Рецензия на Наследие Дракона Екатерины Флат

Гуйван Богдан
          "Наследие дракона" Екатерины Флат можно прочесть здесь: http://www.proza.ru/avtor/irmelline .
          "Кого больше, тех, кто пишет фэнтези, или тех, кто его читает?" (из сетературного фольклора).
          Как известно, существуют два рецепта приготовления фэнтезийного чтива: магия, драконы и всякое такое плюс штампы и штампы плюс магия, драконы и всякое такое. И вообще, к слову, многие авторы мнят будто творят что-то неповторимое и проникновенное, хотя чаще всего просто микшируют без разбора сознательно либо бессознательно все прочитанное и увиденное. И в этом плане фэнтези - жанр далеко не в наибольшей мере пестрящий оригинальными идеями и новыми сюжетными ходами. Пожалуй, даже детективы в этом плане выигрывают. Нет, я не отрицаю, что можно написать хорошее фэнтези. Просто, когда жанр превращается в огромный магнит для людей, хоть как-то пытающихся сложить слово к слову, то удельный вес качественных книг, или хотя бы отмеченных желанием найти что-то новое, очень мал.
          Теперь перейду собственно к Наследию Дракона.
          "Сюжет неплох, по крайней мере по есть" (рецензии сайта проза.ру).
          Действие развивается вокруг шестнадцатилетней принцессы по имени Лу. Эта девушка не обладает ни феноменальной способностью скрывать чувства и лгать, ни поразительной находчивостью, ни, на худой конец, дедуктивным методом. Логично предположить, что вскоре от нее будет зависеть судьба мира, ведь это противоречит здравому смыслу. Так и случается. Мир, в котором живет Лу поделен на "разумный" и "неразумный". В первом нет магии, во втором есть. Причем миры разделены преградой, чтобы проникнуть сквозь которую нужны монеты под названием дархи, коих на весь "разумный" мир раз два и обчелся. "Неразумный" мир называется Эритрея. Итак, завязка сюжета проста: парень Лу решил остаться в Эритрее, тогда как остальные рыцари из его отряда вернулись. Какого лешего они вообще туда поперлись? Типа какой-то очередной могущественный артефакт возвратить.
          Естественно предположить, что принцесса тайком убежит из замка, утащит погремушки стратегической важности - эти самые дархи у самого носа всего королевского двора и доберется до своего возлюбленного. Ведь это совершенно не вяжется со здравым смыслом. И тут начинается самое интересное. Возлюбленного использует заместитель короля Эритреи, чтобы достать некий артефакт, способный, как ни странно, перевернуть весь мир с ног на голову. И "разумный" и "неразумный". Ведь этот самый возлюбленный оказывается наследником давнего короля Эритреи, которого лишили трона и отправили восвояси. Тоже не первый раз видим. Лу оказывается во все это вплетена, хотя сама не умеет ни огнешар метнуть, ни мечом помахать. Естественно предположить, что с ней опять таки ничего не случится, несмотря на кучу "желателей" убить ее либо поймать, использовать, а потом уже убить, что тоже не слишком оригинально. Штамп на штампе? В принципе, примеров можно привести еще много. Например, сцену с взятием заложника и приставлением кинжала к горлу или магический поединок на вершине горы, который одновременно отсылает и к Толкиену и голливудским боевикам, но... Все же драконы, принцессы и все такое перевешивают. Да, клише присутствуют, но, во-первых, интрига выдержана превосходно, каждая из тридцати двух глав заканчивается так, что хочется читать дальше. Сюжет развивается в отлично выдержанном темпе, у каждого героя есть понятная мотивация для действий. А в целом это затягивает, и очень часто, несмотря на присутствие штампов, история удивляет. По крайней мере меня удивляла несколько раз. Итак, главный плюс - это сюжет. Да в нем присутствуют штампы, часто в самые драматические моменты вызывающие гомерический смех, но тем не менее чтение интересное.
          "О героях. Тут все просто: выскочил с героическим лицом, упал с удивленным. Горюющим - медальку и останки в цинке" (самоцитирование).
          Персонажи - это не самая сильная сторона "Дракона". Ладно, есть кречет, стоящий внимания, но он появляется лишь в последних главах. Есть заместитель короля Эритреи и какой-то ученый, но они оба на одно лицо и смотрятся, как вылитый архетип Старого Мудреца. О Лу нечего и говорить - с характером у нее плохо, ведь она его вообще не проявляет, и в целом ничего привлекательного в ней нет. С другой стороны, если автор считает, что читателю приятно ассоциировать себя с подобными тряпками (зачеркнуто) персонажами, которые мало на что способны, то он имеет право на свое мнение. Среди персов стоит выделить Валиена. Лично у меня сложился четкий образ эдакого парня из аниме, с острым подбородком, большими глазами, одетого в черные шелка. Его превращение под действием артефакта, да не слишком оригинально, но описано на уровне. И его последующее поведение, своеобразная элегантность... короче парень выдержан в одном ключе, что хорошо. Но все же за персонажей много дать трудно. Это не то, что привлекает к чтению "Наследия".
          "I'll be back" (Арнольд Шварценеггер).
          Концовка. Не буду портить чтение тому, кого заинтересует это произведение. Скажу туманно. Концовка довольно неожиданная, хотя и чуть испорчена упомянутым трюком с кинжалом к горлу и заложником. А главное нет типичного для фэнтези расписывания, как именно персонажи жили долго и счастливо. Название заключительной главы "вместо эпилога" в хорошем смысле обманывает читателя. Ну а последний абзац очень интригует. To be continued...
          Автор планирует написать сиквел, и триквел, а может и квадриквелл и пентиквелл, развивая вселенную. Будем надеяться, что появится побольше кречетов, не исчезнет привлекательная постройка сюжета, а все штампы будут либо удалены либо разгромно высмеяны. Кстати, юмора в "Наследии" хватает. Но можно было и побольше:)
          "Secretum finis Africae manus supra idolum age primum et septimum de quator" (Умберто Эко, "Имя розы")
          Зачем я использовал именно эту цитату? Потому, что речь пойдет о развлекательности.
          Итак, что в итоге? "Наследие дракона" - это фэнтезийный роман, где есть интересные необычные локации (взять хотя бы Город Дракона или Кривую Гору) и могущественные артефакты (никаких теплых слов сказать не могу), волшебные существа (тот самый Птиц-кречет), магические поединки, любовная история (надо было сказать пару теплых в сторону артефактов, так как тут не мне оценивать) а так же в целом весьма неплохой сюжет. Не ищите здесь запутанной многослойной аллегории, философских бесед на десятки страниц или авторских размышлений о смысле жизни. Если хочется развлечься, прочесть стоит, но, если хочется чего-то поглубже, то либо умерьте аппетиты и перестройте восприятие, либо ищите себе что-нибудь по вкусу. В целом "Наследие" - не маст хэв, но стоит внимания.
          "А теперь, Вовочка, перейдем к оценкам. Нет, кто разлил кислоту на журнал?!." (сам только что придумал).
          Сюжет: 8.
          Персонажи: 5.
          Общее впечатление: 7.
          Итоговая оценка: 7.