Над чем смеялся Хоктуал. VI

Паша Чмут
                VI

  Когда утром археологи покидали гостиницу, они были похожи на лунатиков, и даже не заметили стоящего у двери Крафта. Только Стив, идущий одним из последних, обратил на него внимание.
- Крафт? Что ты здесь делаешь?
- Про вас уже по телевизору говорят. «Банда маньяков с пилами, копьями и гарпунами залезла через окно на второй этаж и убила двух иностранных гостей», каково? – россиянин невесело усмехнулся.
- Ты знал, что он прилетит?
  Крафт пожал плечами.
- Он охотится за вами. Не знаю почему, но он хочет схорониться, чтоб никто про него не знал. А для этого надо убрать свидетелей. Кстати, как там ваш начальник? Хоктуал его, кажись, не тронул, но и здесь его не видать.
- Слушай, давай без намёков. Мне в аэропорт пора.
- Ах да. Вы ведь, кажется, отчаливаете обратно в Америку. В десять часов?
- А ты откуда знаешь?
- Дай угадаю: ваш новый шеф велел вам лететь домой, а сам остаётся здесь. И он не вызвал никакой подмоги, чтобы поймать или угрохать эту страхолюдину.
- Ты его в чём-то подозреваешь?
- Я этого не говорил.
- Послушай, Крафт. Сознаюсь, мы вели себя, как кретины. Даже я тебе тогда не поверил, а ведь ты с самого начала был прав. Когда не хотел спускаться на нижний ярус, когда не хотел открывать крышку, когда говорил, что Хоктуал жив. И если сейчас у тебя есть план, как поймать это чудовище, то скажи, а мы поможем. Ведь это мы его выпустили!
- Не кричи, пожалуйста. Городу не надо знать, кого вы выпустили.
  Они отошли от гостиницы и сели на скамейку.
- Так вот, - сказал Крафт,- плана у меня нет. Но я догадываюсь, почему этот гад так действует.
- Так почему, расскажи!
- Рассказать-то не мудрено, да захочешь ли ты меня слушать?
- До сих пор ты не ошибался.
- Ну ладно, тогда слушай. Не чудовище мы должны искать, а его хозяина.
- Хозяина?!
- Да-да, хозяина. Нашему вонючему другу кто-то помогает. И этот кто-то из вашей группы.
- Шон?
- Может статься. И может, он не один.
- Но зачем ему уничтожать собственную группу?
- Свидетели. Подумай сам: с приручённым Хоктуалом он может горы свернуть, хотя… Скажи, ты хорошо знаешь этого Шона? Может, я зря наговариваю на хорошего человека?
- Я? – Стив задумался.- Я вообще ничего о нём не знаю. Ричард и Шон организовали эту экспедицию, чтобы исследовать дираонские храмы. Они изучают культуру и религию средневековых народов. До этого они с теми же целями ездили по всему миру. Это всё, что о них известно. Но я не думал…- Стив замялся.
- Им был нужен Хоктуал. Это его они искали по всему миру.
- Но ведь Хоктуал – монстр. Ты бы видел, что он натворил в номере! Даже на потолке была кровь! Как им можно управлять?
- Можно при желании. Это, я тебе скажу, целая история. И рассказал мне её не кто-нибудь, а сам Шон. Он тогда был под впечатлением и громко восхищался этой зверюгой. Хоктуал, оказывается, хорошо слышит ультразвук. Верховный жрец культа давал ему команды какой-то пронзительной пищалкой. И у вас тоже была такая ультразвуковая штука.
- Сканер?
- Да. Потом он куда-то пропал.
- Не могу поверить! – американец смотрел на собеседника широко раскрытыми глазами.- Выходит, наш босс – обыкновенный преступник, который хочет получить… супероружие! Что же теперь делать?
- Что делать? Мне – разбираться дальше во всём этом, пока наш учёный друг не отвёз своё супероружие в Америку. А тебе – решать, ты со мной, или с ними. Если со мной, то будем думать вместе, что делать, а если с ними, то дуй в аэропорт. Обычно наши самолёты любят опаздывать, но кто знает, вдруг этот, на Нью-Йорк, вылетит вовремя. За консультацию спасибо, а большего я от тебя не прошу.
