Из записной книжки штурмана отцовские дневники 4

Сергей Данилов-Ясинский
16 июня 1959г.
07-00
Идём курсом 209°, по Бискайскому заливу. Прошли 200 миль, впереди Испания.
В 09-00 руководителей (курсантской) практики собрал вице-адмирал Михайлов. Тезисы его выступления:
1) Курить на юте разрешается только в перерыв. На бак  никому не ходить без соответствующей на то команды.
2) У мичмана крейсера украли суконные брюки. Расследовать и доложить.
3) В «чехлах» (белые чехлы на фуражках) по палубе не ходить.
4) Солёный душ на палубе можно принимать с 11-30.
5) В отдых тем, кто отстоял вахту с 00-00 до 04-00, разрешается спать раздетым до 10-30. При тревоге быстро вскакивать и одеваться.
6) Иллюминаторы отдра;ивать только по приказанию дежурного по кораблю.
Просил во время стоянки у острова Альбаран (после прохода Гибралтара в Средиземном море) подать сведения о количестве отстоявших вахт, о решённых задачах, о дисциплинарных взысканиях  и о партийно-политической работе.
18-00
Продолжаем идти курсом 209° и намерены пройти от берега Испании в 8 милях.
21-20
Курс 213°,О. Идём мимо побережья Испании на расстоянии 12 миль. Берега не видно, ибо видимость всего 4 мили. Через 2 часа выйдем в Атлантический океан… В бинокль (только что) стали видны испанские горы – довольно высокие. Эти же берега видел при уходе и возвращении из плаваний в поисках Индии Христофор Колумб.

В школьные годы я увлекался чтением «пиратской» литературы. Одной из самых любимых книг была «Одиссея Капитана Блада» Сабатини. Мы спорили с отцом о сюжете романа. Он говорил, что всё это красивые выдумки, а на самом деле «всё было страшно, грязно и жестоко…».  В 15 и 16 веках Испания и Португалия были переполнены золотом. Галеоны (испанские корабли) перевозили тонны жёлтого металла, притягивавшего к себе грабителей всех мастей и национальности. До конца 16 века испанцы поддерживали на морях свой относительный порядок, однако после того, как их могущество было подорвано Британией, то «надзорные» функции на морях стали предметом ожесточенной конкуренции между ослабевшими Испанией с Португалией и новыми претендентами на эту роль: Данией, Британией и Францией. А надзирать-то было за кем – слишком много развелось морских разбойников. Их называли по-разному. Самый распространенный термин пираты (в переводе с латыни pirata означает «попытка»).
Чуть менее известны буканьеры (buccaneers). Изначально эти люди были вольными охотниками, жившими в основном на островах Карибского моря. Они имели привычку жарить мясо на деревянных рамках – бука;нах, и называли этот метод приготовления пищи «барби;ко» (отсюда и появилось «барбекю»). Впоследствии слово «буканьер» распространилось на всех пиратов. Одним из самых знаменитых буканьеров был Генри Морган (1635—1688) – он заработал кучу денег, вернулся в родную Британию и получил даже рыцарский титул. Генри Морган в юности был рабом, а умер британским рыцарем.
Сами испанцы называли пиратов пикаронами (picar – «преследовать»). Нам же более известно такое название морских грабителей, как флибустьеры (от искажения датских слов vrij – свободный и buit – добыча). Они отличались от корсаров (от итальянского corso – погоня) и каперов тем, что действовали без санкции правительства, зачастую из неких благородных побуждений. Этот термин применялся к лихим «приключенцам», самовольно захватывавшим территории Мексики и островов Карибского моря, однако впоследствии понятия «флибустьеры», «каперы» и «корсары» слились и стали пониматься, как  морские пираты.
Надо добавить, что, начиная с 17 века, правительства вышеуказанных государств охотно выдавали разрешения, так называемые, «каперские свидетельства» на захват  неприятельских судов, а также судов нейтральных стран, перевозивших грузы для врагов. С виду каперство было похоже на одну из форм ведения войны. Одним из самых известных каперов был сэр Фрэнсис Дрейк (1540—1596). О престижности этой «профессии» говорит хотя бы тот факт, что Дрейк был вторым командующим офицером английского флота в знаменитой битве с испанской «Непобедимой Армадой» (1588).  Нелепая судьба: капитан, разбивший испанцев, умер от банальной дизентерии. Сэр Фрэнсис Дрейк был первым в мире командиром экспедиции, действительно совершившим кругосветное путешествие (ведь Магеллан умер в пути, а оставшиеся корабли вел Хуан Себастьян де Эль Кано).
Конечно, дальний поход отца – не кругосветное плавание, но крейсер «Фрунзе» проходил мимо именно этих же государств (Дании, Британии, Франции, Испании и Португалии), которые были в своё время сильнейшими морскими державами. К тому же от берегов Испании уходил в свои 4 путешествия на поиски Индии всем известный Христофор Колумб. Кстати, в 1488 году некая Беатрис Энрикес де Арана (не жена, однако) рожает Колумбу сына Фернандо. Колумб не только признал этого ребенка, но и не забыл его впоследствии. Через тринадцать лет он взял его юнгой в одну из своих экспедиций. Именно Фернандо напишет потом биографию своего отца, которая станет главным источником сведений о великом мореплавателе. Я тоже пытаюсь отдать должное своему отцу, описывая его поход вокруг Европы, хотя и не ходил с ним в это плаванье юнгой (шутка!).

