Буревестник глазами не кастрированных классиков

Юрий Прокуратов
Одна обчитавшаяся советскими классиками дама, сделала мне внушение за мизантропическое отношение к школе. В порядке оправдания скажу, что моя советская школа  пытала некоторых плохих детей гуано из-под Буревестника литературы. Вот таким плохим ребенком был и я. В Украине, где  только ступал и не ступал валянок Буревестника, это сразу называлось  его именем.

Предлагаю в этом тексте мысли некоторых не кастрированных классиков, преследовавшихся советская вертухаевской школой.

                * * *

“Революция русская” рассчитана была на “большую массу”... Ее поэтами были Богораз, Мельшин, Минский, Надсон, прозаиками Гаршин, Горький и Л. Андреев... все - второй сорт, даже 3-й, необразованность, патология или переродившаяся старость.
_________________________
Отчего никто не кричит?
Отчего Россия не стонет?
О рабья страна: целуеш кнут, который тебя хлещет по морде.
И палачи эти - от Чернышевского до Горького.
_________________________
Репин и все художники упрашивают Горького сесть, чтобы они могли увековечить кистью его замечательній образ.
_________________________
Конечно, возмутительно, если пролетариями командует барин: но если это будет “Человек”, просто “Человек” по... Максиму Горькому, в бедном лапсердаке и в засаленной ермолке, тоже “наш брат рабочий, Натан I (фамилию можно и упразднить), то из-за чего же собственно, волноваться. Он друг Максима Горького, а Максим Горький друг ему...
В. Розанов

* * *

Вопрос для меня сводится к тому..., Что хуже - великие князья или Минский с Горьким. Признаюсь, для меня омерзительнее последнее...но я хочу этим, во всяком случае, выразить, что подать руку помощи тому гигантскому хамству, которое надвигается с Минским и Горьким во главе со всей отрыжкой пяти французских революций и наших шестидесятых годов, я не в силах и баста.
1905, из письма А. Бенуа к К. Сомову

* * *

Пробовал  читать  Горького  “Вареньку  Олесову”  которую  читал  лет  40  тому  назад  с  отвращением.  Теперь  осилил  только  страниц  30 - нестерпимо - так  пошло  и  бездарно,  несмотря  на  все  притворство  автора  быть  “художником”.
____________________________
“Горький  присмерти” - Как  всегда,  конечно.
И. Бунин

* * *

Этот рыжий буревестник, оказывается был большой чудак. В 35 лет он усыновил 19-летнего парня, еврея, родного брата Якова Свердлова.  Ну, зачем, спрашивается, брату крупного революционера лезть в сыновья к Максиму Горькому.
Г. Климов

* * *

Где только я не побывал, обивая пороги!  Дошел до самого Горького. Не знаю, какое впечатление я на него произвел.
Войдя, я увидел на стенах до того безвкусные картины, что усомнился, не ошибся ли я дверью.
Лежа в постели, Горький поминутно харкал то в платок, то в плевательницу.
Он терпеливо выслушал мои фантастические идеи об искусстве, разглядывая меня и пытаясь угадать, кто я такой и откуда взялся.
“Моя жизнь”, Шагал

* * *

август 1919. Бедный И.И., когда-то буквально спасший Горького от смерти! За это ему теперь позволяется смотреть, как Горький обедает. И только. Потому что на просьбу относительно брата Горький ответил: “Вы мне надоели! Ну и пусть вашего брата расстреляют!”
З. Гиппиус

* * *

... Горький - малодаровит, внутренне тускл, он есть та шапка, которая нынче по Сеньке... Горький именно потому и икона теперь, что он не психологичен, несложен, элементарен.
_______________________
Июнь 1936. Только что узнал, что умер Горький. Ночь. Хожу по саду и плачу... и ни строки написать не могу.
Бросил работу... Начал было стихи - о докторе Айболите - и ни строчки. (была версия что Горького замочили айболиты. ПРКРТ)
________________________
Вера Алексеевна Громова - полненькая хохотушка, 47 лет. Говорит о Горьком: он был деспот (!) и самодур (!). Жизни совсем не знал (?). Жить в Горках (или на Никитской) было тяжко. Больше трех дней нельзя было выдержать. Внучку одну баловал, а другую - все время держал в черном теле.
_________________________
4 ноября 1954. ...я побрел к Екатерине Павловне Пешковой - которая живет в деревне Барвиха на собственной даче (дача Горького). Сколько ей лет? лет 78...Потом заговорила о Серго. “Хлопочу, бегаю в прокуратуру, но Руденко меня не принимает, а ведь Серго не имел к отцу никакого отношения, и это была такая пара, так они любили друг друга (и побежала, принесла  фотографию). А нам уже нельзя жить широко, ведь мы уже не получаем гонорара за книги Алексея Максимовича, срок прошел, оказалось мы жили не по средствам...
(Серго - С.Л. Берия, муж внучки М. Горького Марфы, сын Лаврентия Берии П.Ю)
К. Чуковский

