Сердца чистый пламень

Ольга Бугримова
Под таким названием вышел  коллективный сборник  стихов педагогов и учащихся Сосновской средней школы.
 Его открывают стихи  Следковой Раисы Георгиевны, учителя математики, отличника народного просвещения. Своими любимыми поэтами она считает классиков русской литературы, но особенно близка ей патриотическая лирика Константина Симонова.  Будучи девятилетней девчонкой, впервые услышала страшное слово «война», которое  навсегда оставило в детском сердечке шрамы. Следкова пишет о нелёгкой судьбе своего поколения, сверстниках, помогавших своими неокрепшими руками приближать Победу.
«Я вспомнила своё былое детство,
            Тревожное взросление моё.
Тогда отец оставил мне в наследство
Фамилию и отчество своё»...
И здесь же, с горечью, но и с гордостью, она пишет:
            «Мы взрослым всегда, как могли, помогали.
И мы никогда не стояли в сторонке.
Особенно помощь свою предлагали,
      Когда почтальон приносил похоронки.
Работали в поле, картошку копали,
                Сено сгребали, скотину пасли.
Победу, наверно, и мы приближали.
Детские плечи крест тяжкий несли».
Стихи Сладковой не во всём отвечают канонам стихосложения, не всегда соблюдается ритм и размер, но она пишет так, как умеет. Главное – в них присутствует душа…
Поэзия  Александра Федоровича Каштанова  отличается особым лиризмом и простотой. Но эта простота обманчива. Его стихи похожи на белый солнечный луч, который только кажется белым. Но, пройдя сквозь капельки дождя, луч образует целую гамму цветов – радугу.  Так и стихи Каштанова.
«Брызнул дождь и ушёл стороною,
И цветок, ещё влажный от рос,
Я сорвал осторожно рукою
И в подарок тебе преподнёс»…
Просто?! Да! Но в этих строчках я увидела картину летнего дня, влюблённую пару и цветок, вероятно, ромашку,  впервые полученную из рук любимого. Поэтический луч пронзил автора и растворил мысль в слове. Совпало всё: настроение, красота ласкового дождя, оросившего землю, нежность первого свидания, которое подразумевается в строках.
Автор много пишет о родном крае, природе, временах года:
«Снова осень, мой друг,
Снова в мире пора увяданья.
Золотой листопад устилает лесные пути.
Может кто-то опять
            Встретит осень усталым страданьем,
            Только ты погоди,
            В эти хмурые дни не грусти».
Рядом с тревожным чувством увядающей природы соседствует прозрачная лирика русской осени. Перечитывая каштановские строки, я отметила особую образность метафор, троп. У него встречаются такие сравнения, как «рассвет голубою птицею порхнул», «липы о солнце скорбят», «облаков стада плывут из дальних стран». Так может писать  только человек, обладающий талантом…
Лилия Николаевна Каштанова, первый директор Сосновской школы, родилась на Урале. Поэзия для неё – состояние души. В её стихах различаются лирико – философские мотивы. Она задаёт вопросы: для чего мы живём? Кто мы на этой Земле? Каштанова искренне верит, что человеку всё по плечу. И эта вера звучит в каждой строчке, в каждой мысли автора.
«Что в нашей жизни миг?
Песчинка бытия и  только?» -  вопрошает она и мечтает «затеряться на Млечном пути, ощутить бесконечность Вселенной». Автору этих строк свойственна поэтическая зоркость, внутренняя независимость и зрелость человека, понимающего, для чего он на этой Земле…
Стихи Леонида Николаевича Золотухина восхищают поэтической, а не протокольной точностью событий.
«Не стихи пишу, рифмую,
Что уже и так сбылось.
Жизнь свою перетолкую,
Растворю в потоке слов…
Не хочу хранить печали,
Тайны, мысли, имена.
Всё опять начну сначала.
С точки. С чистого листа».
