беседы о деньгах

Валерий Чернышов
- пойдем прогуляемся, сказал я Азе, подумав про себя, что даже рад тому, что мне не предложили другого ассистента,
- ну пошли, быстро, даже не спрашивая, куда конкретно пойдем гулять, сказала она.
Мы шли молча в Гайдн парк, только иногда случайно дотрагиваясь друг до друга рукавами. Каждый думал о чем-то своем.
- ты сегодня не такой как обычно, заводила и душа компании, сказала Аза, что-то случилось…

- нет, сказал я. Немного помолчав, добавил
- у меня просто так бывает, что ни с того, ни с сего немного ухожу в себя, прокручивая разные мысли.
- и что за мысли сейчас, спросила она, хитровато искоса, заглядывая мне в глаза,
- знаешь, сказал я, мне сейчас хорошо. Мне нравится вот так ходить, когда тихо и тепло на душе, но в такие минуты вспоминается поговорка - будь оптимистом когда все плохо и пессимистом, когда все хорошо. У меня нет пессимизма, но появляется желание остановить ход мыслей, и иметь как можно более ясную голову, когда приятно, вот, так как сейчас,
- что-то ты запутал меня, улыбнулась Аза.
- хорошо, идем сюда,
- а…
- тшшш, пошли, я взял ее за руку и мы пошли.

Мы подошли к перилам, облокотились на них. Посмотрели на закат солнца, на воду, голубей и лебедей, которые плескались в парке. В воде отражалось бликами солнце, прыгая зайчиками. Деревья распушились листвой.
- вот посмотри сюда, что ты видишь,
- вижу тоже, что и ты, сказала тихо Аза, пытаясь все же что-то разглядеть.
О чем ты мечтаешь, тихо спросил я,
- Аза набрал в рот воздуха, и уже начала загибать первый палец, что начать считать количество своих мечтаний,
- тшшш… я понял, сказал я, не торопись. Теперь вспомни, о чем ты мечтала лет 7 назад.
Она задумалась, начав вспоминать свои прежние мечты.
- ты мне только скажи, те мечты сильно отличаются от сегодняшних, только не торопись отвечать, подумай,
- не сильно, но отличались, уже более спокойно и задумчиво, сказала она. Я молчал, не торопил ее мысли.
- а как ты думаешь, еще лет через десять ты будешь мечтать о том же…
- не знаю, я так никогда не думала, еще далеко до этого, зачем себе забивать голову этим, Валер…

- Послушай меня. Представь, что люди жили бы 40 лет, чтобы понятнее была мысль. Когда я был маленьким, мне хотелось скорее пойти в школу, чтобы я был уже большим школьником. Потом хотелось быть спортсменом, потом хотелось стать старшеклассником, тогда же начнется жизнь. А потом думал, когда получу профессию, можно начинать жить. А потом когда начну же работать, это уже будет совсем другая жизнь. Потом думал, что когда заработаю денег достаточно, вот это уже будет жизнь. Я говорил тихо, иногда спокойно поглядывая на Азу, которая задумчиво смотрела то на меня, то на озеро.
Потом когда женюсь, потом когда детей рожу, потом, потом, потом. И вот мне на днях сорок лет, а жизнь то кончается, все, рубеж. И выходит, вся жизнь прошла вот в этом ожидании начала жизни. А жить осталось чуть больше недели. Значит, сама жизнь и была вот этот вечер, это озеро, эти гуси.
Мы чувствовали руку друг друга, я замолчал… После паузы сказал
- вот поэтому хочется не сбивать душевным шумом вечер. Не перебивать мыслями вот эту тишину. Поэтому и не хочу замыкаться на том, где я сегодня буду ночевать, и где ночевал вчера. Все придет, только придет само, без страшных усилий, надо только делать поступательные движения, а не титанические усилия. Представь, что ты на минуту прилетела сюда из своего будущего. Смотри и наслаждайся моментом, гляди вокруг.
- я сейчас подумаю, что ты пытаешься меня соблазнить, сказала Аза, и глаза ее заулыбались. Ее лицо было в нескольких сантиметрах от моего. Я приблизился к ее шее, почувствовал ее запах и тихо в шею сказал
- хорошая новость в том, что мы не знаем, сколько лет нам отведено, сорок или все восемьдесят.

Аза содрогнулась,
- ты точно меня сейчас соблазнишь, но нам преподаватель по экономике говорил, что лавное, это экономика и деньги. Он говорил (Аза скривила губы и стала передразнивать)
- если вы не будете контролировать деньги, они будут контролировать вас. Поэтому, чтобы эти годы провести в прогулках с (она приблизилась еще больше ко мне) любимым человеком, надо научиться контролировать деньги.
- и как он предлагал это делать, спросил я,
- говорил, что надо учить экономику, скороговоркой сказала она,
- достойное мнение, ну а ты сама как думаешь,
- ну не знаю, наверное, учить экономику, Аза захохотала и обняла мою руку.
- а что ты скажешь, сам то как думаешь, спросила она, став серьезнее.

Аза, я как раз могу только думать, а утверждать только когда продемонстрирую свои мысли. Но раз ты спросила, помнишь, я рассказывал тебе о цветке, что если его приблизить очень близко к глазам, то не увидишь его целиком.
- помню,
- а попробуй так же сделать со своей финансовой жизнью сейчас. Посмотри на нее издалека, лет на 25 вперед,
- ой, Валер, ты так пугаешь, это ведь как начнешь думать, становится страшно.
- хорошо, не думай. Но тогда скажи мне, если накормить голодных шакалов, что они будут делать
- я не шакал, сказала аза, и добавила другим тоном
- голодный, глядя на меня исподлобья,
- они все съедят и будут крутиться на пузиках. Если быть честными перед собой, то тоже самое, делают и большинство людей, когда все в порядке, мы крутимся на пузике и забываем, что может настать голодное завтра.
- а зачем себя программировать на то, что может быть голодное завтра,
- правильно, милая. Правильно, не надо себя настраивать, но ведь есть такая поговорка - надейся на лучшее, готовься к худшему. Ведь если ты хочешь победить в соревнованиях, ты же не будешь лентяйничать, говоря себе, что ты и так выиграешь. Ты ведь будешь готовиться, заниматься, увеличивать нагрузки. Так почему в деньгах мы должны просто ждать, разве думать об этом плохо.

- Хорошо, что ты предлагаешь… спросила Аза, уже думая, что я специалист.
- Аза, знаешь, а я не плохой лектор,
- ты меня соблазняешь или лекцию будешь сейчас читать,
- я не плохой лектор, а знаешь, какая задача у лектора.
- прочесть лекцию, Аза постоянно хотела отшутиться,
- задача у лектора, не замечая ее шуток, сказал я, не казать что-то ново, а извлечь из человека тор, что он уже знает давно, только подзабыл. Так вот, представь, что у тебя есть сейчас деньги, тысяч пятьдесят фунтов. Вот как ты думаешь, глядя на жизнь как на цветок, издалека, на отрезке 25 лет, что с ними надо делать, чтобы они через 25 лет сохранились и преумножились. Сейчас не торопись и подумай, что надо с ними делать, мы с тобой пройдемся завтра также гулять, тогда и поговорим, ты мне скажешь, что ты придумала. А сейчас, сказал я, давай просто постоим и помолчим, сказал я, и взял ее крепче за руку.