Шептай

Борис Шнайдер
Я-собака!Ну и что?Разве я виноват,что родился собакой,а не человеком.И раньше,в других жизнях,я был собакой.
Многие люди думают,что душа может скакать из одних тел в другие.Это неправильный подход.Душа человека переселяется только в человека,а душа собаки,только в собаку.
Вы знаете,что такое собачья жизнь?Нет,вы не знаете что такое собачья жизнь.У каждого свой взгляд на жизнь:человек всё очеловечивает,т.е. приписывает человеческие черты на всё что видит и слышит,а собака всё особачивает.Извиняюсь,не все собаки,-я,например,очень трезво смотрю на жизнь.
Ладно,давно пора представиться.Моя родословная теряется в глубине веков.Всё я не помню,но кое-что в моей памяти сохранилось.
Предки мои по крупицам набирали жизненный опыт и люди способствовали их развитию.
Раньше хорошая собака ценилась дороже,чем человек.Уход был надлежащий,а потом стало всё рушиться и людям стало не до собак.
Предок мой попал за границу,по-моему,во Францию.Хозяин от переживания заболел и вскоре умер.Хозяйка не очень любила собак,ей больше кошки нравились.И моего предка за смехотворные деньги продали какому-то шарамыжнику.Этот шарамыжник назвал собаку Арто и стал выступать с ней на улице.Арто быстро обучился всяким фокусам и имел большой успех у  публики.Он пел(выл мелодично),ходил на задних лапах,кувыркался,производил арифметические действия и многое другое.Он один кормил себя и шарамыжника.Последуюшие мои предки тоже были артистами.
А я,маленьким щенком был подарен в еврейскую семью.Там я много наслушался разных интересных изречений.Оказывается,в этой стране лучше быть собакой,чем евреем.
   Семья была небольшая:муж,лысоватый мужчина лет сорока,с небольшим брюшком и большим носом.Он работал заведующим складом на автобазе.
Откликался на имя Евгений Самуилович.Жена,Дора Марковна,была женщиной дородной и домовитой.Очень сильно следила за своей внешностью,увлекалась разными диетами и старалась навязать их нам.Работала она бухгалтером в какой-то шарашкиной конторе.Был ещё один взрослый человек,отец Евгения Самуиловича.Он откликался на имя Мотя.Был он хоть и старым,но очень подвижным.С большим красным носом в стоптанных туфлях,которые были ему велики номера на два,но он к ним привык и ни за что не хотел расставаться.На нём были помятые серые брюки и пиджак со значками.Старушкам,что сидели на лавочке перед домом и обсуждали все дворовые и мировые новости,он хвастался,что служил пулемётчиком.Он так распалялся,что начинал кричать,брызгая слюной,что если бы он не был евреем,то его обязательно сделали бы генералом.Вечером Дора укоряла его:"Папа,вы своим языком всех нас погубите."На что Мотя резонно возражал:"Не те времена,правду не закопать.Дора устало махала рукой:"Времена всегда одни и те же,никогда евреев не любили,не любят и любить не будут.Мы изгои в этой стране.Был и четвертый член семьи,маленький Марик,живодёр-скрипач.Паренёк с шапкой
чёрных кудрявых волос на голове.Был он сообразителен на всякие пакости.Он сразу заметил,что я не переношу,когда он играет на скрипке-меня пробирало до дрожи его игра,и мне хотелось выть.Дора умилялась,она думала,что её мальчик переплюнет Ойстраха.А вот Евгений Самуилович был как и я не в восторге.И как только я начинал скулить,Евгений Самуилович вскакивал:-"Собачка писать хочет."И мы с ним уходили из дома.Евгений Самуилович бежал в пивбар,где за кружкой пива решались глобальные проблемы.А я,общался с дворовыми собаками.Они мне жаловались на свою жизнь,а я им на свою.И как ни странно,основными нашими врагами были мальчишки.От дворовых собак я набрался уличной премудрости.Поэтому,когда Марик захотел поиграть со мной в академика Павлова и делать надо мной разные опыты,то я показал ему свои белоснежные зубы и сказал:"Ну ты,мудило гороховое,вздумаешь издеваться,я тебе нос откушу."Как ни странно,но Марик меня понял.Соображаловка у него работала,как у собаки.Мне неудобно об этом говорить,но назвали меня очень нелицеприятно-"Путиком."А вышло всё следующим образом,я когда своим туалетом занимался,этот Марик,оказывается,внимательно за мной наблюдал.А потом,как заорёт:"Смотрите,эта собака себе путики лижет.Я его буду называть Путик."Эх,еврейская собака,да ещё с таким именем-впору повторить подвиг Му-му.
