Говорящий стол

Лёшенька Сычёв
"Стол - единственное место, где люди не скучают..."
А. Брийя-Саварен

Столы - важнейшая часть современной мебелировки. В отличии от диванов и стульев на столе можно делать множество важных дел. Например, обедать, пить с друзьями водку, писать стихи и письма, читать книги, пересаживать цветы, чистить клетку любимого хомяка, играть в шахматы и шашки и даже любить жену.
В иракском городе Хадита на реке Евфрат был антикварный магазин, где среди раритетной мебели XVIII-XIX вв. стоял круглый стол с тремя изогнутыми ножками. Хозяин этого магазина по имени Имран сказал мне, что по ночам стол начинает тихо разговаривать. Я выразил недоверие, но его брат Худ предложил мне самому убедиться в его словах и пригласил вечером посетить его магазин.
- А на каком языке разговаривает ваш стол? На арабском или на курдском? - с сомнением спросил я.
- Его язык понятен всем, независимо от национальности, - ответил Худ.
Я принял приглашение хозяев и вечером вернулся в антикварный магазин. В ожидании ночи мы сели пить чай за необычный стол и вели разговор на отвлечённые темы. Я старался скрыть недоверие, а хозяева не пытались убедить меня в необычных способностях своего стола.
В половине первого стол заскрипел, словно пытаясь собраться с мыслями. Имран убрал посуду и сел напротив.
- Сура 70. Ступени, - раздался голос тяжело больного старика, говоривший на русском, но судя по всему Имран и Худ тоже всё понимали, - Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Спросил вопрошающий о наказании, падающем на неверных... - голос продолжал цитировать Коран. Сначала я подумал, что звучит магнитофонная запись, но кто её мог включить, если братья всё время сидели передо мной? - ...человек создан колеблющимся, когда коснётся его зло - печалящимся, а когда коснётся его добро - недоступным...
Вскоре сура закончилась, и голос стих. Я вопросительно посмотрел на хозяев. Казалось, они не замечают меня и находятся в трансе.
- Уже в самом отношении религии в её непосредственности к остальным формам человеческого сознания заключены ростки раздвоения, поскольку обе эти стороны находятся в состоянии взаимного обособления, - я узнал работу Гегеля "Раздвоение религии и свободного мирского сознания", - Однако это обособление обеих сторон сразу же подвергается двойной модификации.
После Гегеля стол принялся читать Камю "Миф о Сизифе", а часам к пяти закончил поэму Лукреция "О природе вещей" и замолчал. Через некоторое время Имран и Худ вышли из оцепенения.
- Теперь вы убедились? - спросил Худ.
- Трудно поверить. А ваш стол читает произведения только на религиозную тему?
- Не обязательно, но, как правило, он начинает с Корана.
Попрощавшись с братьями, я ушёл, так до конца и не поверив в говорящий стол.
Вскоре в Хадиту вошли американские войска. Имран и Худ ушли в партизанский отряд, а в их антикварном магазине американцы устроили казарму. Вы только представьте себе, как орал стол, когда американские интервенты рубили его и бросали в печь.

7-10 февраля 2003 года, Тула