Художка сегодня. Торжество графомании

Инна Криксунова
Среди книгочеев давно уже слышен стон: «Почему в книжных магазинах полно всякой дряни?». И действительно, раньше, в советские времена, когда действовала жесткая цензура, книги подобного уровня ни за что не вышли бы в свет.
Прежде всего, цензура давала зеленый свет многотомным сочинениям классиков марксизма-ленинизма. Но вместе с тем и ставила заслон перед непрофессиональной, графоманской халтурой. А сейчас магазины заполонены ею.
 
Почему? Во-первых, потому, что вкусы массовой публики — ниже плинтуса.
Но не все так просто. Из художки массового уровня публика все же выцепляет вещи, в которых «что-то есть». Возьмем феномен Донцовой. Понятно, что ее книги — это развлекательное чтиво. Прочитал — выбросил. Но книги Донцовой сумели выделиться из тысяч себе подобных! И не просто так, а потому, что они брызжут веселой энергетикой, жизнелюбием, позитивом. За это их и полюбила публика.

В нон-фикшн тоже есть культовые авторы: Правдина, Малахов, Луиза Хей. В их книгах есть особая энергетика, особый посыл, они увлекают, заставляют прочитать их до конца и захотеть еще.

Так что публика все-таки не такая уж дура. Хорошую, захватывающую книгу она найдет в самом дальнем углу магазина, на самой пыльной полке. Вытащит, купит, прочитает и друзьям о ней расскажет. Примером служат книги, которые продвинулись в топы продаж сами, без всякой раскрутки. И такие книги есть, мы это знаем.

Есть еще один момент. Сейчас любой автор, чью рукопись отвергли издательства, может издаться за свой счет плюс проплатить раскрутку. Есть деньги — издавайся! Люди, чьи рукописи были отвергнуты издательствами, могут публиковаться на собственные средства.

Понятно, что любой автор считает свое произведение шедевром. Это же его любимое, выношенное, выстраданное детище. Ну, если не шедевром, то уж достойным издания, это точно. Друзья и родственники хором хвалят его шедевр, понимая, что автору нужна моральная поддержка. В результате автор восклицает: «Слушайте, Шилова и Полякова издаются, а я что, рыжий? Мой текст ничуть не хуже!». И он недалек от истины…

Еще несколько лет назад в свет выходили книги, которыми можно было зачитываться взахлеб. Это вещи Рубиной, Улицкой, Гришковца («Рубашка»), Санаева («Похороните меня за плинтусом») — все не перечислишь. Все читали и понимали: в этих книгах есть нечто такое, что захватывает, приковывает внимание!
Но в последние годы, действительно, читать взахлеб стало нечего…

Кто и как поднимет уровень художественной литературы? Может, пора вводить цензуру? В советские времена на каждом предприятии, выпускающем продукцию, существовали отделы технического контроля, ОТК. Пора, наверное, и в книжном бизнесе ставить заслон низкосортной продукции.
А вы как думаете?
***
МОЙ САЙТ: http://inna-kriksunova.ru  Много интересных статей!