Ориентир - счастье?

Татьяна Кожухова
   
Посмотри(те) пару видеороликов, дорогой читатель!
http://video.mail.ru/mail/yarvi_753/_myvideo/109.html
http://video.mail.ru/mail/lomoff58/1040/1048.html?liked=1
Можно это сделать и после прочтения заметки.
А можно и не смотреть...Через некоторое время узнать, как незаметно и тихо образование в России стало платным - школы перешли на "самоокупаемость".
Вам это кажется невероятным?
Или нас уже нечем удивить?
Куда мы идём?

____
       В настоящее время нахожусь на практике в одной из школ города Турку соседней страны.
О моих наблюдениях за образовательным процессом написано в заметке "солнышки"*.
Финское образование всех уровней - бесплатно!
Как для Финляндии, так и для Швеции характерна высокая роль, которую придают педагоги и политики дошкольным учреждениям и младшей школе в системе образования. Именно они поставлены во главу угла всей школьной системы.
Считается, что успех или неуспех ребёнка определяется именно началом его образовательного пути.
Как получается у них воспитывать в детях самоуважение, эмпатию, способность понимать чувства других, сохранять свою индивидуальность  и при этом ладить с окружающими? 
Цель - воспитание счастливых детей, - присутствует уже в дошкольныйх учреждениях - "дневных домах". Дети там уверенны в том, что их слушают и слышат, - без чувства уверенности невозможно раскрытие творческого потенциала.
 Для этой ступени необходимы педагоги самой высокой квалификации.
"Самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Именно в этот период можно многое испортить, испортить всю жизнь человека. В старшем звене, конечно, тоже можно навредить, но это сделать не так легко. Поэтому самые квалифицированные педагоги должны работать именно в младшем звене", - говорит Эскил Франк, вице-ректор педагогической высшей школы в Стокгольме.
В Финляндии педагоги дошкольной ступени должны иметь высшее университетское образование и общины обязаны предоставить каждому ребёнку возможность посещать детский сад или подготовительный класс при школе. Детей, живущих в отдалённых районах, привозят в школу на специальном школьном такси.
Государство адресно инвестирует в образование каждого отдельного ребенка.
"Нам нужен каждый ученик, мы не можем себе позволить безнадежные случаи!" - говорит Юкка Сарьяла, президент центрального департамента образования в Хельсинки.
Педагогическая установка на решающее значение младшей ступени отчётливо проявляется в распределении государственных средств на образование: основной поток финансирования идет на ступень дошкольного образования и младшей школы. Роль учителя в старшем звене не так высока, как в младшей школе. Если младшая школа качественно выполняет свою работу, то расходы на старшую снижаются. Затраты средств на младшую ступень в Финляндии значительно выше, чем в ФРГ, а на старшую - ниже. В ФРГ повышенное внимание уделяется именно старшей школе. Это существенное отличие от глубоко укоренившейся как в Германии, так и в России установки на важность именно старшей ступени, задача которой - обеспечить поступление в вуз.
В Финляндии и Швеции "сильная школа" - та, которая поднимает слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться.
В финской системе образования учителям предоставлена высокая степень свободы, гарантированная законом. Преподавательская деятельность на любом уровне неразрывно связана с исследовательской деятельностью. Эрхо Лехтонен - профессор, декан Факультета Образования Университета г. Турку отмечает, что "это является отличительной чертой образования, которое мы даём выбравшим педагогику, - "учитель - исследователь.""
Не потому ли владение всей палитрой педагогических методов и подходов в сочетании с педагогической свободой позволяет учителю держать ориентир - на счастье?
______

*Солнышки http://www.proza.ru/2010/05/13/141
______
1.Владимир Загвоздкин "Секрет финского успеха" Русский журнал
http://www.russ.ru/pole/Sekret-finskogo-uspeha

2.Ксения Кошелева "Образование в Финляндии: есть чему поучиться!" Stop in Finland 4.2009