22-30
Идём Атлантическим океаном. Курс 183°,О. Глубины до 5 тысяч метров.

17 июня 1959г.
03-00
Вышли к берегам Португалии. Курс 183°,О. До берега 30 миль. Океан спокоен.
11-00
Идём прежним курсом. Мы находимся между двумя материками: слева Европа, справа – Америка, разделённые Атлантическим океаном. От побережья Португалии до острова Ньюфаундленд (Канада) и полуострова Лабрадор около 1800 миль.
Берега Португалии не видны даже в бинокль. Глубины по курсу от 94 до 2 тысяч метров.
14-15
Легли на курс 166°,О, глуби;ны от 780 до 2200 метров.
В 17-40 обогнали сухогрузный английский транспорт «Trelawnu» (порт приписки Лондон). Расстояние по тра;верзу 400 метров.
В 19-30 начали стрельбу главным калибром по морской цели 3-ей и 4-ой башней (крейсера). Дальность стрельбы 150 кабельтов (это около 28 км).

Я помню показательные стрельбы военных кораблей на празднике в День Военно-морского флота 1956 года в Балтийске. В этот день жён и детей моряков допустили далеко на мол – гряду из камней, уходящую в залив. Гряда – по моим детским впечатлениям – была довольно высокая (около 2-х метров над уровнем залива). Утром было построение моряков на кораблях, расцвеченных специальными военно-морскими флажками. Затем торжественное поздравление личного состава командующего Балтийским флотом, проходящего вдоль парадного строя кораблей на катере. И всё это сопровождалось громкими маршами типа: «Марш нахимовцев» или марш «Варяг» и т.д.  А какая у них (офицеров) была красивая морская форма и кортики!..
Как-то мама рассказывала, что в сорок шестом году, летом, отец приехал в отпуск в Саратов к своим родителям. Сестра отца – та самая Антонина-сокурсница по мединституту – познакомила его со своей подругой – моей мамой.  И на свидание отец пришёл при полном параде: в белой морской форме и… с кортиком!..  Гуляя, они спускались от городского сада «Липки» по Бабушкиному взвозу к Волге. Тогда ещё набережной не было, и все парочки гуляли в «Липках». Проходя мимо кучки каких-то парней, они услышали, как это бывает в России, не очень нормативную лексику в их отношении. Причём фраза касалась офицерской формы… Мало сказать, что отец был вспыльчив – он был неистово вспыльчив!.. Выхватив из ножен кортик, он кинулся на эту компанию (человек в семь), размахивая блестящим на солнце кортиком. Он точно бы их поколол или порезал, но они с криками бежали в разные стороны, а толпа гуляющих так просто аплодировала!.. Мама, конечно, была перепугана, но в восхищении… Потом он долго чистил от пыли свои белые брюки  и оправдывался, краснея.