  Стив задумался. Решение и в самом деле было непростое. С одной стороны, вся эта затея была смертельно опасна, а выступать вдвоём, без оружия, на такого противника было просто глупо. Но с другой стороны, ничего не делать тоже было нельзя. В Райдере вдруг проснулся патриот, испытывающий ответственность перед страной, перед людьми, перед всем миром, которому угрожает демон. Или того хуже – преступник, управляющий демоном.
- Хорошо, я в деле. Только надо бы остальным рассказать. Может быть, они помогут.
- Я бы на твоём месте этого не делал. Наверняка у нашего любителя древностей есть помощники. Хотя, если у тебя имеются друзья, которым ты доверяешь, как себе, можно их пригласить. Но я что-то не заметил, чтобы у тебя с кем-то были такие уж дружеские отношения.
- И опять ты прав. Есть у меня в группе пара приятелей, но я в них не уверен. Наверно, от тебя недоверчивостью заразился. И кстати, почему из всей нашей группы ты выбрал меня себе в напарники? Вдруг я тоже сообщник Шона?
- Нет,- прищурился Крафт.- Во-первых, я ко всем вам долго присматривался, а во-вторых, доверяю своему чутью. Но ты подумай ещё раз, стоит ли ввязываться в это дело. И не надо мне тут дурацкого героизма. Нас обоих за милую душу могут сожрать. Мой тебе совет – не лезь поперёд батьки в пекло. У меня в таких делах больше опыта, чем ты думаешь. Я отлично справлюсь сам. Последние вопросы ты мне прояснил, так что можешь со спокойной совестью отправляться в аэропорт.
- И я был нужен тебе только для консультации? – усмехнулся Стив.- По-моему, всё, что надо, ты мог выяснить и незаметно. Тебе требуется надёжный напарник, потому ты меня сейчас и испытываешь.
- И ты испытание выдержал,- одобрительно хмыкнул Крафт.
- Ты обещал рассказать, как пришёл к своим выводам.
- Обещал – расскажу. Только давай сваливать отсюда. Мало ли, кто за тобой может наблюдать.
  Они встали со скамейки и пошли по тротуару.
- Так вот,- начал россиянин,- я засёк неладное, когда Хоктуал вылетел. Он же проспал три тысячи лет. Последние люди, которых он видел, за бога его держали. Я бы на его месте подался в город, сел на главной площади и вякнул бы погромче. Мол, ваш бог вернулся, и всё такое. Зачем он первый раз напал, я могу понять, но под утро его точно кто-то заставил, причём не очень удачно. Матёрый бог войны от всех нас мокрого места бы не оставил, а тут чувствовалась рука начинающего дрессировщика. И заметь, первым делом хапнули Ральфа и беднягу Энтони – Хэннеровых помощников, учёных. А вещи зачем ломать, да ещё так старательно? По-моему, дело было так: только мы разбежались, как зайцы, по лесу, наш укротитель вернулся на поляну и приказал Хоктуалу разгромить всё, чтобы замести следы. Солнце уже всходило, а демон света боится. Поэтому пришлось погрузить его в грузовик, накрыть чем-нибудь и отвезти подальше. Если это был Шон (я пока не уверен), то у него было время, чтобы отъехать с на полкилометра в лес по дороге. А если у него ещё и сообщники по кустам сидели, то они просто отвезли добычу в город. Ну а Шон, как так и надо, вернулся к нам. А теперь он убирает конкурентов своих. Мы – рабочие, знаем не так-то много, да и не поверят нам. Нас можно оставить на десерт.
- И как нам теперь поступить?
- Надо найти ихнее логово, да там нашкодить. Может, получится спереть этот ульт-развук, может, найдётся способ угрохать Хоктуала. А если найдём какие-нибудь доказательства, это как его – улики, можно будет звякнуть вашему правительству. Вот где твоя помощь точно понадобится.
- А где нам искать это логово? Оно может быть где угодно.
- Ну не где угодно. Чтобы спрятать такого демона, надо тёмное местечко, где никого нет.
- Канализация?
- Да, в принципе сойдёт, только эта туша не во всякий люк протиснется.
- Тогда заброшенная станция метро.
