Одессиада финна

Андрей Карпин
О телефоне или, что будет вернее, его отсутствии и плачевных последствиях этого, у меня припасена еще одна история. Она лишь косвенно связана с Финляндией и интеграционными процессами, так как произошла за пределами Суоми. Но эти процессы, напоминаю, подразумевают сохранение родной культуры. Русской, украинской, белорусской – многонациональной, разной, многоцветной. Культуры тех мест, откуда перебрался в новые края. А у меня есть знакомые из Украины, в том числе из Одессы. Одессы-мамы,  которая многих привечает по-матерински, но к некоторым относится , как мачеха.

«ОДЕССИАДА ФИННА»,
или пропавший без вести на пляжах Аркадии.

Совершенно обычная, даже банальная история, рассказанная  в поезде Одесса – Петербург. Излагается  от первого лица, то есть самим «героем» событий, а потому жанр вправе называться "почти документальное чтиво".

«Ах, Одесса, жемчужина у моря!..»
Расхожая строчка донельзя знакомой песенки у кого-то разбудит довольно приятные воспоминания об отдыхе у Черного моря, пляжах Аркадии, санаторно-курортном лечении, например, в санатории им. Чкалова, о Привозе, Лонжероне и т.д. и т.п. За сокращениями может скрываться все, что угодно, вплоть до… Даже не знаю, чтобы еще отнести к приятным воспоминаниям тех читателей, кто уже побывал в Одессе на отдыхе в разные периоды ее истории – в бытность СССР или сейчас, когда Одесса является частью «незалежной» Украины.
Но лично у меня Одесса теперь никогда не будет ассоциироваться с «жемчужиной». Этот жемчуг потускнел, скукожился, растрескался и распался, как песчаные замки или куличи на пляжах линии Большого Фонтана.  Одесса для меня навсегда останется «мамой», именно в том значении слова, когда об этом городе говорят, как о «маме» всех воров бывшего Советского Союза и нынешнего СНГ.
Уважаемые читатели и будущие курортники, выбравшие для  места отдыха родину Кости-моряка! Я не хочу вас пугать и стращать. Я не буду отговаривать вас от поездок в Украину, но несколько советов и рекомендаций  дать хочу. Вернее, предостеречь от возможных ошибок и значительных потерь, если вы все-таки соберетесь в Одессу.
До сентября этого года сам я в черноморском городе-герое ни разу не был, потому и хотелось побывать там, где ступала нога Пушкина, где пел Утесов, заставляли нас смеяться Ильф и Петров. Хотел пройтись по Дерибасовской улице и Потемкинской лестнице, окунуться в волны Черного моря, поплавать и позагорать. «Бархатный» сезон! Полный самых радужных надежд …
Одесса во второй половине сентября  встретила холодом, хмурым небом и дождями. Одесситы жаловались на резкое похолодание, непривычное для этого времени года, и надеялись на потепление, но  возвращение «бабьего» лета откладывалось на начало октября. «Не повезло мне с погодой, - подумалось  в день прилёта.- А жаль!» Я еще не знал, что жалеть придётся совсем о другом.
Моя поездка была рассчитана всего на пять дней. В среду , 24 сентября, я должен был вылететь обратно, домой, по маршруту Одесса – Рига- Хельсинки. Но судьба распорядилась по-другому. Форс-мажор, непредвиденные обстоятельства, позже названные кем-то «дорожными», задержали меня в Одессе еще на  20 дней. А к началу октября, когда в этот город вернулось тепло, и на пляжах Аркадии опять появились загорающие курортники и купальщики, мне казалось, что я тут останусь уже навсегда.
Слишком длинное вступление, скажете вы. Но без него никак не обойтись, чтобы прочувствовать разницу между тем, на что надеялся и рассчитывал обычный человек, отправляясь на украинский курорт, и с чем ему довелось столкнуться в действительности.
