Живой родник творчества

Ольга Бугримова
О поэзии и прозе Эдуарда Георгиевского

Не устаю удивляться талантам русского человека. Все-то ему подвластно, всё по плечу! Наверное,  Некрасов сказал бы о нём: «Он и пахарь, и жнец, и на дуде игрец».
В унисон ему так и хочется добавить: «А ещё и заслуженный врач России, и член Союза писателей России!»
Спросите: «О ком это я?»
Конечно же, об Эдуарде Павловиче Геогиевском, неугомонном  романтике, так много успевшем сделать за свою жизнь.
Коренной туляк, отец трёх сыновей и дед шести внуков, врач по призванию, поэт по убеждению, фотограф – любитель по велению души и просто хороший человек по складу характера.
Удивительно, как много достоинств умещается в одном человеке, от общения с которым обретаются крылья за спиной, и появляется уверенность в себе. Он, говоря молодёжным сленгом, умеет быстро «разрулить ситуацию» и дать множество житейских советов.
Этот талант Эдуард Павлович унаследовал от своей мамы Марии Ивановны и тёти Татьяны Ивановны, главной медсестры областной больницы.
Любовью всей его жизни стала медицина, но, будучи романтиком,  он с супругой Тамарой Сергеевной  проехал Россию с востока до запада.
Накопленные впечатления и эмоции как-то сами собой стали выплёскиваться на бумагу, хотя и не сразу. Стесняясь своего поэтического дара, он долгое время никому не показывал свои стихи и зарисовки о людях и природе. Писал, как принято говорить у литераторов, в «стол».
В стихотворении «Муза» Эдуард Павлович пишет:
«Раскрылся Божий дар на склоне лет,
Не верю сам себе, что я поэт.
Бывает, по ночам я плохо сплю,
Я с Музой говорить всегда люблю».
Вот здесь-то, уважаемый поэт, я с вами не соглашусь. Возраст чуть за пятьдесят ещё далеко «не на склоне лет», а именно тот, когда человек приобретает жизненный опыт и мудрость,  достигает своего апогея во всём: в карьере, в становлении, в решении бытовых вопросов. Как говорится, успел к этому времени и дом построить, и дерево посадить, и сыновей вырастить, и время для творчества осталось.
Много повидавшему человеку, впитавшему в себя красоту и многообразие пейзажей близка тема природы. Перед нашим взором предстаёт и чета берёз, и  лебединое озеро в Белоусовском парке, и купола храмов, сияющих позолотой.
 Поэтическими находками можно назвать в стихотворении «Рябина»  сравнения: ягод рябины с «каплями крови невинной», птичью стаю с «ратью» боевой, молодую землянику в белом кружеве ресниц с лесной феей. Он видит «рябины счастливые слёзы», а по утрам, словно юнец, до сих пор удивляется туманам, слышит «хрустальную капель – мелодию весны», наслаждается «полётом ласточек», радуется рыбацкому счастью и золотому лугу из одуванчиков. Как и природа, он живёт по своим законам, а главным богатством считает для себя сосновый бор, поля, луга, реки и даже воздух, которым дышит.
Святая вера в природу придаёт ему силы и точку опоры. (Стихотворение «Золотой луг» из сборника «Мне по душе невиданный простор», Тула, изд. «Левша», 1997.)
В моём любимом стихотворении «Незабудка» летняя картина встаёт во всей красе благодаря описанию букетика синих незабудок. Мы воочию видим, как «раскололось небо, будто б на кусочки» и разбросало свою синеву повсюду. Синие цветочки, небесная синь, лучистые синие глаза цвета неба встреченной по пути девушки – цветовая гамма обозначает чистоту, нежность, воздушность. Георгиевский оригинально использует для усиления выразительности образа цветовой эпитет, который несёт смысловую нагрузку в стихотворении.
В своих стихах он создал единый образ человека и природы. В стихотворении «Есть заветные тропки в лесу» кольцевой повтор в первой и третьей строфах создаёт впечатление мечтательности, чувство отрешённости от обыденности и рутины.
«Есть заветные тропки в лесу,
я сюда свои мысли несу».
Ему так важно побыть одному со своими мыслями, чтобы помечтать,  помолчать, набраться впечатлений и «сочинить новый стих».
Во многих стихах о природе, таких  как «Дождь прошёл»,  «В парке зимой», «Тихая охота», «Весна», «Осень» перед читателями не грандиозные картины, а зарисовки природы в живом восприятии поэта – мечтателя, стремящегося найти в мире тишину и гармонию. Кажется, и краски сливаются с картиной тишины. При этом каждое стихотворение отличается конкретизацией места действия. Ничего не ускользает от внимательного взгляда Эдуарда Павловича.
С благодарностью он пишет о людях после пребывания в  санатории «Сосновый бор», расположенном в посёлке Солотча Рязанской области.  Эдуард Павлович выпустил два сборника стихов и прозы «Сосновый бор» и «Страна Солотча».
Можно с полным правом о такой верности данному месту отнести слова Михаила Пришвина, что автор «умеет малому вдохнуть душу большого».
О чём бы ни писал поэт, он неизменно возвращается к теме родного города, к его красотам,  окрестностям, улицам и площадям. Восторженность любимым городом не проходит с годами. Поэтому и рождаются новые строки стихов, часто положенные на музыку современными композиторами. Первый выпуск сборника «От сердца к сердцу» вышел в 2005 году и уже стал библиографической редкостью.
