Первая зарплата

Юрий Вшивцев
—Хочу наручные часы! - объявил я родителям незадолго до летних каникул.
—Сначала без троек закончи год и на «хорошо» сдай экзамены. А там видно будет, - отец всегда на первое место ставил мою учебу.
Приближались экзамены за восьмой класс. Первые в жизни настоящие экзамены. Я почему-то их не боялся. Готовился как все, регулярно посещая дополнительные консультации и не утруждая себя полуночными бдениями за учебниками. Был уверен, что сдам с первого раза.
Результаты превзошли все ожидания: сочинение — 5, русский язык — 4, алгебра — 5, геометрия — 4. Успешно переведен в девятый класс и благополучно отпущен на каникулы.
Вопрос о приобретении модных часиков снова повис в воздухе.
—На часы зарабатывай сам. Уже не маленький. Пора познавать, как достаются трудовые денежки! - батя строго взглянул на меня.
Я пошел работать на стройку. Отец помог устроиться на лето в отдел капитального строительства шинного завода. Меня направили на строительство общежития. Участок находился в двух кварталах от дома. Здесь работал ночным сторожем мой отец. Я стал подсобным рабочим с сокращенным рабочим днем. В течение первой недели было ужасно тяжело. Таскал по лестницам кирпичи, ведра с раствором, носилки со строительным мусором.
Потом на стройке появились еще трое пацанов моего возраста. Стало на много легче. Мы «модернизировали» подачу раствора и кирпичей, придумав всякие связки и обвязки. Это проще и быстрее.
Вскоре на практику прибыла группа девчонок из ПТУ. Будущие штукатуры-маляры поначалу относились к нам свысока: все-таки на 2-3 года старше нас. Но потом мы передружились и большой компанией ездили на воскресенье на Черное озеро — излюбленное место отдыха городской молодежи.
Здесь впервые в жизни я подарил девушке букет полевых цветов, состоявший из ромашек и... щавеля. Эта девчонка была такой веселушкой и пышечкой, что невозможно с ней даже разговаривать спокойно. Никто не хотел с ней дружить, и парня никогда у нее не было. Никто никогда не дарил ей цветов. Когда я вручал ей букет, она густо покраснела и отвернулась. На следующий день она не вышла на работу, и наши пути разошлись.
Заработал я за июнь 180 рублей. По тем временам это большие деньги. Не каждый взрослый имел такую зарплату. Я купил себе наручные часы «Восток» и спортивный  велосипед — мечта босоногого детства. Остальное отдал родителям.
На следующее лето после девятого класса я сам напросился на работу. Экзаменов не было, и первого июня я приступил к исполнению обязанностей подсобного на очередной стройке родного города. Наш участок объединял строительство сразу четырех домов, поэтому подсобников — моих ровесников — собралось целое звено: более десяти человек. Мы больше дурака валяли, чем помогали строителям. Поэтому и заработали в два раза меньше. Я получил всего около 100 рублей. И все отдал родителям.
На этом мои странствия по стройкам города не закончились. Два объекта — Дворец пионеров-мемориал и биохимзавод — объявлены ударной комсомольской стройкой. Сколько раз мы выезжали сюда всем классом на уборку территории и другие подсобные работы!

Зарабатывать деньги собственными руками трудно, зато в дальнейшем не грызет совесть, и никто не назовет тебя нахлебником или альфонсом. Лучше самому зарабатывать копейки, чем жить за счет других или быть рабом чужих капиталов. Это мое собственное мнение.