Представьте себе совершенно незнакомый южный город с миллионным населением, с непрекращающимся потоком машин, трамваев, троллейбусов, маршруток с трехзначными номерами и обыкновенных такси. Куда, в каком направлении ехать? Где нужная улица? Растерянно начинаешь расспрашивать прохожих, но не каждый из них является одесситом, и не каждый одессит знает нужный тебе адрес или номер маршрутки. Впрочем, так бывает в любом незнакомом городе, и выручает твоя настойчивость, целеустремлённость и предварительная подготовка. Перед поездкой в Одессу, от которой меня отговаривали почти все родные и друзья, я заглянул на сайты черноморской здравницы, скачал из Интернета карты, маршруты, описание достопримечательностей, и всё это аккуратно сложил в дорожный чемодан для последующего изучения и использования, уже там, на месте.
Не пригодилось! В первые три дня моей «одессиады» выручали добровольные гиды – коренные одесситы, нынешние и бывшие, слетевшиеся в свой родной город со всех уголков земного шара. Израиль, США, Германия и ... отовсюду.  Ну, вы знаете, что одессита можно встретить везде, и в основном это милые, добрые и порядочные люди.
А следующие три недели шанса воспользоваться своими «домашними» заготовками у меня уже не было. Карты и прочие вещи исчезли вместе с чемоданом, со всеми вещами, деньгами и документами. Попросту – были похищены, украдены. Уведены прямо из-под носа в районе железнодорожного вокзала славного города Одеса. Именно так, с одной буквой «с», пишется название города по-украински. Видимо, тоже кто-то стащил , навсегда позаимствовал из этого слова одну привычную буковку…
Неприятно, никак не хочется признавать себя растяпой, недальновидным путешественником, лохом, лузером. Какие еще слова  для себя  я находил, помнит  только прохладная одесская ночь. Зевнул, не подумал, не предусмотрел, расслабился, совсем забыл, в каком городе нахожусь! И непечатные…
«Это же Одесса-мама. Сюда стекается воровская братия со всех просторов бывшего Советского Союза, - укорял меня позже один одессит. – И надо быть очень осторожным».
Куда уж осторожнее, хотелось мне возразить. Памятуя о славе Одессы, я не таскал с собой загранпаспорт, билеты и мобильный телефон. Оставил всё в номере, в чемодане. Домой уже позвонил, в Одессе знакомых нет, а в самолёте мобильник в любом случае надо выключать. «В аэропорту, на обратном пути, достану билеты и паспорт, в Хельсинки –телефон. Пусть лежат»,- думал я тогда. Возможно, так и лежат, никому не нужные. Воришек больше привлекают деньги и приличные вещи, а старую модель мобильного телефона и бомж не возьмет. Паспорт? Не знаю. Паспорта, говорят, просто выбрасывают за ненадобностью. А мне-то был нужен только он, мой заграничный паспорт с шенгеновской визой.
Крадут везде. Уже возвращаясь в Россию, прочитал о том, как в центре Санкт-Петербурга, на Невском, карманники обчистили представителей Интерпола, приехавших в город на Неве обсуждать проблемы противодействия преступности. А сколько подобных историй о краже денег и документов я успел услышать за 20 дней в самой Одессе из уст самих потерпевших, моих товарищей по несчастью! Отсюда первый совет – деньги храните в разных местах, а не в одной «корзине», а документы обязательно копируйте, заверяйте у нотариуса, а самый основной – ваш паспорт – прячьте прямо на теле под пластырем цвета загорелой на черноморском солнце кожи… Еще может помочь банковская ячейка, арендованная прямо на вокзале или в порту, или, на худой конец, камера хранения. Для гостиницы подойдут копии, а при убытии вы изымаете оригинал и не имеете проблем с пограничниками и таможней. В противном случае вы рискуете навсегда  остаться в том  месте, куда прибыли погостить на пару дней…
Сейчас мне легко подтрунивать над собой, шутить и давать глупые или дельные советы, но в Одессе, без документов…(!!!)  Деньги – дело наживное. Билет у меня в любом  случае сохранялся,  так как был в электронном виде, куплен через Интернет, но без какого-либо документа получить его я не мог. И потом, как пересекать границу с Евросоюзом? Или украинско-русскую?