Скажу честно: и  перетолковывает, и растворяет, а самое главное – убеждает читателя, что самое главное  для россиян – это Родина. Автор раскрывает нам Отечество с разных сторон. Здесь и пейзажи родной сторонушки, и патриотизм поколений, и радость бытия,  и первое волнующее чувство – ничто не ускользает от внимательного взора Леонида Золотухина. Возможно потому, что он имеет огромный опыт общения с людьми, занимая должность директора Сосновской школы с 2003 года. Когда – то я услышала фразу: «Необозримы луга поэзии». Её можно с полным правом отнести к лирике Леонида Золотухина, ибо каждая живая травинка с поэтических лугов отражает богатую духовную жизнь автора…
Надежда Степановна Лебедева и Ольга Валентиновна Титова поместили в сборнике посвящения коллегам и ученикам. Их творчество объединяет одно – с помощью стихов они выражают многоликое чувство любви к своим близким, коллегам, ученикам.
Незамысловатость фраз очень точно характеризует тех, кому предназначены строки. Самовыражение с помощью рифмованных слов – дело похвальное.
«Я снежинкой хрупкой лягу на стекло
И тебя увижу, в комнате светло…
А потом растаю, не дождавшись дня,
Чтобы с первым солнцем не узнал меня», - пишет Ольга Титова.
При некоторых недостатках, стихи авторов отмечены  оригинальностью сравнений и метафор, придающих естественность проявления личности авторов…
Порадовали меня стихи молодой поэтессы Юлии Титовой, начавшей складывать слова в рифмы с шестого класса. Несколько её стихов были опубликованы в коллективном сборнике «Поленовские зори». Мы все обращаемся к Матушке - Природе. Не исключение и Юля. Но природа для неё - льющаяся в сердце радость и просветление. Вот как она описывает дождь:
« Но дождь всё терпит, лишь грустит.
А ведь он разным может быть:
Печально лить, играть, резвиться,
Или коснуться тонкой нитью,
Или греметь, бросая капли.
Он может всё…»
Юлия Титова много пишет о безответной любви. Но даже чувство без взаимности, не вызывает в ней уныние, а скорее, раздумья: почему уходит счастье? Что со мною?..
Вероника Шестакова… Её профессия – медсестра,  казалось бы, далёкая от мира поэзии. Но увлечение классической литературой не прошло для Вероники даром. Она много и плодотворно пишет. Читая стихи, можно отметить, что лейтмотивом её лирики проходит образ огромного светлого мира юной души. Не избитые фразы и рифмы заставляют думать, что у Вероники Шестаковой серьёзный подход к работе над словом.
«Изюмом пахнет кожа на плечах», «зябкие тучи», «золотинки бисера», «гром ударов сердец» и многое другое. Чувствуете колоритность и поэзию обычных слов?!
Лирика Михаила Рудь находится в периоде становления. Увлечённому музыкой, математикой, рукопашным боем,  молодому автору, как мужчине, близка тема патриотизма.
Михаил Рудь - человек способный глубоко чувствовать, но ему ещё предстоит серьёзная работа по выработке поэтической самодисциплины и строгости к поэтическому слову.
«По жизни твёрдо он шагает,
И нет ему пути назад.
Мечту свою он открывает,
А новой, как и первой, рад»
Что ж, остаётся только пожелать выиграть Михаилу не только в рукопашном, но и в поэтическом бою.
Итак, закрыта последняя страничка коллективного сборника «Сердца чистый пламень». Авторов объединила идея – посредством поэзии выразить свои чувства на бумаге.  Они проявили лучшие свойства своих душ. У кого – то получилось лучше, у кого – то слабее. Но каждый, как умел, передал через обыденное окружение нечто социально – значимое.
В книге стихи начинающих поэтов привлекают искренностью и задушевностью, восхищением местом, где они живут, любовью к землякам. Авторы входят в литературу со своими проблемами и  темами своей поэтической походкой.
Испытание первой книгой – серьёзный творческий экзамен.  Всем предстоит ещё долго учиться правилам и теории стихосложения, культуре стиха, работе над каждым словом.
В целом же, и стихи,  и весь сборник оставляют довольно сильное чувство удивления. Настрой такому чувству задают такие авторы, как А.Каштанов, Л.Золотухин, молодые поэтессы Юлия Титова и Вероника Шестакова. На мой взгляд, сборник получился интересным, именно как цельная книга. Конечно, не все стихи профессионально совершенны. Но они обладают подлинностью документа, так как написаны людьми, непосредственно живущими в том месте, и в том времени, о котором пишут. Считаю, что сборник получился. Он будет читаться, возбуждать чувства, настраивать читателя на добрые дела.

На фото: директор Сосновской средней школы Л.Н.Золотухин