Игорь Смысловский - мемуары Глава 22

Владимир Смысловский
     В этот период в Камерном театре мне достаются разные роли. Очень разные. И это побуждало меня устремиться в новые поиски истины актерского искусства. И кое-что, пожалуй, я заложил в свой арсенал.

     В области характерности образа я предложил себе фантазировать, беря объектом какое-нибудь животное, птицу и даже действующий предмет или явление, как например - скрипучая телега, шум грозы, закипающий чайник.
   Иногда фантазия в этом направлении давала неожиданные результаты и не только для внешней характерности, но и для внутреннего ритма жизни.

   Рассуждая, что у актера переходит через рампу я пришел к заключению, что наш организм имеет запас биотоков, которые будучи сконцентрированы, вырабатывают эмоцию подобно электромагнитным волнам, которые направляются в зрительный зал и принимаются своеобразным зрительским приемником.

   Поэтому задача актера ничем не нарушить внимание зрителя, чтобы он был целиком настроен на твою волну.  И в связи с этим еще одно наблюдение, как работают такие редкие индивидуальности как актеры Моиси или Блюменталь-Тамарин.
   Они в сильные моменты своих ролей сцепляют руки на груди, а это, выражаясь техническим термином, получается замкнутая цепь, которая как известно в электротехнике создает лампу накаливания. И тогда я начал применять мою теорию на практике, но только не в сильных местах, а в самые тихие, сокровенные моменты.

    Так это или не так, но уже вера в то, что мои скрещенные руки мобилизируют мою энергию, которая доходит до зрителя, дает свой результат.


      И еще очень важный вопрос о действительном темпераменте. Как-то, в то время малоизвестный режиссер Демидов, пригласил меня репетировать у него на дому в пьесе А Толстого. Демидов был учеником Вахтангова, но как-то в тот момент не у дел. Ему хотелось поделиться с молодежью своими открытиями в области актерской техники. Из этих репетиций и из положения Станиславского - не показывать потолок своего темперамента, я понял очень важную вещь.
    Никогда, ни при каких обстоятельствах актеру нельзя выбрасывать из себя свой темперамент на партнера или на зрителя, а надо действовать наоборот - надо партнера или зрителя забрасывать в себя, в свой внутренний жорнов. Этим темперамент становится более сильным и убедительным и появляется нержиданная точная интонация.


     Ролями в театре я не был обижен. Играл много Почти в каждой премьере получал роль. В результате всегда у меня была переработка и я получал чуть ли не двойную зарплату, тем более что тогда для актеров время было более благоприятное.
   У нас был 6-часовой рабочий день. Спектакль считался за 4 часа. И если утром была репетиция, а вечером спектакль, то уже получалась переработка, которая оплачивалась в двойном размере вне зависимости от занятости в другие дни. Ничего подобного, как теперь расчет по-декадно, тогда не было. Жить было актеру хорошо. Жить было лучше. Великолепно было на гастролях.  Во первых, хорошие города, во вторых, никаких параллельных спектаклей и никаких дневных репетиций за исключением, конечно, экстренных вводов и всего лишь на один месяц. А премьеры?

  Каждая премьера в театре отмечалась банкетом в мраморном зале, за счет дирекции. Приглашалась вся труппа. Это был праздник. Да!... Смотрю я сейчас на это свое прошлое и могу сказать словами своего Гуски - «Как ароматная, какая сладкая жизнь была!».

          И вот в театре событие! Таиров ставит спектакль «Богатыри»! Автор - Демьян Бедный! Композитор - Бородин! Художники - знаменитые полишане! Сатирический спектакль. Острая пьеса. Гениальная музыка. Потрясающе красиво оформление.
   Что будет? Будет Бум, будет успех.
Я получаю роль разбойника «Совы». Роль через весь спектакль. Роль глухонемого. Интереснешая работа. Ни одного слова и масса мимических возможностей. Я счастлив. С увлечением репетирую. Все репетируем, предвкушая сенсацию.
   
       Премьера! Публика в восторге. В театре праздник!...

     На третий спектакль приезжает в театр Молотов. Посмотрел и уехал. А дальше знаменитые постановления о «богатырях». Спектакль снят, как порочащий советскую действительность.
  Оказывается крещение Руси было явление прогрессивное, а мы не знали и остро высмеяли это! В театре траур.
    Потом организовано трехдневное собрание в театре, где подвергают критике деятельность Таирова и не обошлось камешка, брошенного в адрес Алисы Коонен. Стыдно было сидеть на этом собрании. Вскрылось гадость, подлость, предательство.
   Ужасно, когда человеки за шкуру свою трясутся и продают себя!...

      Траурные дни долго еще похоронили в стенах театра. А затем последовало постановление о слиянии двух театров. И слили Камерный театр под руководством Таирова и Реалестический театр под руководством Охлопкова!

  На фото - И.А.Смысловский с частью труппы на гастролях в г. Кемь
            Кстати именно в этом городе отбывал заключение его отец Смысловский Алексей Константинович