- МетрА у нас нет, но одну подобную дыру я заприметил. Проедемся?
  Они как раз подошли к трамвайной остановке.
- Ты хочешь сказать, что знаешь, где логово Хоктуала?
- Не знаю, но догадываюсь. И пока твоё американское мышление со мной согласно, со следа не собьюсь.
- Значит, я тебе и правда для консультации?
- Ну да. А ещё мне нужен свидетель.
- Свидетель?
- Я знаю катакомбы, я знаю, как найти дорогу в лесу, знаю, как вытащить у мента бутылку из кобуры, чтоб он ничего не заметил. Но я ни хрена не знаю о политике, суде и всех этих законах! Это ваш, американский бандюга. И если дело дойдёт до судебных разбирательств, на меня можете не рассчитывать. Да и кто мне поверит? У вас, кажись, русских недолюбливают. Поэтому я беру на себя дело, а ты – разборки с властями, если они будут, и если не передумал. Спрашиваю в последний раз: ты со мной, или лучше от греха подальше?
- Опять меня испытываешь?
- Нет, по-дружески советую. Мафия – это пострашнее всех демонов вместе взятых.
- Но по твоей теории я и так в чёрном списке, хотя и не на первом месте. И я не смогу спокойно спать, пока не узнаю, чем это дело закончилось.
- Обидно будет, если оно закончится плачевно для тебя.
- Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал.
- Во как?.. Тогда вперёд! А вот и наш трамвай.
  Проехав несколько остановок к окраине города, они сошли, и Крафт повёл Стива вдоль рельсов. Вскоре те раздвоились. Влево сворачивали блестящие и раскатанные, а вправо – ржавые и давно не используемые. Туда же свернул и россиянин. Рельсы подвели к стене двухэтажного дома и исчезли в туннеле.
- Что это? – спросил американец.
- Это и есть твоё заброшенное метро.
- Никогда не видел подземных трамваев.
- И не увидишь. Этим туннелем уже лет пятьдесят, как не пользуются. У него почти та же слава, что и у катакомб. Туда редко кто заходит, и это подходящее место для Хоктуала.
- А куда он ведёт?
- Не знаю. Скорее всего – никуда. В смысле, это единственный выход. Единственный, о котором мы знаем. А там, внизу, не то какой-то завод заброшенный, не то лаборатория. Зачем трамвай было проводить – без понятия. А вот спрятаться там есть где. Да и грузовиком въехать можно.
  И вдруг Крафт уставился в другой конец улицы:
- Ух ты, какие люди! Лучше нам исчезнуть,- он схватил Стива за руку и потянул в ближайший подъезд.
  Оттуда они наблюдали, как по улице, их же путём, идёт Шон. Учёный явно был чем-то озабочен. Он не смотрел по сторонам, и выражение лица у него было задумчивое. Подойдя же к туннелю, Шон осмотрелся, словно боясь слежки, а потом шагнул в темноту.
- Так-так-так,- усмехнулся Крафт,- Красная Шапочка зашла в тёмный лес. А где же серый волк?
- Похоже, твоя теория подтверждается.
- Ещё как подтверждается. Давай за ним.
  Он первым выскочил из подъезда, пересёк улицу и юркнул в туннель. Райдер последовал за ним. Под землёй было темно, пахло пылью и мусором. Свет выхода всё удалялся, а фонарь Шона искоркой мелькал где-то впереди. Под ногами валялся всякий хлам, и идти было довольно трудно.
- У тебя фонарик есть? – спросил Стив шёпотом.
- Есть,- так же шёпотом отозвался Крафт.- Но если я его врублю, этот тип нас заметит.
  Какое-то время туннель спускался вниз, потом пошёл прямо. Свет позади совсем исчез, и американец, как слепой, держался за руку попутчика, удивляясь, как тот умудряется идти в такой темноте, и не спотыкаться. Вот свет фонарика, мелькавший впереди, свернул вправо и пропал. Только теперь россиянин решился тоже осветить путь. Стало видно, что туннель расширился, рельсы идут ближе к левой стене, а в правой появились боковые коридоры.