 В его творческой копилке более двадцати песен, но, думаю, об этом нужно говорить и писать  отдельно профессиональным музыковедам. И поверьте, они найдут много интересного в его текстах.
Не раз Георгиевский обращается к теме совести, подтверждая библейскую истину, что совесть – это Бог.
«Все мы Бога забыли.
Все спешим, а куда?
Все  мы ходим под Богом,
Без него никуда!»
«Монашка», из сборника «страна Солотча». Тула,1999.
В этих строчках просвечивается человеческая печаль и грусть о том, что безбожие в наших сердцах приносит нам невзгоды и потери.
Неожиданно для себя он  вошёл в литературу и остаётся в ней поэтом с устойчивой репутацией, так как привязанность к Родине, Туле, семье порождает в его неугомонной натуре эмоциональные волны творчества. Сердцем он остаётся таким же неисправимым романтиком, как и раньше и успехи не испортили его душевную чистоту, не обмелел его поэтический родник.
«Я память о себе
В сердцах людей оставил
Не тем, что был жесток,
А просто мягок был.
И беды понимал,
И душу не ославил,
И в сердце я держал
Любви огонь и пыл».
Из прозы меня больше всего заинтересовал  рассказ - быль «Акулина», Тула, изд. «Левша», 1999.
Неторопливый рассказ о деревенской женщине с чисто русским именем Акулина постепенно захватывает внимание непринуждённостью тона. В нём нет замысловатости и сложности сюжета, но простота речевой сферы автора не снижает душевной величины написанного.
Обыкновенная деревенская девчонка Акулька стала опорой родителям, в отличие от сестры Шуры осталась в деревне и нашла свое счастье в работе, став примером для односельчан. Автор раскрывает  душевные качества по мере взросления героини.
Здесь он как бы является живым участником событий и собеседником одновременно. История жизни Акулины как сложная драма постоянных потрясений из-за её некрасивости и одиночества. Но девушка и не ищет причины своих невзгод, смирившись со своей участью. Она стремится к самоутверждению и личному счастью как бы нехотя, надеясь на случай, но это показное равнодушие и смирение героини. Авторитету Акулины способствовало трудолюбие, жизнелюбие, веселость, смекалистость и деревенская хватка. Нравственное взросление Акулины раскрываются в поступках: отказа от своей любви, непосильной работы, жажды мщения за повешенного фашистами родственника, организация в собственном доме «Службы быта» и другие. Все они характеризуют Акулину как натуру цельную, честную и бескорыстную.
Акулина далека от эпохальных событий, но именно такие люди  создавали величие России во все времена.
В книге Эдуарда Георгиевского «Сосновый бор».- Тула.- ИПП «Гриф и К».-1999. помещены небольшие автобиографические рассказы из будущей повести. Герой рассказов делится своими впечатлениями о пребывании в санатории. С документальной точностью он описывает каждый день отдыха, находя всё новые и новые прелести в жизни отдыхающих. Вадиму Петровичу (прототипом которого является сам автор), человеку занятому, интересно наблюдать за ними и самому участвовать в конкурсах и забавах. На это время он забывает о своей солидности  и превращается в подростка. А вечерами, когда всё стихает, отдаётся своему любимому увлечению – сочинительству стихов. И ложатся на лист бумаги строки:
«Тихо здесь. Прямые сосны
С золотистою корой
Дарят мне вполне серьёзно
Силу, бодрость и покой».
Рассказы «Мемориал», «Стимулятор сердца», «Volkswagen» объединены одним героем и повествуют о разных жизненных ситуациях. Полнота и объёмность содержания достигаются строгой организацией всего материала: уплотняются события, утверждаются истинные ценности -  любовь, дружба, верность долгу, привязанность к отчему краю, как бы не пафосно это звучало.
В пределах жанра оказываются  моменты бытия и быта, столь обычные для рассказа. А лаконизм, чувство меры в отборе деталей и ёмкость сюжета сохранены в них как обязательные и устойчивые. В рассказах Георгиевского зачастую важен подтекст повествования, понятный  лишь внимательному читателю. Он отлично знает людей, о которых пишет, потому что сам живёт среди них и описывает вполне обычные истории. Но мы как бы слышим их голоса, обнаруживаем жизнь в её подлинности, без всякой выдумки. Автор увлёкает нас подробностями внутренней жизни обыкновенных людей, заставляет переживать и сочувствовать им.
 Мне показалось, что его рассказы сродни  рассказам В.Шукшина и молодого А.Чехова. Перечитав внимательно все сборники стихов и прозы Э.П.Георгиевского, моё сердце словно наполнилось светом жизни.
Анализируя творчество поэта и прозаика Эдуарда Георгиевского, можно смело сказать, что ему с одинаковым успехом удаются и поэтические и прозаические жанры. Он нашёл свой, неповторимый стиль и, умело обращаясь со словом,  не подражая никому, скромно делает своё дело. А скромность и бескорыстие - отличительные черты не только самого автора, но и его героев.
Я пишу как умею,
Никого не имею.
Я в виду из кумиров,-
У меня своя лира,
Своё виденье мира,
Свои мысли о жизни,
И служеньи Отчизне.

 Можно ли к этим словам что-то добавить?