Памяти Михаила Филипповича Шатрова Маршака

                  
В Москве от сердечного приступа на 79-м году жизни скончался известный драматург и киносценарист Михаил Филиппович Маршак. «Шатров» - его литературный псевдоним.
Его творческая деятельность впечатляет своей масштабностью и глубиной понимания и анализа сложнейших политических и исторических проблем нашей страны. Михаил Филиппович Шатров - автор пьес «Глеб Космачев», «Именем революции», «Если каждый из нас...», «Шестое июля», «Большевики», «Погода на завтра», «Конец», «Когда другие молчат», «Мои Надежды», «Синие кони на красной траве», «Так победим!», «Диктатура совести», «Дальше... дальше... дальше!» и «Может быть».

М. Шатров создал сценарии четырех киноновелл о В.И. Ленине: «Поименное голосование», «Полтора часа в кабинете Ленина», «Воздух Совнаркома», «Коммуна ВХУТЕМАС» и «Синие кони на красной траве». Следующие два сценария пьес «Доверие» и «Две строчки мелким шрифтом»  связаны с темой  нравственности, политики и квазипатриотизма. Он является автором сценария всем известного фильма «Тегеран-43».

Несомненно, этим коротким списком многогранная творческая деятельность Михаила Филипповича Шатрова не ограничилась. Её сложно перечислить в таком коротком очерке. Он был  секретарем правления  Союза театральных деятелей (СТД). Руководил ЗАО «Москва – Красные Холмы», которое М.Ф. Шатров возглавил в качестве президента и председателя совета директоров. Целью этой организации было создание  «Российского культурного центра "Красные Холмы"».

Современному читателю и театральному зрителю, к сожалению, имя Михаила Филипповича Шатрова не так известно, как тем, кто жил в советское время 1970-х и 1980-х годах. Тогда его пьесы вызывали бурю дискуссий среди творческой интеллигенции СССР. Главная отличительная особенность его пьес заключалось в том, что они заставляли зрителя по иному посмотреть на происходившие  в стране  исторические и политические  события. Эти пьесы заставляли зрителей серьезно задумываться о том, что такое коммунизм и кто такие коммунистические вожди.

Первый раз я увидел пьесу Михаила Филипповича Шатрова «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд»») в конце 1970-х в театре «Ленком». Роль В. Ленина исполнял О. Янковский. Он играл без грима и поэтому внешне совершенно не был похож на В. Ленина!
Современной молодежи довольно сложно объяснить, что в Советском Союзе Отдел культуры ЦК КПСС строго контролировал почти все области идеологии и культуры. Любые отклонения от утвержденной политики Коммунистической партии рассматривали как предательство страны. Тех, кто посмел посягнуть на идеологические устои КПСС, сурово наказывали, что могло перечеркнуть  всю жизнь и карьеру  человека.

Недаром Михаил Филиппович говорил: «Все, что я сделал после XX съезда, вызывало у властей дикую ярость. Начиная с пьесы "Шестое июля", не было ни одного моего произведения, которое не было бы запрещено Главлитом». Естественно, партийные органы строго контролировали то, как в кино и театре изображены лидеры СССР и особенно основатель Коммунистической партии Советского Союза В.И. Ленин.
И вдруг на сцене театра актер играет роль В. Ленина без грима! Зал не мог понять это. Это был революционный вызов всей партийной идеологии. Но в этом и заключался величайший творческий замысел Михаила Филипповича: он хотел показать В. Ленина не как какое-то Божество, которое создала Коммунистическая партия, а как обычного человека со своими ошибками и недостатками.

Гражданская позиция Михаила Филипповича заключалась в том, что он органически не переносил любую форму вождизма: ореол вождей создавали вокруг руководителей партии, руководства СССР и особенно  И. Сталина.  «Синие кони на красной траве»  была обращением к потомкам и завещанием: «Если вы не добьетесь успеха, история поставит под сомнение нас».

Сюжет  пьесы был задуман таким образом, чтобы думающие зрители понимали, что в результате строительства социализма в СССР его основная идея  - идеи братства и равноправия – была подменена на жесткую казарменную диктатуру партийной бюрократии.
Вспоминаю мои встречи с Михаил Филипповичем и долгие разговоры о Сталине и Гитлере. Я не переставал удивляться его огромному интеллектуальному потенциалу и стремлению создать новые произведения, которые предупредили бы людей о страшной угрозе Диктатора. Он мечтал создать пьесу о встрече  Сталина и Гитлера в Аду и показать истинную  сущность диктаторов.

Я  тоже планировал написать пьесу о взаимоотношениях Гитлера и Геринга. Я принес некоторые материалы о ней Михаилу Филипповичу. Он с большим интересом её прочитал и поддержал, что такую пьесу необходимо ставить. Однако он сомневался в том, что её  можно будет показать в России. И дело даже не в деньгах.

Мы с Михаилом Филипповичем встретились с очень состоятельным бизнесменом, большим поклонником таланта Михаила Филипповича. Он отлично знал его высокую гражданскую позицию и был готов финансировать постановку этой пьесы. Но Михаил Филиппович сказал, что, к сожалению, такой спектакль вряд ли разрешат поставить в России. Как всегда, величайший драматург нашей эпохи был прав. Ему ли не знать о  традиционном российском  отношении в неимоверном возвеличивании и поклонении  вождям.   

Я благодарен судьбе за то, что был знаком с выдающимся русским драматургом и сценаристом Михаилом Филипповичем Шатровым, который, несмотря ни на какие политические сложности в нашей стране, отстаивал в своих произведениях историческую Истину.
Я думаю, что произведения Михаила Филипповича будут актуальны и интересны всегда. Читая их, мы будем открывать для себя все новые тайны Великого Философа и Драматурга нашей современности.

Пусть Земля будет ему пухом!


Рецензии
Анатолий,
не устаю удивляться количеству интересных людей, с которыми Вам повезло познакомиться. Пьесы Шатрова в своё время будоражили общество. Любопытно было бы пожить в нашей стране, которая называлась СССР, если бы всё, что было тогда написано в Конституции, уставе и программе партии выполнялось. Нигде, ведь, не было записано, что должен быть только один кандидат, персонаж, определённый узким кругом лиц. Мы наблюдаем третий по очереди строй, в котором структура власти не меняется. Как будто какой-то драматург ставит одинаковые пьесы с разным актёрским составом, а публика, в виде населения, подыгрывает актёрам, делая вид, что верит всему, что говорится на сцене.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   16.12.2010 19:48     Заявить о нарушении
Владимир! Действительно, это большое счастье встречаться с такими выдающимися людьми. Я очень дорожу этими встречами. Порой они были мимолетны. Вспоминаю, как в начале 70-х годов подрабатывал рабочим по сцене в театре на Таганке ( обычно в субботу или воскресенье) за две контрамарки на спектакль. Зато видел, как репетировали выдающиеся актеры театра В. Высоцкий и др. Рядом с театром было небольшое кафе. Там собирались актеры после спектакля. Достаточно знаменитое кафе. Там даже живой петух ходил. Было очень интересно слушать их разговоры о театре, искусстве …
По поводу социального театра в нашей стране, в которой народ играет роль безмолвного и безропотного зрителя полностью согласен с Вами. Слишком много физически уничтожили людей за сто лет – более ста миллионов граждан России. Остальные в ужасе от содеянного надолго замолкли…
Спасибо Вам за интересную рецензию.
Успехов Вам в Вашем творчестве.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   16.12.2010 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.