- Ого, да тут почти как в катакомбах. В какую ж дыру эта крыса полезла? Кажись, сюда,- Крафт заслонил рукой фонарик и осторожно заглянул в один из коридоров.- Пошли,- махнул он Стиву.
  Коридор был узкий, вдоль стен лежали какие-то ящики, бочки, по потолку вились многочисленные провода. Время от времени то справа, то слева попадались двери. Всё выглядело очень старым и заброшенным. Повсюду висела паутина, на полу лежал толстый слой пыли и мусора, замки на дверях превратились в бесформенные ржавые железки, намертво вросшие в петли, из некоторых щелей на людей нагло пялились крысы. Когда-то коридор освещался лампочками, но сейчас от них остались только железные чашечки на потолке.
- А я думал, что у нас в Нью-Йорке больше всего заброшенных подземных коммуникаций,- буркнул Стив, осматриваясь по сторонам.
- У нас их тоже хватает. Хотя слыхал, в старину именно эти края всем миром осваивать пытались.
- У нас такие руины огородили бы сеткой и поставили запрещающие надписи, но всё равно это было бы любимое место всех мальчишек.
- А мы запрещающих надписей не ставим – всё равно эффект они дают обратный. Взамен тут, говорят, не то электромагнитное поле, не то радиация какая – чем глубже идёшь, тем сильней на башку давит. То ещё средство, получше любых оград и заборов.
- Интересно.
  Из мрака показалась ещё одна дверь. Сразу было видно, что ею недавно пользовались. Ржавый замок был сбит, мусор отодвинут в сторону, а когда Крафт погасил фонарик, стала видна полоска света в щели под дверью. Россиянин с американцем осторожно подошли ближе и прислушались. Из-за двери доносились приглушённые голоса.
- Что они там харамаркают? – спросил Крафт после безуспешных попыток понять английскую речь.
- Кажется, Шон с кем-то спорит.
- С кем?
- Не пойму. Второй говорит тихо и спокойно. И они где-то далеко, не разобрать. Но кажется, Шон убеждает кого-то, от чего-то отговаривает.
- Понятно. Красная Шапочка чинит разборки с бабушкой. Кажись, ваш босс в натуре работает на инстанцию посолиднее.
  Голоса смолкли, и друзья отступили в темноту дальше по коридору. Тут им попалась приоткрытая дверь. Крафт быстро посветил в неё фонариком и проскользнул внутрь. Стив за ним. За дверью была небольшая комната, из стен, пола, потолка которой выходили и переплетались огромные трубы. Отсюда была видна дверь, за которой слышались голоса. Сейчас спорщики молчали, но ни один из них не выходил, и свет не гас.
- Что они там, помирились и козла забивают, что ли? А ну-ка…- россиянин вышел из комнаты и, тронув дверь, вернулся.- Закрыто. Но кто-то там точно есть.
- Что же теперь делать?
- Теперь, наверно, придётся караулить. Чего надо – мы нашли, теперь не упустить бы. Рано или поздно они оттуда выйдут. Тогда уже, как говорится, дело техники. Если выйдет кто-нибудь один – думаю, я смогу его втихаря сцапать. А там уж поговорим.
- А если у них есть другой выход?
- Тогда, наверно ж, свет погасят. А уж из этой дыры выход есть только один, не разминёмся. Или в ту комнату пролезем. А пока устраивайся поудобнее, Стив, будем дежурить.
  Он ещё раз осветил убежище. Похоже, когда-то это была насосная станция или что-то подобное. Выбрав горизонтальную трубу возле двери, Крафт внимательно осмотрел её, смахнул пыль и уселся, жестом пригласив приятеля сделать то же самое.
- Долгим будет это дежурство,- посмотрел на часы Стив.- Думаю, они выйдут не раньше ночи.
- Кажется, ты прав. Можно пока немного пожевать,- Крафт снял с плеча свою неизменную сумку и вытащил из неё горсть орехов, похожих на лесные.- Держи.
- Что это?
- Тормозок. Всегда держу для подобных случаев горсточку-другую жареных орешков.
- Спасибо.
  Таких орехов американец ещё не пробовал. Крупные и маслянистые, они прекрасно утолили голод.
- Где ты их берёшь?
- Растут возле моего дома.
