Чемодан шоколада. Эхо войны

Спекулянтка Ру
Это  был  хороший  день.Нам давали спокойно постоять, а это  иногда  бывает  нелегко - от  неподвижности  ноги  устают  и  уже подумываешь  уйти,  но  как  всегда  жадность  пересиливает  и я стою.
Всё заканчивается одинаково - дожидаюсь  еще  одного  обхода  ментов, плачу  еще  один  стольник...
Никогда  не  жалею, всем  ведь  надо  жить и мне  достаточно осталось. 

Иду  по  Тверской, хочется  есть, денег  много, куплю  чего-нибудь  вкусненького. Никаких 
проблем - еда  на  каждом  шагу, только плати. Горячий  шоколад?  Отлично, я   горячий  шоколад  не
покупала  никогда, сегодня  могу  себе  позволить...
Если  бы  я  знала,что  он  такой  невкусный, никогда  бы его  не  купила,  просто  густое  какао 
не  очень  хорошего  качества. Ничего, зато  есть  теперь  совсем  не  хочется.

За  последние годы  постоянных  мотаний  в  электричках  и  многочасовых  стояний на  лестнице 
шоколад  для  меня  часто  бывает  единственной  едой в  течение  дня.  Даже  не  могу  сказать,
люблю  я  его  или  нет, просто  удобная  и  питательная  еда, а  когда-то  он  казался 
недоступным  деликатесом...


Это  было  где-то  в  6-ом  или  7-ом  классе, мы  уже  вернулись  из  Сибири,  живем  в  дальнем  Подмосковье,все новое: женская  школа, девочки  в  одинаковых  формах, интересные косички  у  всех,  но  какой-то  непривычный запах в классе - смесь уксуса с  керосином, так  тогда  боролись  со  вшами.

И  вот  среди  учебного  года  в  нашем  классе  появляется новая  девочка. Она  была  как  с  другой  планеты - в  нарядном  шерстяном  платье, тоже  коричневом, но  совсем  не  похожем  на  наши, в
крепжоржетовом  тонком  фартуке, в  нарядных  туфлях, мы  видели  такие  вещи  только  в  кино. 
Но  главное - от  нее  ничем  не  пахло! Ну  совершенно  ничем!
 
Только  много  позже  от  своего  любимого  Фейхтвангера  я  узнаю, что  от  женщины  света  не 
должно  пахнуть ничем, но об этом  я  узнаю  не  скоро.

Хорошо  помню, мы  сразу  полюбили  эту  девочку, у  нее был  легкий  общительный  характер, она 
быстро  со  всеми  сошлась. Ко  всему  этому  она  была  просто  очаровательна - черные  вьющиеся
волосы, ослепительно  белое  лицо  со  здоровым  почти  детским  румянцем  и  большие  вечно  смеющееся  серо-голубые  глаза, я  потом  не раз встречала  таких  украинок.  Ее  звали  Рита  Шматко.

В  тот   раз  мы  что-то  обсуждали  на  перемене, стояли  в конце  класса, не  помню, о  чем  шла
речь. Вдруг  Рита  со  своей обычной  непосредственностью  говорит(наверное  разговор  наш  был  о 
войне): "Девчонки!  А  мне  так  жалко, что  кончилась  война! Мой папка  был  летчиком  и  он 
очень  часто  привозил  нам  полный  чемодан  шоколада"...

Прошло  больше  полувека, а  эта  немая  сцена  стоит у меня перед глазами...
Еще  звучат  слова,но они  уже  произнесены,  уже  ничего  не изменить.

Повисло  совсем  не детское  молчание, редко  кого  из  нас не  коснулась  война, невероятно  было
подумать, что  кто-то  мог  сожалеть  об  ее  окончании. Мы в  своих  дешевых  мятых  формах, 
пропахшие  смесью  уксуса  и  керосина, часто  просто  голодные  не  могли себе  даже  представить
чемодан  шоколада, многим тогда даже вкус его был незнаком.
Но  хорошо  помню - ни  слова  упрека  этой  хорошенькой  благополучной  девочке, наши опущенные
глаза и молчание...

Я  уверена  была  тогда, как  пожалела  о  своих  словах  Рита, я   помню  ее   виноватый
растерянный  взгляд совсем еще ребенка. Она  могла  и  не  знать, как  прожили  эти  страшные  годы
 другие  дети, она  могла  не  знать,  сколько  летчиков  не  успели  привезти  своим  детям  ни 
одной  шоколадки...

                *****
09.05.2012. Утро. Только что посмотрела Парад на Красной Площади. Очень впечатляющее зрелище.
Думала только об одном - чтобы ни эти люди, ни эта техника никогда не оказались в реальном бою.

      ВСЕХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МОЕЙ СТРАНИЦЫ ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!!!
                Житель Блокадного Ленинграда.
                ***** 

Здесь тоже о шоколаде:  http://www.proza.ru/2010/05/06/626

Фото из интернета.