Отойдя от первоначального шока, я подумал, что если уголовные элементы в этом городе работают столь активно, то так же действенна должна работать и одесская милиция. Или украинская полиция? Не суть важно. Тут все говорят на русском языке, который и до Киева, если надо, доведет. Я решил обратиться в железнодорожно-вокзальную милицию, так как вещи у меня увели рядом со зданием вокзала. Почему там? А просто в Одессе почти все маршрутки проходят через него. И в аэропорт, куда я и следовал, тоже. Кажется маршрут номер 107. Там, на пересечении путей, я и зазевался, а вещи были украдены. Простая логика подсказывала обратиться в привокзальное отделение милиции…
Наивный! Попавшийся навстречу наряд и слушать меня даже не захотел. Молодой сержант лишь улыбался, если не насмехался, и посоветовал дождаться следующего утра, когда появится начальство. Тогда можно будет написать заявление о краже документов и прочих вещей. О деньгах и банковской карточке речь вообще не шла: бесполезно!
Я стал ждать на вокзале южное солнечное, но безрадостное утро. Ночь тянулась, как трамвай «пятерочка» от ж-д. вокзала в сторону Аркадии. Прикорнуть было негде, а если и засыпал в зале ожидания на 5-10 минут, то сразу же появлялась дежурная, будила и выгоняла на улицу. Зал ожидания был, разумеется, платным, а денег  не было ни гривны. Побродив по перрону и прикинув: «Нельзя ли забраться в какой-нибудь поезд, следующий в Россию или до границы?»- я возвращался под своды вокзала и снова пристраивался в кресле подальше от глаз  вокзальных работников.
Так прошла моя первая, но далеко не последняя ночь на вокзале, положившая начало «одессиаде» бомжа в русско-финском варианте. Бомжа вдвойне: без постоянной крыши над головой, да еще в чужой стране ( к сожалению). Положительным было только то, что  в Одессе говорят по-русски. Но не все этот язык понимают. Утром в привокзальном отделении милиции меня напрочь отказались понять, даже толком не выслушали, а постарались просто спихнуть.
-Где были украдены вещи? У входа в здание вокзала? Тогда, дядя, иди в Приморское отделение милиции. Это их территория,- спровадил меня из тесного закутка украинский капитан. Причем адреса своих коллег не назвал, махнув неопределенно рукой.
Однако одну ценную информацию я все-таки получил: в Одессе есть Генеральное консульство РФ.
«Слава Богу!- подумал я. - Там мне помогут». Прожив в стране Суоми больше десяти лет и постоянно включая пару каналов российского ТВ, я почему-то уверовал, что в последнее время русские своих в беде не бросают. Значит, мой путь в тот день лежал в сторону Генконсульства России. И хорошо, что оно находится в Одессе: не надо добираться в столицу Украины. Не на что и незачем, если «свои» есть поблизости!
К сожалению, после долгих мытарств с уточнением адреса, истоптав ногами пол-Одессы, я нашел консульство ... закрытым. Был четверг, единственный, кроме выходных, неприемный день. Ну, не принимает Родина по четвергам своих попавших в беду граждан... Не теряйте документы по таким дням! Дипломатам на отдыхе не до ваших проблем. Местной полиции или милиции – тоже... Мне оставалось только гулять по улицам Одессы, прятаться от дождя в подворотнях и лихорадочно обдумывать пути выхода из этой дурацкой ситуации. Надо бы и место ночлега подыскать... В ожидании следующего дня я еще верил в помощь соотечественников. «Они не бросят. Я прорвусь..»
В пятницу с иллюзиями пришлось расстаться. На территорию российского консульства российского гражданина, утратившего документы, даже не пустили. Правда, дали совет: принести справку из милиции, подтверждающую утрату паспорта. Хорошо еще и справку из гостиницы, где проживал... Так, незаметно для самого себя, я вписался в замкнутый круг, из которого вытащить могло только чудо. А внутри очерченного в пределах Одессы круга зияла пропасть, воронка, засасывающая на самое дно, где обитали бомжи и бродячие собаки. И тех, и других в Одессе немерено. Собаки вполне могут загрызть, а бомжи – разорвать, как Тузик грелку, и уже до конца обчистить.