- Тебе бы в агрономы идти. Или в детективы. И кстати, кем ты был до того, как стал помощником лесорубов?
- О, кем я только не был за свою сознательную жизнь. А вот работать в твоём понимании этого слова мне так и не пришлось.
- Странный ты всё-таки,- улыбнулся Стив.- Я таких людей ещё не встречал. У нас в Америке вся жизнь по правилам расписана.
- А кто не по правилам – тот вне закона. Потому ты и сбежал от этой тоски смертной в археологию?
- Вроде того.
- Значит ты наш человек, то-то мы с тобой и снюхались. Как у нас говорят: дурак дурака видит издалека.
- Ладно, сочтём это комплиментом. А откуда ты родом? У тебя такое странное имя.
- Откуда я родом – не знаю. Я детдомовский.
- Прости.
- Ничего,- Крафт заложил руки за голову и поднял глаза к потолку.- Мне, помнится, ещё и года не было, когда я попал в детдом – то ли подкинули, то ли нашли. Не знаю, в кого такой пошёл, но с самого раннего детства я был ходячим бедствием, а во всех шкодах – первым заводилой. Имя мне дали, но кликуха лучше прижилась - в честь одного то ли писателя-мистификатора (про мистику, в смысле, писал), то ли колдуна, в мемуары ударившегося. Его книжица, между прочим, и привила мне мои теперешние интересы, в комплекте с той истиной, что я пытался внушить вашим: не зная броду, не суйся в воду. Ну а когда я подрос, воспитателям вообще житья не стало. Они меня лупили, а я убегал. Поброжу пару дней по городу и возвращаюсь, а их потом начальство ругает. А как с горем пополам закончил школьный минимум и получил на руки документы – только меня и видели. Погулял немного на воле, а потом прибился к лесорубам. Силой меня Бог не обидел, а им помощники всегда нужны. Вот тогда и начал исследовать катакомбы. С детства мечтал там побывать. Надыбал известный тебе колодец, и пошло-поехало.
- И не страшно тебе было?
- Сперва, конечно, страшновато, а потом привык. Перекантовался так до осени и вернулся в город. Вот тут и началась моя бурная молодость. Где я только не подрабатывал, по каким краям только не мотался… А потом думаю, стоп – так из меня ничего путного не вырастет. Приобрёл что надо, построил домик за городом, и с тех пор там живу. Лес да огород меня кормят, а на всё остальное я с лесорубами зарабатываю, или как сейчас, проводником.
- Подумать только. У нас каждый человек всю жизнь только о том и беспокоится, чтобы получить приличное образование и сделать хорошую карьеру. А ты добровольно отказался и от того, и от другого?
- А у нас говорят: век живи, век учись, и дураком подохнешь. Я своё образование получил на улицах не ради дипломов, работу свою теперешнюю не променяю ни на что, а самое главное – я не плачу налогов и никому ничего не должен.
- Как это?
- Вот так. Дом мой за городом, построил я его сам, электричество не проводил. Печка, колодец, да телевизор на батарейках. Какие уж тут налоги?
- А семья у тебя есть?
- Есть у меня дочка приёмная. У неё та же самая история. Нашёл кроху, не поверишь, в катакомбах. Не знаю, какая сволочь её туда затащила. Потом расспрашивал по соседним деревням, ни у кого девочка не пропадала. Ну и оставил у себя – будет наследница моего образа жизни.
  Вдруг Крафт замолк и прислушался. Стив посмотрел на дверь, за которой они следили. Из-за неё не доносилось ни звука, полоска света не изменилась.
- Что там? – шепнул американец.
- Кажись, где-то кто-то хрюкнул. Мы здесь не одни. Вот что, ты тут посиди, а я пойду прошвырнусь,- и перекинув сумку через плечо, он выскользнул в коридор.
  Стив подождал немного, потом выглянул. Где-то в темноте что-то звякнуло. Американец, крадучись, вышел из комнаты и сделал несколько шагов в ту сторону, куда ушёл Крафт. В это время полоска света позади погасла, дверь скрипнула, открываясь. Райдер повернулся к ней, но не успел издать ни звука – удар по голове лишил его сознания.


       продолжение тут - http://www.proza.ru/2010/05/26/1134