А вообщем-то,жили не тужили,жратвы в доме всегда хватало,всё таки хозяин завскладом работал.Если бы не Дорины диеты можно было бы сказать:*собачье счастье*.
Но тут рванула перестройка.Начались всякие брожения,искания,болтать много стали.Я своим собачьим нутром почувствовал,что добром это не кончится.
Однажды я с одной сучкой пообщался,из еврейской семьи,так она мне сказала,что её хозяева собираются уезжать в какой-то Израиль.
Я сначала не понял.
-Что дачу в Туркмении купили?
Но она объяснила,что Израиль-это не Туркмения,а еврейская страна,где в реках течёт молоко,а на берегу бифштексы,антрекоты разбросаны.На деревьях сосиски развешаны.
Вообщем,можно жить и ничего не делать.А здесь оставаться опасно,скоро может революция начаться.Когда всем всё разрешается,то всё что угодно может случиться.Всех евреев поубивают,а из собак шапки понаделают.
Сильно она меня озадачила.Я уж стал подумывать,как мне хозяевам это преподнести.Но я зря тревожился,люди,как и собаки,тоже информацией обменивались.
И у нас семье начались брожения.Дора кричала.
-Жека,все уезжают,а мы не чешемся.
Я чешусь-подал голос Мотя,это у меня на нервной почве.Говорят,что кто уезжает,то у того медали забирают и пенсию платить не будут.А как же я без пенсии и без медалей?
-Папаша,успокойтесь,вам там пособие назначат.Мы пока чесаться будем,в Израиле все места хорошие займут,страна маленькая,а едут каждый день.
Чуяло моё собачье сердце,что добром это не кончится.Пока мы чухалися,многие уже приехали и худо-бедно устроились.
Начались сборы.Мотя ходил по квартире,бодро напевая:*сборы были не долги,от Урала и Волги мы коней собирали в поход*.
Он подходил к тюку,щупал его и спрашивал:"А здесь что лежит?"
Дору он доводил до белого каления,и она выпроваживала его прогулять собачку.Я ей подыгрывал и скулил около двери.
На улице Мотя подходил к старушкам и рассказывал об обстановке на Ближнем Востоке.Сетовал,что в стране его не очень ценят.
-Они ещё пожалеют.Хорошие пулемётчики везде нужны.
старушки горестно вздыхали,им было жалко Мотю.
-Хоть и еврей,но человек хороший.
Я же делился скудной информацией об Израиле с дворовыми собаками,и все они мне завидовали.
Дора оказалась женщиной предусмотрительной.На семейном совете она всем строго наказала,чтобы об отъезде не распространялись,а то набегут знакомые и начнут выпрашивать вещи на память.
-Квартиру надо приватизировать и всё ценное оставить,неизвестно как там жизнь сложится,может придётся ещё и вернуться.
Мотя скромно молчал и делал вид,что изучает географический атлас.
Израиль встретил нас нестерпимой жарой.Даже моя густая шерсть не спасала о этой жары.Я высунул язык и стал охлаждаться.
Многие неразумные люди стригут собак,думая,что облегчают им жизнь,а получается наоборот.Когда на улице больше сорока,то надо от жары прятаться под шубу.
Оформление прошло довольно быстро,при этом ещё угощали  бесплатными бутербродами и напитками.
Кроме меня,всех поставили на денежное довольствие.По этому поводу вся семья очень возмущалась.Евгений Самуиловичь кричал
-Это еврейская собака и она тоже настрадалась в диаспоре.
Но ему вежливо отказали.
Месяцем позже выяснилось,что Мотю тоже оформили неправильно.Вместо семидесяти лет ему записали семь месяцев.Но слава богу разобрались и всю задолженность выплатили.Хотя Мотя долго возмущался,что его героя войны и заслуженного пулемётчика сделали каким-то семимесячным сцыкуном.
