Малолетний Коммерсант

Виталий Студент Ханин
Есть у меня один знакомый - преподаватель философии. Сидели мы с ним однажды, как это водится в России, на кухне, и он мне стал рассказывать про своих студентов. Один работает на ТВЦ, второго уже полгода безуспешно заманивает к себе «Коммерсант», третий – известный телеведущий. Вот и получается, что новому поколению журналистов уже и учиться не надо – всё-то они уже знают. По крайней мере, семинары моего друга им уже точно, по его словам, не нужны. Мы решили встретиться с представителем этого нового поколения студентов журфака. Сегодняшний герой номера – семнадцатилетний студент второго курса факультета журналистики МГУ Виктор Леванов, а по совместительству, директор коммуникационного агентства «Raindle», которое уже сейчас, всего через год после создания, заставляет нервничать таких гигантов рекламного бизнеса, как «Оптима» и «Инстинкт».

-     Ты решил открыть агентство. Почему?
- Просто я решил, что мне охота заниматься тем, что нравится мне, не получать деньги от человека, а зарабатывать их самому, работать в команде с профессионалами, взаимодействовать с крупными компаниями и при этом получать удовольствие.
- Твоё агентство работает уже год. Какие заказы были самыми крупными?
- Два заказа, которые я как раз веду в данное время.
- Если не секрет, в чём суть?
- Крупная региональная металлообрабатывающая компания, для которой наше коммуникационное агентство разрабатывает фирменный стиль. Заказ очень тяжёлый, потому что это компания - известная на российском рынке, и конкурирующая с промышленными гигантами других стран, с ежегодным оборотом, превышающим два миллиарда рублей.
- Не все наши читатели знают, в чём суть разработки стиля компании. Расскажи поподробнее, пожалуйста.
- Это комплекс услуг, в который входит брендинг (создание логотипов продукции, определение дальнейшего стиля маркетингового управления компании), а также – разработка рекламных роликов и пресс-релизов.
- В чём будет стиль конкретно этой компании?
- Это очень умелое и технологичное копирование урбанистического стиля прошлого века.
- Почему так?
- Данный выбор обусловлен маркетинговым исследованием целевой аудитории, а также соответствует требованиям совета директоров компании.
- Кто стал вторым заказчиком?
- Международная компания с более чем вековой историей, которая занимается консалтингом элитной недвижимости. Для данной фирмы мы разрабатываем уникальный Интернет-проект, не имеющий аналогов на российском рынке медиауслуг. К сожалению, это закрытая информация и находится в стадии согласования с менеджерами компаниями. Поэтому эта информация пока не подлежит разглашению.
- Как ты сумел, будучи шестнадцатилетним студентом первого курса открыть свою компанию? Ведь наверняка не хватало ни опыта, ни знаний…
- Опыт и знания как раз были. Проблемы были в материальных возможностях. Но я перенял опыт зарубежных агентств, в том числе и опыт ведения бизнеса в Интернете с минимальными затратами.
- Почему Интернет?
- С минимальными затратами! Я же всё пояснил (смеется) Вообще, данные технологии потребовали минимального вложения денег и уже через месяц себя оправдали. Поэтому мой подход к ведению рекламного бизнеса можно назвать инновационным.
- Почему никто раньше ничего подобного не делал?
- На это есть несколько причин. Во-первых, большинство предпринимателей в России – это люди старой закалки, которые не привыкли применять новые технологии в своём бизнесе. Для них гораздо важнее сохранить стабильность, не рискуя тем, что у них уже есть. Молодые предприниматели, такие как я, готовы рискнуть своими средствами, вложив их во внедрение современных инструментов развития медиабизнеса.
- Чем они будут рисковать?
- У предпринимателя есть определенное количество денег. Какую-то часть от дохода ты пускаешь в оборот, чтобы деньги работали. Многим предпринимателям гораздо важнее сохранить работоспособность старых технологий.
- Зачем?
-  Допустим, у одного агентства в год есть тридцать заказчиков, на каждого из которых заведена огромная папка, в которую подшивают всяческие документы. Ты оплачиваешь работу двух бухгалтеров, которые документы в эти папки подшивают. Зарплата у них на двоих, допустим, 80 тысяч рублей в месяц. Десять месяцев – 800 тысяч рублей. Есть такая вещь, как интернет-документооборот. В этом случае компании не нужен бухгалтер – просто ты набираешь короткое сообщение, отсылаешь заказчику, он ставит электронную подпись. Это явно удобнее. На то чтобы купить такую штуку, внедрить её, обеспечить ей поддержку со стороны админов, нужно тысяч 500, да, например, сразу внести. Тут предприниматель решает, что ему сделать - либо 800 тысяч отложить на оплату проверенного способа, либо кинуть 500 тысяч в ещё вообще не испробованный метод. Большинство предпочитает бухгалтера компьютеру – последнее – слишком  рискованное вложение денег.
- Почему сейчас другой студент не может сесть и сделать своё коммуникационное агентство – по твоим словам, оно не требует больших вложений. Почему тогда каждый день не появляются новые подобные компании?
- Виталь, а ты спроси, сколько человек умеют делать сайт, логотип, плюс ещё видеомонтаж со всякими эффектами, фото обрабатывать, плюс ещё копирайтинг, плюс ещё основы рекламы, плюс знать маркетинговые инструменты… Обычно это делают несколько человек. И фирму основывают не предприимчивые студенты, как ты думаешь, а какой-нибудь мужик, которому надоело стоять на рынке, и он решил перейти на новую ступеньку! Чичваркин так начинал, кстати, – джинсами торговал на рынке. Он как-то разложил джинсы на полу и предложил людям вытереть об них ноги, чтобы проверить их на прочность. Потом понял: «Блин, какой я умный! Надо создать своё маркетинговое агентство!» Понимаешь, а у него образование какие-нибудь 4 класса… Он у компьютера, наверное, по три часа тупил.
- Хорошо, а откуда ты получил все эти знания? Журфак?
- Я научился… инструментам. Для этого нужен год – полтора, чтобы научиться владению инструментами, ну, не на уровне профессионала, но на уровне – выше любительского. А опыт уже был.
- И это журфак?
- Нет, это не журфак, это самообразование. Занимался я этим сначала просто для души, а потом понял, что это перспективно, и принесёт мне в дальнейшем деньги. Точно принесло бутылку виски от одного из заказчиков (смеётся), да и деньги, в общем-то, уже неплохие приносит.
- Чего ты хочешь добиться? Какова твоя цель?
- Мы пропустим этап «Ура! У меня куча бабла! Пойду куплю себе тачку, поем в «Праге» и зависну в «Раю»», то есть пропустим этап, когда я молодой. А вообще, я хочу обеспечить свою жизнь, занимаясь тем, что мне нравится.
- Есть какие-то знания, которые ты получил на журфаке, и которые тебе уже пригодились?
- Есть, конечно. Любые знания идут на пользу. Например, дизайн, который у нас вела Волкова Вера Витальевна, эти курсы были действительно интересны. Я ещё ходил на курсы веб-дизайна на ВМК… Главное, на журфаке я нашёл крутых чуваков, которые стали моими коллегами по медиабизнесу.

Интервью подготовил Виталий Ханин