Выходные и последующие дни прошли, как в бреду, по одному сценарию. В привокзальном отделении милиции начальство не появлялось, а молодые ретивые лейтенанты и сержанты посылали подальше. В других отделениях милиции картинка повторялась:
- У вокзала, говорите? Тогда вам на вокзал, в привокзальное... Это их территория...
Что, до боли знакомая картина? Даже комментировать не стоит. Вот только позиции работников российского консульства я поначалу уяснить не мог. Неужели там не понимают, что украинская милиция просто не хочет заводить очередное «глухое» дело о краже, потому и не принимает мое заявление? Должны быть какие-то иные пути оказания помощи своим гражданам, попавшим в беду... Через неделю тщетных хождений я уже знал, что в своих злоключениях не одинок. В один из визитов  в отделение милиции при мне заглянул мужчина средних лет и поинтересовался адресом Генконсульства РФ, объяснив лейтенанту, что у него был украден паспорт. Я не успел посоветовать коллеге по несчастью запастись соответствующей справкой, но вряд ли бы её сразу выдали... У ворот консульства о такой же участи мне поведали еще пара человек. Но основная часть очереди состояла из тех граждан Украины или бывшего СССР, кто хотел бы переехать в Россию и получить российское гражданство. Им было проще – действовала соответствующая правительственная программа по переселению... А я бы не торопился. Мне была нужна справка. Обыкновенная справка из любого отделения местной милиции. О том, что я не верблюд, а гражданин РФ, утерявший  документы...  Или нужно было соучастие дипломатических работников. Так ли тяжело сделать  запрос по своим каналам о своём гражданине, так ли тяжело посоветовать хоть что-нибудь в такой ситуации? Но... тиха украинская ночь. И день. Шевельнуться никто не хотел...
Вы заметили, что я не вспоминаю, где я спал-ночевал, чем питался, где умывался. И вспоминать не хочется, до того омерзительна жизнь вынужденного бомжа. Видели бы меня к концу второй недели скитаний по Одессе! Впрочем, бомжи везде одинаковые: В Украине, России, Финляндии, Англии. Разве что на черноморском курорте теплее. В начале октября вернулась хорошая погода, и можно было подремать на пляже, греясь на солнце, или просто бродить по улицам. Ришельевская, Дерибасовская, памятники Воронцову и Пушкину, Утесову и «двенадцатому» стулу, церкви и монастыри... Я уже мог послужить кому-то гидом в прежде незнакомом мне городе...
Милиции до меня дела не было. Даже на просьбу переночевать хотя бы в КПЗ (в тот день ливень грозился смыть с улиц всё, что можно), дежурный милиционер порекомендовал облюбовать скамейку на свежем воздухе. Лишь один улыбчивый сержант (помните?) пристроил меня один раз в зале ожидания, а иногда угощал горячим чаем. Каждый раз, увидев меня на вокзале, он толкал напарника и восклицал: «Смотри, наш финн!» Он прекрасно знал, что я приехал из Финляндии, знал все обстоятельства, но сам ничем иным помочь не мог.
 Кстати, в это же самое время моя жена, мама, родственники и друзья уже подали в розыск, обзвонили все возможные учреждения Одессы, от морга до уголовного розыска, но следов отыскать не могли. Милиция, повторяю, меня в упор не замечала.
Что за идиот, этот рассказчик! А позвонить домой он не мог? Представьте себе, не мог. Если бы даже нашёлся одессит, который одолжил бы мне телефон, это помочь не могло. Все номера телефонов были «вбиты» в «память» мобилы, которой у меня уже не было. А наизусть все двенадцатизначные номера, кроме своего собственного, я не помнил. Как-то в этом не было нужды: нажимал кнопку, заглядывая в электронную память, и говорил со всем миром. Теперь-то прилежно заучиваю телефоны, что и остальным советую. Еще можно сделать татуировку, но номера меняются...
