В гостях у северян

Фаина Канашева 2
В гостях у северян.

В первый свой приезд к родителям и родственникам мужа, на Север, мы: я с мужем, брат мужа с женой, отправились в далёкое путешествие к родному дяде наших мужей в гости.
Был теплый, солнечный июнь. Мы все были молоды. Сели в лодку с мотором и быстро поплыли по водяной глади широкой и красивой реки, издавая шум и треск. Лодка выбрасывала фонтаны  бело-прозрачных брызг, освещенных солнцем. И, казалось, что из брызг рождалась семицветная радуга. Встречный ветер обдувал нас прохладой, и если бы не горячие, солнечные лучи, было бы, наверное, прохладно. Лучи согревали нас, делая нашу поездку очень приятной и привлекательной. До вечера раза два выходили на берег отдохнуть от шумного мотора.
Ночевать завернули к старшей сестре братьев. Встретили нас на берегу с радостными улыбками объятиями и поцелуями. Это было мое знакомство с родными моего мужа. Угостили северными деликатесами. Не обошлось и без спиртного.
 Наутро после раннего завтрака мы отправились снова в путь. Часа через три остановились на отдых.
Выбрали зеленый бережок. А чуть подальше стоял темной стеной густой лес. Мы с женой брата захотели половить рыбки. Взяли по удочке, накопали червей и, как заправские рыбаки, сели на невысокий бугорок рядом с водой. Я наколола толстого червя на крючок, поплевала на него и закинула удочку. Жена брата сделала то же самое. Наши мужья поглядывали на нас и посмеивались.
Минут через пятнадцать я вдруг почувствовала, как моя удочка хочет из рук вырваться. Я зажала её рукой крепче. Но удочка начала меня тянуть в воду. Не успела я  и крикнуть, как плюхнулась в реку, зажав кулачком удочку. Чувствую, что меня потянуло по воде к середине реки. Я крикнула с испугу. Меня кто-то тянул по воде с большой  силой, но удочку я из рук не выпускала. Тут подплыл ко мне брат мужа, разжал мой кулак и взял удочку в свою руку. А мой муж вытащил меня из воды и понес на берег. Я накинула на плечи полотенце и стала следить за братом мужа. А тот потихоньку подтягивал удочку к берегу и вовсю улыбался. Мне крикнул:
- С богатым тебя уловом! Только удочка твоя не для ловли мелкой рыбы.
Он вытащил на берег рыбину, ростом почти с меня и сказал:
- Это белорыбица, очень вкусная рыба.
А сам все боролся с рыбой. Она не хотела ему подчиниться и выделывала разные кренделя. Жена брата  принесла топорик и стала  передавать его своему мужу. Он засмеялся и сказал:
-Не нужен топорик. Достал палочку сантиметров 15-20 и стал постукивать ею по носу рыбины. Она вдруг  ослабла и присмирела.
-Вот надо как усмирять непослушную рыбу,- весело сказал он и положил её на клеенку в лодку.
Мы немного перекусили и продолжили свой путь к намеченной цели.
Через некоторое время лодку свернули в русло впадающей в большую реку небольшой речки с быстрым течением, вода которой опять бежала нам навстречу. Лодка наша словно летела, подгоняемая невидимым парусом. Дорогой, глядя на лежащую рыбину, мы смеялись - смех разбирал, как рыбина  волокла  меня по реке. И я не выбросила удочку, сама еще не зная, кто меня хочет украсть. Часа через три увидели русло следующей реки, которая впадала в нашу реку водопадом метр высотой.  Пришлось вытаскивать лодку из воды и на веревках тащить,  огибая водопад. Тяжелая это была работа, но мы справились. Молодые еще все были.
И снова плывем по мелководной, быстротечной речке. Через час показался дом, один единственный, стоит  на холме. Мы подплыли к нему. Тут же из дома вышел хозяин с хозяйкой и их 12-летняя дочь. Речка от дома была метрах в десяти. Мы вошли в дом. Помещение обставлено по-деревенски. Чисто и уютно. Полы очень чистые, прикрытые домоткаными половичками. На окнах цветные занавески.
Мы передали хозяйке белорыбицу. Когда она её обрабатывала, то обнаружила в брюхе небольшого хариусёнка. Наверное, поэтому рыбина не смогла сорваться с крючка.
Нас накормили жареной рыбой, ухой, творогом. К чаю подали в горшочке мед, шаньги со сметаной, сушки. Без спирта не обошлось. Многие любили в чай добавлять ложку спирта.
Не успели вылезти из-за стола, как вошел в дверь мужчина лет шестидесяти, высокий, крепкий, с бородкой и небольшими усиками.
-Гостюшка Александр Никанорыч, проходи,- встретила его хозяйка дома - красивая и статная женщина лет сорока.
 Мужчина со всеми поздоровался за руку и сел к столу около меня.
-Я невдалеке ловил рыбу,- сказал он хозяину, - и зашел к вам. Давно не виделись.
–Милости прошу, - ответил хозяин.
Я смотрю на него и вижу, что кончик носа его словно бы когда-то был отрезан с одной стороны. Я смотрю и не могу отвести глаз. Гость заметил мой взгляд и улыбнулся.
- Нос мой не понравился, молодушка,- спросил  он и начал рассказывать.
-Это молодости грех. Была у меня одна красавица, любила меня. Я тоже её любил. Но грешил с другими женками. Она узнала, и однажды с горячим поцелуем и прикусила мне кончик носа. И сказала:
 -Теперь будешь только мой, другие на тебя смотреть не будут.
Я тогда очень обиделся на неё. Подлечил нос, да и женился назло ей на другой. До сих пор живу с ней душа в душу, на других жёнок и даже молодок не смотрю. Но когда встречаю свою первую, то сердце щемит, любил я её очень. Вот и вся история с моим носом.
-Александр Никанорыч, Вы меня простите, что заставила Вас вспомнить эту не совсем приятную историю, - сказала я.
-Ничего, все это пережитое, - ответил гость.
После вкусного ужина мы все вышли на улицу, посидели. Время было позднее, но на улице было светло. Белые ночи. Солнце не успело зайти за горизонт, как опять поднялось на небо.
Собравшиеся пели северные протяжные песни, рассказывали шутливые истории. Хозяйка, нас женщин, отвела в дом, уложила на кроватях спать.
-А я пойду, провожу мужиков рыбалить, - сказала она и вышла из дома.
Я посмотрела в западное окно и увидела большое озеро метрах в пятидесяти. Вид из окна открывался великолепный, достойный кисти художника.
По озеру двигались  две моторные лодки. «Наши рыбачить поехали», - подумала я и быстро уснула.
Утром проснулась, за окном и мужчины и женщины беседовали. Часто раздавался их смех. Я взяла полотенце, спустилась к речке, окунулась там и в бодром настроении подошла к сидящим у горящего костра. На треноге висел котел, видимо, там варилась уха. Поздоровалась и спросила:
-Как ваш улов?
-На завтрак и обед хватит,-  сказал хозяин, хитро улыбаясь. А его жена мне шепнула:
-И c собой еще возьмете, - и  улыбнулась мне милой, белозубой улыбкой.
Поела тогда я у них вкусной семги, хариусов, белорыбицу, икры свежей, чуть посоленной досыта.
Через день мы отправились в обратный путь. Но теперь я больше не пыталась брать удочку и ловить рыбу.
Дни, проведенные на родине мужа, у их родных на Севере, часто вспоминаю  с радостью и благодарностью.