* * *

И у Горького что-то от “монастырского”; был книжник  и фарисей, любил фимиам и елей и очень любил “денежки”.. умел “деньги делать”. Любил поучать и обличать (фарисейство). Любил... богослужебный слог, часто употреблял церковные словечки: “сиреч” и пр. Сочинил житие - свое собственное, как многие отцы церкви... И читают ... как “священное писание”, как “жития”...
____________________
Горький - явление (...) от него все пошло. Подмена ума умствованием (...) презрение к страданиям, необыкновенная развязность. Дурной надуманный язык (Лев Толстой) все это видел и беспощадно высказал). Дурная напыщенность и - как ни странно - плохое знание жизни, людей. Все шито на одну колодку, все говорят одним языком... Все умничают...
Книге кланялся Горький, как “образованный” лакей... старавшийся казаться образованнее господ....
И. Соколов-Микитов

* * *

Пролетарский буревестник,
Укатив от людоеда,
Издает в Берлине вестник
С кроткой вывеской "Беседа".
Анекдотцы, бормотанье, -
(Буревестник, знать, зачах!) -
И лояльное молчанье
О советских палачах...
Саша Черный

* * *

Обеспечить Горькому спокойную жизнь и взял на себя Генрих Ягода. Это было солидной поддержкой.

Со Сталиным Горький сговорился быстро и после расстрела своего друга Ягоды выступил с известным заявлением “Если враг не сдается - его уничтожают”.
В. Шаламов

* * *

Солженицын объявил Горького вне литературы в своем “Архипелаге ГУЛАГ”, не больше и не меньше.
Рекемчук на  правлении московских писателей

* * *

Во время завтрака в столовую вошел сын Горького - известный автомобилист-любитель Максим и сказал: “Папа, я сейчас обогнал машину, кажется Иосифа Виссарионовича”.
Дачи Горького и Сталина были рядом.
Горький побледнел, побежал извиняться, завтрак прервался, и когда хозяин вернулся, на нем не было лица, и гости поспешили уйти.               
Всеволод Иванов

* * *

После Ленина смерть Горького - самая тяжелая утрата для нашей страны и для человечества.
В. Молотов

* * *

Надпись на сказке М.Горького “Девушка и смерть”:
Эта штука посильнее “Фауста” Гете
И. Сталин

* * *

..Нужная  и  своевременная  слезливость,  умело  построенная  на  контрастах  ницшеанско-нижегородская  внешность  с  космополитическим  оканьем - все  придавало  Горькому  очарование  профессионального  шулера. У  Горького  гранитная  лепка  лица,  бульбовские  усы,  брови - и  вдруг  слезы.  По  щекам  в  три  ручья.  Что  может  быть  сильнее,  оригинальнее  и  ярче.
______________________________
По мере выстраивания СССР в восточную деспотию, круг небожителей становился все уже, но до точки абсолютной диктатуры круг  не ужался даже в разгар сталинизма. Это было невозможно в принципе. Реальный мир построен на компромиссах. Тем более многоступенчатый мир феодализма. В конце двадцатых годов Горький вошел в касту даже не собственно партийной, а кегебистской номенклатуры. В этом смысле он похож на Маяковского, с той только разницей, что Маяковский был один и его в сверхвысшее общество ввели, а Горький вошел туда сам, причем с многочисленной родней. жена и сын Горького просто работали в чека, а внучка (злые языки утверждали, что дочь) вышла замуж за сына Берии... В той или иной степени с КГБ было связано все семейство Пешковых. Сотрудницей КГБ была и его постоянная сожительница Будберг, впоследствии ставшая женой Уэллса
*...старший брат Свердлова был усыновлен Горьким, а племянница вышла замуж за Ягоду.
_____________________
Согласно постсоветской легенде, Горький изнывал в душной атмосфере сталинской России, бился соколом в золотой клетке. Действительно, писал он мало, но просто потому, что ужрался. Для него, профессионального журналиста, литература была средством заработка. Как только он получил кассу, то успокоился. В 20-е годы он писал многотомного “Клима Самгина” для Нобелевской премии. В 30-е ему дали десять нобелевских премий и дворец московского миллионера в придачу. После этого изящная словесность перестала волновать.
Чем же занимался Горький в тридцатые годы? Работал, работал, работал. Как принц Чарльз или леди Ди....
Д.Галковский, “ГПУманист”

* * *

 Великий пролетарский писатель ронял слезы умиления, видя, как под одной крышей мирно собрались и не грызут друг друга пролетарские писатели, попутчики, представители малых наций, народные акыны, которые, еще не овладев грамотой, уже научились уверенно ставить отпечатки большого пальца в гонорарных ведомостях.
В. Войнович

* * *

...Мозг Горького бросили в ведро. И его нес к машине Петр Крючков, доверенный человек Ягоды, состоявший при писателе в качестве личного секретаря.  “Неприятно было нести это ведро с мозгом еще недавно живого человека”, - запишет он 30 июля 1936 года.
“Иллюзион счастья”, В. Костиков