Вечерами,когда жара спадала,люди собирались в скверах и обсуждали насущные проблемы:где что можно по дешёвке купить,почему в стране столько много пейсатых и почему они не работают,и не служат в армии,почему в стране нет конституции и т.д.
А я в это время знакомился с достопримечательствами животного мира.Тут нравы были немного другие,чем у меня на родине.Наверное климат вносил некоторые поправки.Кошки нисколько не боялись собак.Я,было, попробывал одну шугануть,но она мне предупредительно показала лапу с когтями,мол,попробуй сунься,без глаз останешься.
Ну,мне кошки до одного места,я так,в порядке эксперимента...
А в семье опять шум-Мотя попал в историю.
Он приспособился ходить в синагогу.Из молитв он ничего не знал,да и языком он владел только русским,но делал вид,что молится.Нужен он был в основном для количества.Чтобы читать кадиш-поминальную молитву,нужно было десять человек.А т.к. с народом всегда была напряжёнка,то Мотю приняли с радостью.Но главная цель Моти была не сама молитва,а застолье после молитвы.Выставлялась водка и закуска.Так как это происходило регулярно,то нос у Моти стал ещё красней.
И всё было бы ничего,если бы у Моти не возникла идея угостить своих новых друзей салом,из старых запасов.Он рассудил так:я ем пью каждый день на халяву,надо и свою лепту внести.
Когда он выложил кусочек сала на общий стол,разразился скандал.К нему подошёл равин и спросил:ду бист агой?(ты не еврей?).
Мотя ничего не понял,но ему вспомнилось выражение из русской былины-*Гой еси добрый молодец*.Он выпятил вперёд грудь и громко произнёс:я гой еси пулемётчик.
От синагоги он был отлучён.
Мотя долго возмущался.
-Я,что водку должен мацой закусывать?Я этого пейсатого прямо спросил:а что вы товарищ делали в 1941 году?Небось,с нашими попами религиозной пропагандой занимались!?
Жизнь кипела и била всякими проблемами по голове.
Однажды Дора собрала всех на семейный совет.
-Я как бухгалтер должна заявить,что мы ведём очень расточительную жизнь,а экономика должна быть экономной.Я предлагаю больше ходить пешком и меньше ездить на автобусах.Продукты покупать только на рынке и то перед закрытием,так будет дешевле.Какие есть ещё предложения?
Марик предложил вместо туалетной бумаги использовать газеты и не спускать в унитазе воду,пускай все по очереди сходят,а последний спустит.
Мотя заявил,что здесь есть бесплатные склады,где можно набрать всякой одежды.Он выразительно посмотрел на Дору.
-А то некоторые себе уже по три пары туфель купили.
И тут,как гром среди ясного неба,меня предали.Предал Евгений Самуилович.
-Путика можно не кормить.Тут на помойках еды навалом,он может свободно прокормиться сам.
Я поджал хвост и поплёлся к двери.У входа я оглянулся,может я ослышался,и меня сейчас вернут,но никто на меня внимания не обратил.
Эх,люди,люди...
В семье сложилась нездоровая обстановка,все друг за другом стали следить.Меня сняли с продуктового довольствия.
Я ушёл из этой семьи в мир.
Мне пришлось хлебнуть всех прелестей уличной жизни.Я мыкался из одного места в другое,был гоним и обижен,мыкал голод и жажду.
Так продолжалось до тех пор,пока не набрёл на завод.Завод был пыльный,грязный,шумный,но выбора у меня не было,надо было подумать и о пристанище.Самое главное на заводе не было собак,были одни кошки.
Тут мне и пригодились навыки моих далеких предков-артистов.Я сразу вычислил,кто на заводе хозяин.Он был высокий,лысый с хриплым голосом и курил дорогую сигарету.
Я встал на задние лапы,подошёл и обнял хозяина за ногу.От удивления он выронил сигарету,но я ногу не отпускал.Он расчувствовался,стал оглядываться по сторонам,развёл руки,а потом стал меня гладить.Так я прописался на заводе.
Скажу вам прямо,днём на заводе было очень неуютно-шум,гам,постоянно сновали машины и всем я мешал.Я выбрал уголок потише и там присобачился.
Но вдруг шум стих,машины перестали ездить,все стали садиться  кушать.Мне тоже бросали,но я делал вид,что не голоден.Всё таки я не шавка какая-то,а пёс благородных кровей.