Так вот, о празднике в Балтийске. Затем была высадка морского десанта на оконечность мола со стрельбой и взрывами и прохождение дивизиона торпедных катеров вдоль мола на столь близком расстоянии, что волна от катеров перекатила мол и залила всех гостей праздника до колен. Дети, включая и меня, радовались больше всех. А затем два корабля вышли в залив и расстреляли из орудий несколько заранее привезённых «рогатых» мин. Это было здорово!.. Орудия гулко ухали поочерёдно: то на одном корабле, то на другом… Стрельбы носили соревновательный характер: кто быстрее уничтожит мины. Столбы воды вставали даже от простых снарядов, а когда взорвались мины, то нашему восхищению от высоты водяных столбов не было предела. А потом нам разрешили посетить некоторые корабли в качестве экскурсии. На одном из них я залез в артиллерийскую башню главного калибра, и мама долго не могла «выковырять» меня оттуда. Пришлось ей просить помощь у «местного» мичмана. Ближе к обеду всех угощали флотским компотом из сухофруктов и бесплатным печением – я съел целую пачку и выпил два стакана компота. А потом мы долго искали гальюн (так называют на корабле уборную), кстати, одно из самых чистых мест на корабле – там проводят время в уборке по нарядам все нарушители дисциплины.
   
22-00
Легли на курс 110°,О, идём к Гибралтару. От Лиссабона до Гибралтара  примерно 300 миль. Обогнули  португальский мыс Сан-Висенти (как и в походе 1929 года).  Прошли мимо мыса Санта-Мария. До берега 8 миль. Самого берега не видно – дымка. Глуби;ны по курсу от 190 до 1300 метров.

СПРАВКА: Гибралтарский пролив – международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер, британская крепость и военно-морская база Гибралтар.
Государство Гибралтар – это заморская территория Великобритании на юге Пиренейского полуострова, включающая песчаный перешеек, соединяющий скалу с полуостровом. Королева Великобритании лично назначает Губернатора и Главного министра. Название «Гибралтар» происходит от имени арабского полководца Тарик ибн Зияда. В его честь Гибралтарская скала была названа горой Тарика (Djebel al-Tarik). По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами – Гибралтарская скала на севере и скала Муса; на юге. Уже в то время (1959 год) Гибралтар являлся военно-морской базой НАТО.

Помню, в детстве, когда собирал марки, мои друзья хвалились, что у них есть марки Испанского Марокко и есть – Французского Марокко! Мы понимали, что это африканские территории-колонии Испании и Франции. И знали уже, что находятся они на самой северной оконечности Африки, где-то у Гибралтара. А там – «жуткое» рабовладение и работорговля!.. Всё это кружило голову и было для нас очень впечатляющим!.. Я был не очень активным филателистом. И марок у меня было мало – в основном немецкие, снятые с писем, найденных в развалинах Калининграда (бывшего Кёнигсберга). А этого «добра» у всех моих друзей было навалом. Сейчас, наверное, это было бы очень ценным «имуществом». У одного «асса-филателиста», живущего за железнодорожным вокзалом (а мы к нему часто наведывались), ребята с восхищением листали целые серии марок, посвящённых вооружению гитлеровской Германии: мотопехотным войскам, артиллерии, флоту, авиации. Мы ахали, глядя на них, завидовали и «разрабатывали» между собой варианты предложений по обмену с ним марками. А он презрительно говорил нам:  – Nein! Verstehen?.. (Продолжение следует)