  место.Приезжая  в  отпуск,я  всегда  дарил  её  какую-нибудь  вещицу,она  радовалась  подарку,как  маленький  ребёнок.И  тогда  я  садился  к  ней  на  кровать  и  она  корявыми  пальцами  чесала  ,как  в  детстве,мою  голову.Мне  было  хорошо  и  приятно.Бедная  старенькая   бабушка  умерла  в  1962году