Меня искали со дня предполагаемого приезда домой, а милиция Одессы не находила, хотя я был на виду, и сам ходил в отделения, как на работу. Город цепко держал меня. «Хотел посмотреть? Смотри!.. Хотел пройтись по Дерибасовской? Ходи, топчи ноги, запоминай каждый булыжник на мостовой! Впечатления тебе пригодятся. Некоторые журналисты специально примеривают на себя одежду и судьбу бомжей или нищих, денька на три-четыре, а тебе, мой милый иностранный турист, я даю шанс остаться в этом качестве навсегда»...
Черт-те что померещится в стрессовом состоянии, от голода и холода, от безысходности разорвать порочный круг. И всё-таки через две недели, в Приморском (!!!) отделении милиции дежуривший майор Цыбульский, умудренный опытом, сжалился надо мной и принял заявление. Но не о краже, ограблении или еще как, а об утере заграничного паспорта по собственной вине. При этом он уточнил, что официальную справку для консульства я могу получить через ... 3 дня в ... привокзальном отделении УВД! Как и где я проведу эти три дня, его не интересовало. И на том спасибо! Продержусь и прорвусь...
Ночуя на автовокзале, откуда никто не гонял, или устроившись на скамейке под пасмурным небом, мне с трудом верилось, что где-то там, через три границы, есть всё, всё, всё. Дом, жена, дети, работа, друзья... Что они сейчас предпринимают для моего розыска, или уже оплакали и смирились? Сам я сдаваться не собирался. В голове роились варианты, один фантастичнее другого. Надо добраться до Харькова, а там, говорят, можно перейти границу с Украиной. Или сесть в любой автобус, упросив шофёра. Или... Но добропорядочный и послушный гражданин, привыкший в Финляндии жить по законам, отвыкший от коррупционных чиновников и мздоимства со стороны блюстителей закона, останавливал полёт фантазии. Тем не менее, способ связаться с родными я искал каждый день. Наконец-то мне повезло. Я встретил настоящего человека, который  помог мне. Коренной одессит В.Пасечник, живущий на улочке из четырех домов (но на ней родился Утёсов!), разглядел не опустившегося бомжа, на которого я уже был похож, а попавшего в беду человека.
Позже он объяснил, что бомжей одесситы не переносят. Слишком много их в городе, наглых и агрессивных. Но 56-летний художник-витражист поверил интуиции, а его дочь со своей подругой, владея Интернетом, помогли затерявшемуся «финну». Хорошо, что существует сайт «одноклассников». Благодаря интернету, а не с помощью телефона, я связался с другом. И далее, по «цепочке" во всемирной паутине, -  со своими родными. Я сообщил, что жив, но не могу вырваться из Одессы. Без помощи в такой ситуации я бы точно остался в том южном городе еще надолго...
Остальное было делом техники, хотя мало только дать знать о себе. Нужно было еще получить нужные справки для возвращения хотя бы на территорию РФ. Последние дни в Одессе превратились для меня в сплошной «сюр», опять же благодаря одесской милиции. Но об этом надо рассказывать отдельно, приняв успокоительное и имея под рукой психолога, поэтому не буду нагнетать краски. Всё завершилось банально: прилетела жена, заплатила начальнику Приморского ОУР  г. Одессы  «энную» сумму евро за якобы «проделанную» работу по моему розыску, и я получил вожделенную справку об утрате документов. Генеральное консульство России, убедившись, что я не «верблюд», выдало мне справку для возвращения в Россию (услуга платная). Поезда из России в Петербург ныне ходят через день, вот и едем ближе к родному дому... И только оттуда, из России, из Петрозаводска, продолжится путь в Суоми...

Рассказчик еще месяц ждал в России новый загранпаспорт, а финскую «олескелалупа» - или разрешение на постоянное проживание и работу  в Финляндии – ему сделали за два дня. Может быть, ему стоит подумать  о принятии гражданства другой страны?

Петербург – Петрозаводск – Турку.

декакбрь, 2008