То,что я сразу не хватаю куски,людей почему-то злило.Они обсуждали,как я хитро подлез к хозяину.Беззубый мужичок,в кипе,похожей на тюбетейку воскликнул:ну, вылитый я в молодости.
Все засмеялись.
-Точно,назовём его как тебя-Шептай.
Так за мной приклеилась эта кличка.А что,я вам скажу,намного лучше,чем Путик.
Правда,случались недоразумения,звали Шептая-человека,а прибегал я и наоборот.
Этот Шептай-человек странный был.Все говорили,что он очень богатый,а зубы поставить себе ему было жалко.Желудком страдал,таблетки пригорошнями пил,ну не дурак...И тут до меня дошло,я даже лапой себя по лбу ударил,он-экономист,как мои бывшие хозяева.
А самым главным на заводе оказался,не тот,которого я за ногу держал,а невзрачный старик,который косил под работягу.Вот был артист так артист,когда ему что-то надо было,он ревел как лев.Кстати,имя его по-русски было-Лев.Но когда у него кто-то что-то просил,он сразу прикидывался бедным и несчастным.
-Что вы хотите от бедного пенсионера.Вы знаете какие у меня долги,какие проценты я плачу банку?Я есть,пить и спать не могу.Потом он садился в новую*Вольво* и уезжал к себе на виллу.
Как я заметил,он тоже был экономист.
Иногда хозяин-дедушка приносит мне из дома кости от курицы.Это такая честь для меня.Правда,на этих косточках мяса не было ни грамма,они были обглоданы на совесть.
Вообщем,живу не тужу. Со всеми у меня ровные отношения,даже с кошками.
На заводе много голубей.Иногда они попадают в механизмы и раненные или убитые падают на землю.Вот тут зевать не надо,кошки тоже любят свежачка.
Хочу вам рассказать про длинного(это я его так назвал).Он работает на большой печи,проволоку отжигает.Он в магазине берёт обрезки мяса, кладет на железную плиту и обжаривает немного.Запах идёт умопомрачительный.Один раз даже старый хозяин прибежал,но длинный ему ничего не дал,всё для меня,и кое-что для кошек.
Этот длинный в основном работает ночью,а я ему помогаю.Если кто за воротами появляется,я знак подаю.А потом мы с длинным идём спать.Он берёт деревянный поддон,кладёт сверху картон и ложится,под голову идёт коробка из-под гвоздей.А я рядом на картонке.Кошки тоже пристраиваются неподалёку.Прекрасно так спать под открытым небом.
О чём ещё можно мечтать-у меня свой завод.
Длинный мажется от комаров какой-то дрянью,а я нашёл оригинальный метод спасаться от блох.Я залажу под станок,там есть лужа с машинным маслом,и мажусь им.Ни одна блоха ко мне не пристаёт.
Однажды на заводе у меня появился конкурет.Огромная чёрная псина,помесь дога и носорога,с тупой огромной мордой с красными глазами.Назвали его Шварц.Все кошки попрятались и я тоже особо не высовывался.По его тупой морде ничего нельзя было понять,что он сделает в следующее мгновение.
Уморительно было наблюдать,как он ночью снимал велосипедистов.Многие экономисты,чтобы сэкономить на проезде,ездили на велосипедах.Этот Шварц подбегал к велосипедисту,причём без лая,и тот от испуга падал на землю.
К моему счастью,Шварц недолго задержался на заводе,т.к. он своим видом отпугивал клиентов.
Годы идут,природа своего требует.Я уже солидный пёс,чтобы за каждой сучкой бегать.Надо найти какую-то постоянную.У сына хозяина тоже есть,а он ещё по ночам на завод новых приводит,показывает им производство.Они от восторга чуть не писаются,но ничего не понимают,потому что у них вместо мозгов одни опилки.
Я решил себе тоже завести подругу,но только чтобы она была не очень умная.Найти-то я нашёл,но счастье моё было не долгим,она погибла под колёсами грузовика.Я сильно горевал.Всё таки я к ней успел привязаться.И потомство она не успела принести.
И вот живу я на этом заводе.Всё есть,кроме счастья.Зачем я родился?Для чего живу? Один Бог знает.

Через полгода Шептай погиб под колёсами грузовика.То ли случайность,то ли сам бросился.